... В саду морского Никольского (правильнее - Николо-Богоявленского) собора есть обелиск. Установлен он был в 1908-м году моряками Гвардейского экипажа в третью годовщину Цусимского сражения в память о погибших на броненосце "Александр III". Конечной точкой экскурсии должен стать именно этот обелиск. Начать прогулку я решил от проходной Балтийского завода...
"... Коковцев повернул голову, и перед ним возникло невероятное зрелище: мимо «Суворова» прокатило остов корабля, уже не имевшего ни мачт, ни труб, он шел с сильным креном, его правый борт раскалился докрасна, будто противень, дым из кочегарок вырывался не из труб, а прямо из палубы, будто там, внутри корабля, работали огнедышащие вулканы. А вся носовая часть была вскрыта, словно жалкая консервная банка. Но он все-таки шел. Он все-таки стрелял!
— Кто же это? — не мог узнать корабля Коковцев.
— Это «Александр III», досталось ему... бедняге.
Не это поразило Коковцева — другое! На мостике броненосца, в очень спокойных позах, как дачники на веранде, стояли, облокотясь на поручни, офицеры и мирно беседовали, а вокруг них все рушилось, все погибало в пламени.
— Гвардия, — произнес Коковцев. — Помогай им Бог."
В.Пикуль, "Три возраста Окини-сан"
27-28 (по старому стилю 14-15) мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра приняла бой в Японском море недалеко от острова Цусима... Я не буду описывать ход сражения и его итоги - этой информации в интернете достаточно. Цель моей заметки - почтить память моряков, участников этой битвы. Для этого я решил сделать фотоэкскурсию по местам Санкт-Петербурга, связанным с той войной.
11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года броненосец был готов к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
... Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетевшим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандартом, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека...
12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.
... Я решил прогуляться до Балтийского завода от метро "Приморской", а там уже начать по-тихоньку фотографировать. Зря. Минут 40 потраченного времени - пока добрался до намеченной точки. Впрочем, сделал несколько снимков на Кожевенной линии - корпусов заводов, построенных на рубеже XIX и XX веков...
В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:В этих промышленных районах оказались и памятники XVIII века. Жаль, что никто не хочет ими заниматься:
Это особняк Брусницыных, владельцев кожевенных фабрик. Построен во времена Екатерины II...
А вот Косая линия оказалась пооживленнее. На ней даже нашлись цветущие яблони!
На Косой линии корпус училища имени С.О.Макарова, адмирала, погибшего возле Порт-Артура... Корпус построен в конце XIX и сегодня производит отличное впечатление - все красиво отреставрировано, территория чистая и аккуратная:
Ну вот и главная проходная Балтийского завода:
|
я здесь был
На карте
Балтийский завод Санкт-Петербург
Балтийский завод находится в устье Невы на юго-западной оконечности ВО.
Основан в 1856 г. купцом М. Е. Карром и инж. М. Л. Макферсоном как литейный, механический и строительный завод.
В 1874 г. стал собственностью русско-английской акционерной компании. Через год компания была преобразована в "Русско-Балтийское железоделательное и механическое общество".
Предприятие разделилось на две части: судостроительную у Невы и механическую между Кожевенной и Косой линиями.
В 1894 г. завод перешёл в ведение Морского министерства.
Большое число зданий на территории завода строили А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд, П. П. Висьневский, А. И. Голицынский.
На предприятии строились военные корабли: канонерская лодка "Опыт" - первый в стране железный корабль с броневой защитой (1861), "Адмирал Нахимов" - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер (1884-1887), линкоры "Севастополь" и "Петропавловск" (1909-1914). С 1901 г. на заводе строятся подводные лодки.
В 1912 г. на заводе был создан воздухоплавательный отдел для строительства дирижаблей.
Один из видов деятельности завода - производство судовых машин и механизмов, паровых котлов, электродвигателей.
После окт. 1917 здесь стали строить и суда хозяйственного назначения, ледоколы.В послевоенные годы Балтийский завод стал строить военные корабли с ядерными энергетическими установками. В 1997 г. построен крейсер "Петр Великий".Комплекс сооружений Балтийского судостроительного и механического завода:
Жилой дом служащих и школа (лит. К-1) 1906-1908 гг. - автор не установлен.
Производственный корпус (малый механический цех) (лит. К-6 цех 9) начало ХХ в. - автор не установлен.
Служебный корпус (лит. К-18) начало ХХ в. - автор не установлен.
Большая механическая мастерская (лит. К-21) 1891, 1890-е., 1907 гг. - автор не установлен.
Медницкая мастерская (лит. К-40) 1898 г. - автор не установлен.
Производственный корпус (лит. К-41) начало ХХ в. - автор не установлен.
Главный административный корпус (с плазом) (лит. К-47) 1906 г. - автор не установлен.
Электростанция и склад листовой стали (лит. К-51, К-52) конец ХIХ века - автор не установлен.
Судостроительная мастерская (лит. К-53) конец ХIХ века - автор не установлен.
Корпус - Кожевенная линия, 18-20 - 1890-е гг. - арх. А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд.
Котельная мастерская - конец 1890-х гг. - арх. П. П. Висьневский, 1910-х гг. - арх-ры Л. Г. Эмме, П. Н. Шаховский - расширение.
Церковь Балтийского судостроительного и механического завода во имя Св. Николая Чудотворца. Церковь принадлежала Морскому ведомству. Она располагалась в железобетонном здании столовой завода. Здание церкви одноэтажное, двусветное. Храм был рассчитан на 6000 человек. Церковь была устроена по ходатайству начальника завода генерал-майора Петра Филипповича Вешкурцева. Освящена 16 декабря 1907 г. В храме имелось два престола: главный - во имя Св. Николая Чудотворца и придельный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Около церкви находилась звонница. Прихожанами храма были мастеровые и рабочие завода. По штату, который был высочайше утвержден Николаем II в 1910 г., при церкви положены были: один священник, диакон и псаломщик. Они получали денежное довольствие за счёт Морского министерства. Причт пользовался казёнными квартирами с отоплением и освещением в домах, принадлежащих заводу.После 1917 г. на заводе изготавливали сельскохозяйственные орудия, оборудование для Волховской ГЭС и др. строек страны, ремонтировали корабли и суда Трансбалта. В середине 1820-х гг. завод вновь приступил к постройке судов. В 1925 был спущен первый советский лесовоз.
В 1935 г. присвоено имя Орджоникидзе.
В годы ВОВ завод выполнял заказы фронта: перестраивал шаланды в канонерские лодки, строил тральщики, баржи, ремонтировал корабли.
После войны завод реконструирован. В середине 1970-х строит атомные ледоколы. В 1975 спущен на воду первый из них - "Арктика", затем "Сибирь" (1977), "Россия" (1986), "Советский Союз" (1990).
|
Дальше снова угрюмого вида промышленные улицы и все тот же Балтийский завод:
И, ура! Нева. Не парадная. Рабочая, портово-судостроительная:
Далее - набережная лейтенанта Шмидта. Не смог пройти мимо одного из красивейших питерских храмов - церковь Успения Богоматери:
Ну и Нева, конечно же -
... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:... неразрывно связана с русским военно-морским флотом, во все времена:
Последний взгляд на Неву заводскую...
Русская гвардия... Наверное, не случайно командиром броненосца "Александр III" оказался Николай Михайлович Бухвостов. Именно его предок, Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659 — 1728) — российский офицер, в 1683 году первым записался в потешный Преображенский полк Петра Великого и прозван был Петром «первым российским солдатом». И уж точно он был первым российским гвардейцем.
... Совсем рядом с Балтийским заводом, на набережной Лейтенанта Шмидта, находится бывший Морской Кадетский корпус. Сейчас, после многочисленных переименований, слияний и разделений это учебное заведение называется «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт»... Практически все офицеры и адмиралы русского флота были выпускниками Морского корпуса.
12 сентября 1873 в Морской Кадетский корпус был принят Н.И.Бухвостов. 18 сентября 1903 года, ровно через 30 лет он стал командиром "Александра III".
Перед морским корпусом памятник Ивану Крузенштерну. Хоть он и не герой русско-японской, но не сфотографировать его не смог:
|
я здесь был
На карте
Памятник И. Ф. Крузенштерну в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург
Памятник И. Ф. Крузенштерну разместился на набережной Лейтенанта Шмидта,напротив Морского кадетского корпуса, в котором учился Иван Федорович, а позже был руководителем. Торжественное открытие монумента состоялось в 1873 году, на открытие присутствовало множество людей, среди них губернатор города, и руководитель кадетского корпуса.
|
Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта),Подходя к Благовещенскому мосту (бывш. мост Лейтенанта Шмидта)
|
я здесь был
На карте
Благовещенский мост Санкт-Петербург
Благовещенский мост является одной из достопримечательностью Санкт-Петербурга и расположен на реке Нева. Он был построен в 1842 году, как постоянный мост между Васильевским островом и Английской набережной по проекту С.В. Кербедза.
|
вспомнил еще об одном человеке, чья судьба оказалась связана с русско-японской войной. Это художник-баталист Верещагин, погибший в Порт-Артуре вместе с адмиралом Макаровым на броненосце "Петропавловск". Верещагин также был выпускником Морского корпуса, а затем окончил Императорскую академию художеств (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина):
С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:С Васильевского острова дальнейший путь на другую сторону Большой Невы, на Английскую набережную:
Здесь имеется памятный знак, поставленный в честь другого корабля, участника Цусимского сражения - крейсера "Авроры". С этого места был дан холостой выстрел, послуживший началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917-го... Именно благогодаря этому выстрелу до сих пор сохранился крейсер - участник русско-японской войны.
В самом конце Английской набережной построена часовня... Это место уже имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Здесь стоял храм Спас-на-Водах, построенный в 1911-м году. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов. Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».
8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных в его защиту подписей...
27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена.
Так выглядел взорванный храм:
Сегодня часовня находится практически на территории завода "Адмиралтейские верфи" (до революции - "Новое Адмиралтейство" и "Верфь на Галерном острове"), со стапелей которого сошли другие броненосцы серии - "Бородино" и "Орел". Четвертый - "Князь Суворов", как и "Александр III" изготовили на Балтийском заводе. Три из четырех броненосцев погибли при Цусиме. Только "Орел" оказался в числе сдавшихся японцам вместе с остатками эскадры...
Даже в таких промышленных районах Питер не перестает быть Питером:
|
я здесь был
На карте
Набережная Ново-Адмиралтейского канала Санкт-Петербург
Набережная Ново-Адмиралтейского канала находится в городе Санкт-Петербург, на левом берегу канала, проходящего от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до реки Большой Невы. Название набережной менялось в соответствии с названиями канала: в 1738 году, это Галерная улица, в 1769 году – Галерный переулок, в 1794 году – Головин переулок, с 1820 года– Адмиралтейская набережная, а с 1830 года – Ново-Адмиралтейская.
|
Дорога к следующей цели ведет по местам, тесно связанным с историей русского флота - остров Новая Голландия, Алексеевский дворец (принадлежал брату Александра III, великому князю Алексею Александровичу, главному начальнику флота и Морского ведомства. Подал в отставку после Цусимы),
улица Декабристов, ранее называвшаяся Офицерской...
Средоточение храмов всех возможных конфессий:
|
я здесь был
На карте
Могилёвский мост Санкт-Петербург
В 1941 деревянный трёхпролётный мост сгорел из-за немецкой бомбёжки и на его месте был сооружен новый мост, но уже в послевоенное время (1951—1953 года).
|
Гвардейский экипаж — военно-морская часть русской императорской гвардии. Сформирован 16 февраля 1810 года и располагался на набережной канала Грибоедова (Екатрининский канал), рядом с Крюковым каналом. Гвардейцами был укомплектован экипаж броненосца "Александр III". Русская гвардия не посрамила честь знамен и в цусимской трагедии...
Вот он, Гвардейский экипаж:
|
я здесь был
На карте
Казармы Морского Гвардейского экипажа в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург
Один из домов, расположенный канале Грибоедова в начале XIX века занимал Морской Гвардейский экипаж. Здание было построено в период с 1843 по 1844 годы по проекту военного инженера М. А. Пасыпкина, а спустя несколько лет, в 1852 году его перестроил уже другой архитектор. Стилистически здание казарм относится к переходному стилю от классицизма к неоренессансу.
|
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского...» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.
Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый предел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый предел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.
Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.
К сожалению, не удалось попасть в ту часть храма, где установлены мраморные доски с названиями погибших кораблей. Поэтому сфотографировал только ту часть, которая была открыта:
Ну вот и дошел до стеллы в Никольском саду... Памятник был построен по проекту архитектора-художника Я. И. Филотея. На бетонном фундаменте поставлены три плиты из черного гранита. Пьедестал выполнен из красного мелкозернистого гранита и на него поставлен обелиск, увенчанный бронзовым орлом с крестом. На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый барельеф броненосца в бою, а под ним список офицеров и кондукторов. На остальных трех сторонах поименный список всех нижних чинов по губерниям. Выше этих досок в бронзовом венке был помещен образ Святителя Николая с надписью возложенной Марией Феодоровной: «Вечная память героям дорогого мне Гвардейского Экипажа, доблестно погибшим в боях минувшей Русско-Японской войны на эскадренных броненосцах Император Александр III, Петропавловск и крейсерах Адмирал Нахимов и Урал. МАРИЯ». В другом венке помещен текст Евангелия от Иоанна XV, 13: «Больше сия любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». В третьем- карта пути следования броненосца из Балтийского моря до острова Цусима, и в четвертом – надпись «Героем броненосца «Император Александр III». Гвардейский Экипаж». Венчал обелиск бронзовый орел с крестом...
Я начинал эту заметку выдержкой из произведения Валентина Пикуля, где описана гибель "Александра III", закончить рассказ о нем хочу также цитатой, но из другой книги...
"На смену «Суворову» явился «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня.
Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи. разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.
Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Был ли это командир корабля, капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной.
Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.
Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь двадцать-тридцать минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на поверхности моря, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов.
Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше. Свободно гулял ветер, уносясь в новые края. Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного."
А.Новиков-Прибой, "Цусима"
Точкой после такой прогулки может стать посещение ресторана. Ближайший - совсем рядом - "Entree". Там можно и основательно посидеть, и довольно быстро перекусить, потому как под одной крышей совмещены ресторан и бистро...
|
я здесь был
На карте
Ресторан Entree в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург
Ресторан Entree находится в Санкт-Петербурге на улице Бакунина 5. Меню очень разнообразно, в нем представлены различные блюда из утки, свинины, а так же вкусные пироги, салаты, сэндвичи.
В основном в ресторане преобладает французская кухня.
|