Путешествия со смыслом
• 22 декабря 2015
•Россия497
Не счесть в России народных промыслов, зародившихся много-много веков назад. Многим знакомы городецкая игрушка и керамика Гжели, жостовская роспись и хохлома, павлопосадские и оренбургские платки. А мы решили под Новый год и период поиска подарков разузнать, какие еще формы народного творчества сохранились у нас в стране. Возможно, не столь известные, но не менее достойные и требующие подхода талантливых мастеров.
Приглашаем вас в этнографическую экспедицию по российским городам и весям, на поиски сохранившихся необычных народных промыслов.
Не счесть в России народных промыслов, зародившихся много-много веков назад. Многим знакомы городецкая игрушка и керамика Гжели, жостовская роспись и хохлома, павлопосадские и оренбургские платки. А мы решили под Новый год и период поиска подарков разузнать, какие еще формы народного творчества сохранились у нас в стране. Возможно, не столь известные, но не менее достойные и требующие подхода талантливых мастеров.
Приглашаем вас в этнографическую экспедицию по российским городам и весям, на поиски сохранившихся необычных народных промыслов.
ВАРНАВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Место происхождения: Нижний Новгород
Этот художественный стиль сложился на базе орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие мастер вырезает, не используя шаблоны или штампы, от начала и до конца. В стиле варнавинской тонкой, словно кружевной, резьбы изготавливаются шкатулки, украшения, письменные приборы, вазы, вязальные крючки, шахматы, подсвечники.
НОЖИ ПАВЛОВСКОЙ СЛОБОДЫ
Место происхождения: Павлово-на-Оке и Ворсма, Нижегородская область
Место происхождения: Павлово-на-Оке и Ворсма, Нижегородская область
С XVI века в Павловской слободе, которая теперь превратилась в город Павлово-на-Оке, и в селе Ворсма творили мастера, изготавливающие холодное оружие, охотничьи ножи и столовые приборы. Ручки отделывали перламутром, яшмой и костью. Их товар оценивали на международных ярмарках так: на одну чашу весов клали нож, на другую сыпали золото.
В наши дни наследники прежних мастеров изготавливают охотничьи, разделочные и складные ножи из голубой стали, с отделкой рукоятей серебром и драгоценными камнями.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Место происхождения: Архангельская область, истоки реки Мезень
Точное место возникновения мезенской росписи до сих пор остается тайной. Некоторые культурологи даже усматривают в мезенских мотивах технику древнегреческих изображений. Интересно, что этим промыслом раньше занимались только мужчины, причем, в основном, расписывали прялки.
Традиционно в мезенской росписи изображают оленей, лошадей, птиц, деревья, реже людей, причем, рисовали только силуэт человека. Использовали только два цвета: красный и черный, передавая в каждом рисунке зашифрованное символическое послание.
В наши дни мезенской росписью занимаются во многих областях России, изготавливая декоративные предметы вроде шкатулок, кувшинов, тарелок.
КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ
Место происхождения: поселок Кадом, Рязанская область
Плести изумительное тончайшее кружево с затейливым рисунком в Кадоме научились 300 лет назад, когда Петру I и его приближенным показалось накладным закупать кружева у венецианских и брюссельских купцов. Царь выписал в Россию заморских мастериц, у которых русские рукодельницы сначала переняли технику, а затем стали творить коклюшками да иголками невероятной красоты узоры и изделия.
Первую кружевную мастерскую организовали в Кадоме при женском монастыре. За столетия искусство плетения сохранялось и совершенствовалось, и в наши дни кадомские кружевницы способны создать кружево такой же тонкой выделки, как на портретах петровской эпохи.
ОБРАБОТКА ЯНТАРЯ
Место происхождения: город Светлогорск, Калининградская область
Янтарь, как поделочный камень, предоставляет огромные возможности для ювелира-художника, ограничиваясь только фантазией мастера. Будет заблуждением считать, что из солнечного камня можно изготавливать лишь незатейливые «пляжные» бусики, кольца или броши примитивного дизайна. Внешний вид и структура янтаря позволяет вырезать узоры, ваять маленькие скульптуры, делать шкатулки, канделябры и весьма затейливые украшения.
С 1991 года в Светлогорске действует янтарное производство и школа, которая готовит специализированных мастеров. Местные ювелиры опираются на старинные балтийские традиции по обработке янтаря и создают невероятной красоты поделки из солнечного камня.
Не счесть в России народных промыслов, зародившихся много-много веков назад. Многим знакомы городецкая игрушка и керамика Гжели, жостовская роспись и хохлома, павлопосадские и оренбургские платки. А мы решили под Новый год и период поиска подарков разузнать, какие еще формы народного творчества сохранились у нас в стране. Возможно, не столь известные, но не менее достойные и требующие подхода талантливых мастеров.
Приглашаем вас в этнографическую экспедицию по российским городам и весям, на поиски сохранившихся необычных народных промыслов.