
Освежу и дополню информацию о Грузии на осень 2018года:
1.Обмен валют – курс выгоднее в change-office, коих великое множество на каждом углу, чем в банках. Даже в аэропорту курс отличный, принимаются к обмену и российские рубли.
2.Для проезда в автобусе и метро необходимо приобрести транспортную карту (2 лари, чек обязательно сохранить), которую по окончанию использования можно сдать в кассе любой станции метро и получить обратно 2 лари (при предъявлении паспорта и чека).
3.Самый бюджетный способ увидеть Тбилиси – прокатиться на автобусе №37 за 50 тетри (половина лари), который курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом каждые 15-30 минут. «Экскурсия» займет часа 1,5-2 в зависимости от пробок на дорогах.
4.Для ленивых туристов прекрасно работает система вызова такси Яндекс-Такси и Такси Максим (с мобильных приложений) – цена гуманнее, чем брать такси на улице.
5.При бронировании проживания лучше остановить свой выбор на вариантах без предварительной оплаты и лично осмотреть предлагаемые условия перед оплатой, так как не всегда фото и описания объектов на интернет-сайтах соответствуют действительности. Это касается, в первую очередь, «частного сектора» проживания – квартиры, апартаменты и т.п.
6.Бронируя отель остановите свой выбор на вариантах с завтраком. Потому что, если планируете самостоятельный завтрак со свежеиспеченным хачапури (или подобными вкусняшками) и чай-кофе, то придется ждать часов до 10 -11 утра – грузины утром не торопятся печь.

Что касается автозаправочных станций, то бензиновых АЗС по всей Грузии достаточно много (оно и понятно). Здесь встречается как российский Лукойл, так и целые грузинские, азербайджанские и британские сети АЗС. Но цена на бензин, как в Армении, так и в Грузии значительно выше российских цен (порядка 50-60 руб. за литр бензина на сентябрь 2016). В отличие от Грузии, количество бензиновых АЗС в Армении значительно меньше, да и само топливо плохого качества. Поэтому все местное население перешло на газ и по всей стране большое распространение получили газозаправочные станции. Парадокс, но имеет место быть следующее: люди могут покупать достаточно дорогие машины, но в целях экономии устанавливать на них газовые баллоны.

Помимо животных на дороге опасаться также стоит пешеходов и других водителей. На кавказских дорогах действует негласное правило «езжу как считаю нужным, пусть остальные подстраиваются». Правил дорожного движения все придерживаются лишь перед камерами или вблизи полицейских машин. Кстати, за соблюдение ПДД в Армении-Грузии следит не отдельная служба, а рядовые полицейские. Только в отличие от стационарных пунктов ГИБДД, которые базируются в определенных точках, в Грузии-Армении блюстители правопорядка активно разъезжают по дорогам и часто меняют свою локацию. Вежливые водители в России уступают дорогу пешеходам, зверям и другим водителям, что не скажешь о кавказских. Последние с большей вероятностью объездят препятствие, выезжая на встречную полосу, нежели уступят дорогу. Поэтому пешеходам приходится рассчитывать на себя и брать инициативу в свои руки. Они спокойно могут переходить дорогу в неположенном месте и лавировать в огромном потоке машин.

И в Грузии, и в Армении местное население как сел/деревень, так и городов помимо земледелия занимается скотоводством. Поэтому не стоит удивляться целым стадам овец или коров, пасущихся у дороги. Некоторые особи выходят прямо на дорогу и не спешат освобождать проезжую часть. Поэтому на дорогах можно встретить знаки «Осторожно! Коровы!», а водителям нужно быть вдвойне бдительными, поскольку за поворотом их может поджидать крупный или мелкий рогатый скот.

Столичные дороги и главные магистрали находятся в хорошем состоянии, но состояние большинства дорог оставляет желать лучшего. Обнадеживает тот факт, что Грузия обладает достаточными капиталовложениями и в стране ведутся строительные и ремонтные работы дорог, мостов, тоннелей. Что, к сожалению, не скажешь об Армении.

Вообще это грузинское национальное блюдо имеет ряд разновидностей. В зависимости от места происхождения и своей формы различают 6 основных видов хачапури (от грузинского «хача»-творог, «пури» - хлеб):
1) Ачарули (или аджарские хачапури) пекутся в форме лодочки с яйцом на борту. Едят их следующим образом: смешивают все ингредиенты внутри лодочки (а именно: сыр, яйцо и масло), отламывают хлеб с края, макают в центр и едят. Своеобразное грузинское фондю становится вкусней при таком способе поедания.
2) Имеретинский хачапури представляет собой круглую лепешку с сырной начинкой внутри.
3) Мегрельский хачапури – это круглая лепешка, покрытая сверху сыром.
4) Рачинский хачапури – квадратные с начинкой из фасоли и сыра.
5) Сванский хачапури в форме полумесяца с сыром и вареным яйцом.
6) Ачма – многослойная, из отварного теста. Своего рода лазанья с сыром.
Все они вкусные, которому их них отдавать предпочтение решать каждому для себя. За время нашего путешествия по Грузии нам удалось попробовать первые два классических вида: аджарский в столице Аджарии – Батуми; имеретинский в столице Имеретии Кутаиси.

Большая часть вин марки «Хареба» выдерживается в больших советских цистернах, но на сегодняшний момент существует два классических способа выдержки вина – европейский и традиционный грузинский. В французских дубовых бочках (европейская технология) компания «Хареба» выдерживает элитные вина премиум сегмента. Монастырская же коллекция вин выдерживается традиционным грузинским способом – в огромных глиняных кувшинах, зарытых в землю. Последнему способу выдержки вина уже порядка 8 ТЫСЯЧ лет, поэтому существует гипотеза, что именно из Грузии произошло распространение виноделия в Византию, оттуда в Римскую империю, а затем и по всему миру. Хотя в те времена не было как таковой ни Грузии, ни Иверии. Племена, населявшие эту территорию обрабатывали виноград в напиток богов задолго до появления грузинской государственности.

Практически весь трафик из Армении в сторону Тбилиси и из него, идет через восточный КПП, соединяющий грузинский Садахло и армянский Баграташен. Пассажиры высаживаются с вещами и проходят таможню отдельно от водителя и машины. Мы пересекли границу таким же образом буквально за 10-15 минут.

Жинвальское водохранилище обеспечивает грузинскую столицу водой и электричеством. С военно-грузинской дороги открывались изумительные виды бирюзовой воды в окружении гор, покрытых густой растительностью. Водохранилище можно по праву считать одним из красивейших мест Грузии, поскольку природа смотрится так естественно и органично, что не возникает мысли о том, что это может быть творением рук человека.
Проезжая водохранилище, мы не преминули заглянуть в еще одно место - средневековую крепость Ананури, расположенную на берегу водохранилища. На её территории расположено три храма и башня с пирамидальной крышей. Особый шарм данному месту без сомнений придает близость к Жинвальскому водохранилищу. Бирюзовый цвет воды и зелень окружающих холмов красноречиво украшают красночерепичные крыши цитадели.

Прямо напротив Мцхеты на холме возведен монастырь Джвари или Святого Креста. Одна из наиболее почитаемых святынь грузинского народа видна практически со всех уголков Мцхеты. Строительство на горе для Грузии традиционно: считается, что люди должны потрудиться ради Господа и подняться к храму пешком — этот обычай сохраняется и по сей день.
Более интересны виды, открывающиеся со стен храма. Мцхета открывается взору с высокой горы во всей своей красе в купе с величественным храмом Светицховели.

В сентябре 2016 на всем участке дорог Ахалцихе – Батуми велись строительные и ремонтные работы дорог, мостов, тоннелей и дамб. Кроме того, значительная часть проезжей части была разрушена оползнями. Полагаю, что ситуация не изменится достаточно продолжительное время, поэтому стоит хорошо подумать прежде чем выбирать данный маршрут. Нам лично приходилось ползти на скорости 10-12 км в час максимум, отчего очень сильно отставали по графику. В 23.00 остановились на горном перевале между деревнями, т.к. были сильно уставшие. С одной стороны обрыв, красоту которой мы не могли оценить из-за темноты, а с другой – скалистая стена. Разбивать палатку в данной местности не представлялось возможным и мы попытались уснуть в машине. Вздремнув пару часов, мы поняли, что толком выспаться в машине у нас не получится, поэтому возобновили движение в 1.30 ночи. Только к 5 часам утра удалось доехать к границе с Турцией.

Если будете в окрестностях Ахалцихе, не примените заехать в крепость Рабат. На сегодняшний день крепость разделена на верхнюю и нижнюю части. Для посещения нижней части не нужно приобретать билеты в отличие от верхней. В нижней части размещены билетный офис, сувенирные лавки, кафе и гостиницы. За акведуком расположен вход в верхнюю часть крепости, стоимость посещения которого составляет 7 лари (порядка 250 руб). Между верхней и нижней крепостью расположен внутренний двор гарема, по правую сторону которой – красная крепостная стена, а по левую – крытая колоннада.
Самым высоким зданием на территории крепости является старинный замок Джакели. Мы поднялись на крепостную башню замка Джакели, внутри которого расположен музей Самцхе-Джавахети. Со смотровой площадки, расположенной на башне, открывается всеобъемлющий вид не только на всю крепость Рабат, но и на сам город Ахалцихе.
Не смотря на непогоду, пасмурный день, хмурые облака, безлюдные просторы и темные крепостные стены от Рабата у нас не осталось никакого мрачного впечатления. В качестве туристической достопримечательности крепость выглядит достаточно колоритно и позволяет в полной мере оценить результаты реставрации. Хоть и нет ощущения старины, духа времени, но и нет ощущения декоративности, которая обычно присутствует в новострое. Все достаточно гармонично, аккуратно и благоустроенно. Так что ухоженные территории и отреставрированные здания на сегодня представляют большой туристический интерес и могут удовлетворить притязательные вкусы туристов.

Конечно же самым главным богатством Боржоми служит живописная природа и уникальные минеральные воды, которые можно испробовать в центральном городском парке. Вход в национальный парк платный – 0,5 лари за человека (порядка 15 руб.), причем вход в парк с трех-, пяти- и десятилитровыми бутылками запрещен (полагаю, чтобы не возник дефицит целительной воды).
Протяженность главной аллеи парка составляет порядка 1,5 км. Мы дошли до того места, где обрывается асфальтированная дорога и начинается лесная тропа. Женщина нас стала уверять, что дальше идти сложно, у нас неподходящая обувь и лучше добираться на вездеходах и т.п. Мы продолжили путь пешим шагом, даже не смотря на то, что погода испортилась и стал накрапывать дождь. Лесная тропа ведет вдоль реки к двум бассейнам с теплой минеральной водой, температура которых достигает 25 градусов Цельсия. Если бы мы знали об этом, то могли захватить с собой купальники и принять целительные ванны, тем более, что на территории имелись оборудованные раздевалки. Основная масса людей пряталась от дождя под навесом или сидела в кафе-ресторана, в бассейнах плавали лишь единицы. Так что не примените дойти до бассейнов, предварительно захватив с собой купальные костюмы.

Стоит отметить чудодейственную силу слов. Людей подкупает, если иностранец знает на их языке хотя бы несколько слов. Я стараюсь по крайней мере выучить и говорить «здравствуйте» и «спасибо» на языке той страны, в которой нахожусь. Таким образом, лишь при помощи слов «гамарджоба» и «мадлоба» мы вызывали у грузин улыбки и располагали к себе.

В эти дни появилось много интересных спец.предложений на билеты у разных авиакомпаний - как на привычный пляжный отдых (например, у Air Serbia на лето до Тивата от 10500 руб.!), так и на дальние, обычно очень дорогие направления - Мексика, Корея. Не пропустите возможность выгодно купить билеты, все акции можно посмотреть на https://www.aviasales.ru/offers

Если вы собрались посетить пещеры в зимний период, стоит помнить что внизу тепло и влажно. Поэтому стоит подумать о тёплой одежде заранее. Идеально если под тёплой курткой будет кофта, а куртку можно убрать в рюкзак. Стоит подумать и об обуви, так как предстоит долгий путь, со множеством ступенек и иногда они бывают скользкими.

Когда лучше всего отдыхать в Грузии?
Здесь хорошо круглый год, и каждая пора имеет свои плюсы и минусы.
ЛЕТО - плюс для тех, кто на первое место ставит пляжный сезон. А пляжи в Грузии есть не только в Батуми, но и в Тбилиси (Тбилисское море и Черепашье озеро), Черепашье озеро чудесный выбор для отдыха с детками. Пляж есть платный и бесплатный. Мелко. Буйки. Хорошо работают спасатели. Катамараны. Вокруг - парк. Минус летнего отдыха - ЖАРА! Вы должны осознавать, что Грузия страна сама по себе теплая, а летом наступает пик этой теплоты и люди, которые переносят жару плохо смогут полноценно наслаждаться страной только вначале дня и его конце. Зато в горах хорошо! Иметь с собой сумку-холодильник, или термос очень советую!
ОСЕНЬ - первая половина еще очень похожа на лето, температура или такая же, или чуть ниже, похоже на привычное лето в России или Украине. Пляжи еще работают. Море фруктов, овощей. Во второй половине все больше дождит, но еще приятно тепло. В горы, те кто не любит мерзнуть уже не рискуют подняться без хорошей теплой одежды. И даже на горные достопримечательности надо захватывать ветровки и накидки на голову, чтобы не продуло.
ЗИМА - сейчас зима в Грузии непредсказуема, и если раньше грузины редко видели снег, то последние пару лет хорошо с ним познакомились, но все таки этот снег для жителя России или Украины скорее "снежок". Зато как красиво - пальмы в снегу, к примеру. Оделся хорошо и гуляй сколько хочешь, знакомься с достопримечательностями . А как приятно зимой горяченький хачапури, или в хинкальне посидеть... А эти горные заснеженные пейзажи? Красота! К тому же всегда открыты аквапарки!
ВЕСНА - крайне неустойчивое по погоде время. Причем погода меняется кардинально. Вот вы только что как летом вытирали пот с висков, а во второй половине натягиваете куртку. Если едите отдыхать в Грузию весной берите разноплановую одежду!
Женщины должны иметь при себе платок и длинную свободную юбку для посещения святых мест.
Из денег лучше взять с собой доллары.

Самый удобный способ добраться до Кутаиси из Тбилиси это, конечно же, автомобиль взятый в аренду в одной из местных компаний по прокату. Расстояние в 230 км. вы преодолеете менее чем за три часа, продвигаясь по дорогам E60/ს1, но необходимо помнить о стандартных условиях аренды автомобиля: наличие международных прав, возраст от 21 года, обязателен залог наличными (в небольших, местных конторах), в международных — банковская карта.
Ежедневно из Тбилисси отходит 3 состава в день, в 09:00 (№ 18, прибытие в 14:15, время в пути — 5 часов 15 минут), в 15:25 (№ 878, прибытие в 19:25, время в пути — 4 часа) и в 21:10 (№ 644, прибытие в 02:50, время в пути — 5 часов 40 минут). Приобрести билеты можно на сайте ГЖД, средняя цена — 9–15 лари в одну сторону.
Дважды в неделю (по средам и воскресеньям) из Тбилиси до Кутаиси летает Georgian Airways. Время полета — 30 минут, стоимость билета около 100 лари в одну сторону. В остальные дни возможны рейсы S7 и Belavia, но они осуществляются с пересадками в третьих городах, и отнимают чудовищное количество времени (около 18 часов), а цены на данные рейсы абсолютно не гуманны (от 15,000 рублей в один конец).
Каждый час из Тбилиси (станция Дидубе) отходят маршрутные такси, стоимость проезда в которых около 10 лари, время в пути около 4 часов.

Регулярные рейсы между городами совершает большое количество авиакомпаний, однако, беспересадочные рейсы организуют только Georgian Airways (понедельник и четверг, остальные дни — с пересадками), Ural Airlines и S7 — по субботам. Самые недорогие билеты предлагает Belavia с пересадкой в Минске — чуть менее чем за 9,000 рублей. Билеты Air Baltic, S7 и Transaero стартуют по цене от 11,000 до 15,000 рублей в одну сторону (с одной, а иногда и с двумя пересадками). Кроме уже указанных компаний, между городами курсируют и самолеты Aeroflot, Якутских авиалиний, UTAir, однако их предложения не вписываются в рамки бюджетных или просто разумных по цене.
Один из бюджетных, комбинированых способов добраться до Кутаиси может быть поезд до Киева, а из Киева прямым рейсом авиакомпании WizzAir. Ежедневно от московского вокзала отходит более десяти поездов до Киева, самая низкая цена плацкартного места — 2,100 рублей, время в пути — от 9 до 14 часов. Стоимость перелета из аэропорта Жуляны (Киев) до аэропорта Кутаиси — 3,600 рублей, время в пути — около 3 часов.
Не исключен и вариант из комбинации поезда и парома. Ежедневно из Москвы до Сочи отправляются до пяти поездов, на дорогу уйдет около суток, минимальная стоимость билета (плацкарт) — 2,400 рублей. Из Сочи каждую среду и субботу отходит комета до Батуми, время в пути около 5–6 часов, отправление в 12:00, цена билета в один конец — 4,000 рублей. Из Батуми до Кутаиси можно доехать на маршрутке всего за 2,5–3 часа. Цена проезда варьируется от 10 до 15 лари.

Был недавно в Тбилиси. Очень красивый город. Он красив и днем и ночью. Очень зеленый. Всем рекомендую туда съездить. Хотел всем посоветовать то, что мне и жене понравилось и думаю понравится Вам.
Мы были там первый раз и вообще не знали с чего начать осмотр города. Нам там посоветовали проехаться на экскурсионном автобусе City Tour Hop on Hop off. Нам сказали он начал работать совсем недавно. Наверное поэтому на улице встречались промо-девочки, раздававшие их рекламу. Одним словом мы проехались на нем и не пожалели. У них там электронный экскурсовод на русском и английском. Провезли по всему городу и во Мцхету (что особенно порадовало). Стоило кстати это удовольствие всего 25 лар на человека. (Мы кстати узнавали -частный экскурсовод по Тбилиси берет 80 и ещё если с водителем то + 100 лар.) Там можно выходить на остановке, а на следующем рейсе ехать дальше и продолжать слушать экскурсию. Порадовало кстати наличие кондиционера, на улицу выходить не хотелось:). После этой поездки стало понятно куда ещё надо дополнительно сходить и чему уделить побольше времени. Одним словом нам очень понравилось. Всем советуем.