- 210
-
Нравится!7
В прошлом году, как обычно, запланировала одну крупную поездку и вторую поскромнее. Уверяю, что скромная – это не значит менее интересная. Просто менее затратная. И случилась она в славный Пермский край. От Петербурга это и не далеко: всего два часа...
- 14
- 3 комментария
-
- В избранное
В прошлом году, как обычно, запланировала одну крупную поездку и вторую поскромнее. Уверяю, что скромная – это не значит менее интересная. Просто менее затратная. И случилась она в славный Пермский край. От Петербурга это и не далеко: всего два часа лету. Тур начинался в Перми и здесь же, через семь дней, заканчивался.
Пермь мне понравилась: современный, чистый, уютный город. Город, в котором не было войны, поэтому сохранились и культовые здания и жилая застройка и административные здания со времени его основания, с XVIII века. В ходе обзорной экскурсии посмотрели какие-то знаковые объекты, за пару вечеров самостоятельно «захватила» еще немного.
А вот в Каме искупались.
Для тех, кто окажется в Перми, рекомендую обязательно посетить Пермскую художественную галерею. Не для того, чтобы посмотреть на приличную для провинциального музея коллекцию живописи, а ради знаменитых «пермских богов». Местные жители были идолопоклонниками, искусно вырезали из дерева истуканов, которым поклонялись и перед которыми совершали жертвоприношения. С приходом сюда православных миссионеров местные искусники стали вырезать из дерева и христианских святых. Русская православная церковь, которая запрещала объемные изображения святых, пыталась справиться с местными традициями, но не удалось. И жителям было дозволено делать деревянную скульптуру, но только образы православных святых, а не идолов. Мудрое решение!
Собирание этих самобытных изваяний по сельским храмам началось в 20-е годы XX века местными энтузиастами. Поддержку им оказал Игорь Грабарь, который сам принял участие в одной экспедиции. Пермская художественная галерея располагалась на момент нашего тура в здании Спасо-Преображенского собора,
а «пермские боги» выставлены были на втором этаже (он был сооружен, когда собор реконструировался для галереи) на фоне иконостаса. Эффект удивительный: визуализация исторического процесса признания местных «отклонений» от канонов официальной церкви.
Больше этого нельзя будет увидеть! В декабре 2023 галерея покинула стены собора.
Следующее, чем знаменита Пермская земля – это соль. Чтобы мы ощутили это с первых минут, нас поселили в гостинице, перед входом в которую стоит скульптура «Пермяк – соленые уши». Выглядит она забавно, но «говорит» о тяжелом труде и неприятной аллергической побочке от него. Страдали аллергией грузчики соли, которые носили ее на шее в мешках. Просыпавшая соль раздражала уши, шею, которые опухали и краснели. Но не будем о грустном. Все это осталось в прошлом. Рассказывали же нам о процессе получения поваренной соли за тур три раза: в Чердынском краеведческом музее, в этнографическом парке «Хохловка» и в Музее-заповеднике «Сользавод».
В последнем месте особенно подробно, потому что музей открыт на территории Усть-Боровского солеваренного завода, где хорошо, хотя и не полностью, сохранился комплекс деревянных промышленных сооружений. Создавалось впечатление, что нас готовят к сдаче госэкзаменов по технологии получения поваренной соли. Но все обошлось, никакого экзамена не случилось. Хотя теперь выварить немного соли у себя на кухне я смогу. Если только будет в наличии рассол. Вот с этим могут быть проблемы! За ним нужно ехать в проверенные места, например, в Пермский край. Там этого много. Скважину нужно только пробурить. Например, такую.
Калинниковская рассолоподъемная скважина на реке Усолка.
А можно и ошибиться. Мало ли, какие там под землей пласты. Вот ошибся же господин Рязанцев. Пробурил скважину в начале XX века, а соль оказалась горькая и желтая.
Людмилинская скважина в Соликамске
Отправил в Петербург на экспертизу, там что-то пошло не так. Потом настали тяжелые времена, заводик был закрыт. Но находка не была забыта! И пермские ученые все-таки открыли крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных солей, из которых производят калийные удобрения, без которых в наше время не мыслимо выращивание сельскохозяйственных культур.
Пермский край – это бывшая вотчина крупнейших промышленников и землевладельцев Строгановых. Купцы Строгановы пришли сюда из Сольвычегодска в начале XVI века. Методично и целеустремленно расширяли свои владения, становясь полновластными хозяевами, даже вершили суд от имени московского царя. Их материальные возможности были почти неограниченными, могли позволить себе содержать ЧВК, говоря современным языком: в свои слободы-гарнизоны приглашали на службу казаков. Считается, что они же финансировали поход Ермака за Уральские горы. Одной из таких слобод, основанной в XVII веке купцом Никитой Строгановым, стало Усолье, которое со временем превратилось в главное прикамское родовое владением Строгановых.
Поскольку Строгановы всегда поддерживали государственную власть, то получали от нее разнообразные привилегии. Архитектурный ансамбль исторической части крохотного Усолья стал воплощением одной такой привилегии. В то время, когда по всей стране было запрещено каменное строительство (первая треть XVIII века), на берегу Камы оно активно велось, потому что крепка была дружба Григория Дмитриевича Строганова с императором. Как и все Строгановы он поддерживал власть не только на словах, но и делом: подарил государю два хорошо оснащенных военных фрегата.
Задумав превратить Усолье в свою резиденцию Строгановы начали с возведения монументального Спасо-Преображенского собора,
и только потом занялись строительством собственного каменного дома.
И собор, и собственные палаты выстроены в стиле «строгановского барокко». В здании палат сохранились элементы архитектуры XVIII века, сводчатые потолки. Сейчас оно используется как выставочное пространство.
Усольская колокольня немного наклонена,
как соликамская и Невьянская башня. Она пострадала в XIX веке от пожара, после этого для ее укрепления были пристроены торговые ряды.
Усолье активно застраивалось и в следующем XIX веке. В 1832 году Строгановы построили для себя новую усадьбу, современную, в стиле классицизма.
И в XIX веке во время приездов в Усолье предпочитали останавливаться именно здесь. Рядом возвели здание конторы своих соляных заводов, тоже очень приличный образчик классицизма.
В конце 40-х годов XVIII века братья Строгановы поделили свои владения и соляные промыслы, а позже что-то продали Голицыным, Шуваловым, персидскому армянину Лазареву, потомки которого стали Абамелек-Лазаревыми. Новые владельцы продолжали застраивать Усолье,
но принцип парадного берегового фасада (как в Петербурге), который применили Строгановы в начале XVIII века сохранили: постройка домов первой и второй линии в шахматном порядке. Сейчас это лучше всего можно увидеть с пирса перед палатами Строгановых.
К сожалению, в Усолье большинство исторических зданий представляют собой живописные руины. После строительства Камской ГЭС часть территории Усолья была подтоплена, особенно пострадала первая линия; с тех пор здания стоят по колено в воде.
Только представьте, что историческая часть крохотного Усолья (со времен строгановского соляного бума и до наших дней число жителей практически не менялось, составляя 5-6 тысяч) включает в себя более четырёх десятков памятников архитектуры, в том числе и федерального значения. Если бы они имели приличный вид, это было бы сказочное туристическое место. Но, увы!
Осмотрев эту часть города, проследовали на соседний островок (после строительства гидроэлектростанции, вода в Каме поднялась, превратив Усолье в «Венецию»), чтобы посмотреть на Никольскую церковь.
Есть предположение, что ее проект составил уроженец Усолья Андрей Воронихин. Это не точно, но с большой долей вероятности это так; а вот его авторство в проектировании Казанского собора в Петербурге никто не оспаривает.
Никольская церковь — это храм-памятник в честь Отечественной войны 1812 года, участниками которой были Павел Александрович Строганов и его 19-летний сын Александр, погибший в 1814 году в битве близ Парижа.
В конце XVIII века Строгановы перевели управление уральскими вотчинами из Усолья в село Ильинское, сделав его в XIX веке своеобразной культурной столицей своих пермских владений. Строгановы построили в селе школу, училище, библиотеку, даже театр, здесь проходили ярмарки. Не было в Ильинском только одного, что присутствовало в других владениях: какого-нибудь завода или промысла.
От былого великолепия Ильинского осталось здание главного правления Пермским имением графов Строгановых.
Построено оно было в 1805 году, сейчас принадлежит Ильинскому краеведческому музею. Приличная экспозиция, в которой представлены образцы строгановской иконописи. Совершенно в этом не разбираюсь. Знаю только, что с XVII века Строгановы основательно вкладывались в это дело, их иконописные мастерские внесли что-новое и индивидуальное. Помимо иконописи они развивали школу церковного лицевого шитья и направление московского барокко. И все эти три направления стали именными: строгановская иконопись, строгановское барокко
В Ильинском сохранился также дом управляющего строгановскими имениями.
Это было первое каменное здание в селе, построено в 1801 году. Автором проекта считается крепостной Строгановых Андрей Воронихин. Оно также принадлежит краеведческому музею, тема экспозиции лесная, поскольку лесных угодий у Строгановых было предостаточно, а управлять лесным хозяйством тоже было необходимо. И здесь среди крепостных Строгановых нашелся талантливый человек, который не только привел лесное хозяйство своих хозяев в образцовое состояние, но и стал основоположником русского лесоводства. Имя его Александр Ефимович Теплоухов.
В Ильинском к стати сохранился дом, построенный в 1829 г. для главного контролера имения графов Строгановых. В 1861 г. дом был подарен графом С. Г. Строгановым главному лесничему А.Е. Теплоухову за долгую безупречную службу. Здание сохранилось, наверное, потому, что выстроено из мореной лиственницы.
Заканчивая о Строгановых, но продолжение будет...
kampary
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Спасибо большое!
Всё интересно, от истории Строгановых, до архитектуры и соли ))