Модерн, «последний классический стиль в искусстве», блеснул на границе двух столетий, очаровал и быстро погас, но оставил нам такие выразительные и изящные памятники архитектуры, что спустя сто лет они продолжают восхищать нас и украшать города. В Москве шедевры модерна, по счастью, тоже сохранились и пережили много других архитектурных эпох. Сегодня мы с вами путешествуем по столице и раскрываем некоторые секреты московского модерна.
Модерн, «последний классический стиль в искусстве», блеснул на границе двух столетий, очаровал и быстро погас, но оставил нам такие выразительные и изящные памятники архитектуры, что спустя сто лет они продолжают восхищать нас и украшать города. В Москве шедевры модерна, по счастью, тоже сохранились и пережили много других архитектурных эпох. Сегодня мы с вами путешествуем по столице и раскрываем некоторые секреты московского модерна.
АДРЕС №1: Кропоткинский пер., д. 13
ОСОБНЯК ДЕРОЖИНСКОЙ, 1901-1903: передовое семейное гнездо с пауком
Городской дом для Александры Дерожинской строил мэтр российского модерна Федор Шехтель. После 1917 года особняк сменил много общественных владельцев. Около 50 лет его арендовало посольство Австралии, и только с 2009 года здание доступно для публики.
Акценты:
- декоративная решетка с нервными изломами прутьев;
- ручка входной двери в виде огромного металлического паука;
- комфортные интерьеры: здания эпохи модерн проектировались «изнутри», исходя из обустройства комнат, а не из внешней формы;
- передовые технологии: в этом здании была проведена вытяжная и приточная вентиляция, электричество, паровое отопление, установлены ванна, туалет, телефон.
АДРЕС №2: Померанцев пер., д. 7
ДОХОДНЫЙ ДОМ МЕЛЕТИНЫХ, 1911: рыцарская крепость и боги ацтеков
От первоначального вида дома, в котором сдавались квартиры среднему классу, сохранилось немного, но кое-что из декора еще можно рассмотреть. Архитектор Валентин Дубовский создал эклектичное трехэтажное здание с большим количеством интересных декоративных деталей. В 1920-е годы дом надстроили, чем сильно исказили его целостный и колоритный облик.
Акценты:
- облицовка первого этажа из бурой плитки изображает стену древней крепости, можно даже разглядеть флаг над башней;
- балконы вторых этажей украшены скульптурными решетками в виде переплетающихся кольцами змей;
- фасады дома украшают фантастические маски, похожих на изображения богов майя и ацтеков, и рельефы животных: быки, павлины, саламандры, змеи, драконы.
АДРЕС №3: Малая Никитская, д. 6
ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО, 1900-1903: море волнуется, Горький и ирисы
Когда в 2011 году Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам города, то первое место по количеству желающих заняли сталинские высотки, а второе дом Рябушинского на Малой Никитской.
Страшно представить, что, если бы в 1931 году в особняк не въехал Максим Горький, один самых изумительных шедевров архитектора Шехтеля могли бы разобрать по частям. Теперь здесь музей-квартира Алексея Максимовича, но, да простят нас поклонники его творчества, многие гости дома Рябушинского с чисто эстетическими целями.
Акценты:
- мозаичный фриз с изображением ирисов;
- в оформлении интерьеров участвовал Михаил Врубель;
- в доме создана иллюзия подводного мира: парадная лестница-волна, люстра напоминает медузу, дверные ручки в форме морских коньков;
- в мансарде дома спрятана тайная старообрядческая молельня, о которой нельзя догадаться при осмотре здания с улицы.
АДРЕС №4: Соймоновский проезд, д. 1/35
ДОХОДНЫЙ ДОМ ПЕРЦОВОЙ, 1905-1907: сказка, Троцкий, кабаре
Дом строился, чтобы сдавать в аренду квартиры и мастерские московским художникам. Задумка с самого начала была выдержана в богемном духе. Архитекторы Николай Жуков и Борис Шнауберт работали проект в псевдорусском стиле, по эскизам Сергея Малютина, автора росписи первой русской матрешки.
Говорят, одним из здешних постояльцев был Лев Троцкий. Дом оставался жилым до 1970-х, а затем перешел во владения МИД.
Акценты:
- проект «Дома-ларца» – любопытный синтез архитектуры и русского прикладного искусства и древнерусского декора;
- на фасадах изображены мифологические существа, сказочные животные и растения;
- мебель, роспись и резьба на стенах внутри дома также были стилизованы под интерьеры русского терема;
- в 1907-1908 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», в котором известные актеры МХАТа пробовали себя в непривычных ролях.
АДРЕС №5: ул. Остоженка, д. 21
ОСОБНЯК КЕКУШЕВОЙ, 1900-1903: лев, Маргарита и волшебный замок
Дом Анны Кекушевой строил ее муж, архитектор Лев Кекушев, по собственному эскизу, причем, он мог позволить себе и творческий размах, и отменное качество строительства. Кекушев оттолкнулся от средневековых мотивов и трансформировал их в духе модерна. К сожалению, архитектор с семьей совсем не долго прожили в особняке. В 1906 году Кекушевы разошлись, Анне достался дом, а его создатель переехал на съемную квартиру.
Акценты:
- рисунок лепнины, обрамляющей выступ башни изображает листья конопли, а фриз под карнизом отделан цветами рябины;
- раньше щипец уличного фасада украшала исчезнувшая впоследствии статуя льва – эмблемы архитектора;
- лев Кекушева был почти точной копией львов скульптора Рудольфа Вейера, охраняющих шлюз в порту Нюссдорф в Вене;
- считается, что особняк Кекушевой был прототипом жилища булгаковской Маргариты.
Модерн, «последний классический стиль в искусстве», блеснул на границе двух столетий, очаровал и быстро погас, но оставил нам такие выразительные и изящные памятники архитектуры, что спустя сто лет они продолжают восхищать нас и украшать города. В Москве шедевры модерна, по счастью, тоже сохранились и пережили много других архитектурных эпох. Сегодня мы с вами путешествуем по столице и раскрываем некоторые секреты московского модерна.