1. КАПИТАН ЭНРИКО Д'АЛЬБЕРТИС
Живут на свете чудаки. Искателя приключений капитана Д'Альбертис нельзя назвать авантюристом. Он был именно чудаком, неординарным человеком и многогранной личностью: трижды обошел вокруг света и один раз обогнул Африку, используя в своих многочисленных путешествиях самые разнообразные средства транспорта : пересаживаясь с корабля на лошадь, с поезда на верблюда, с парусника на гидросамолет.
Достаточно сказать, что в 1872 году, в возрасте 26 лет, этот талантливый и эксцентричный юноша в рекордно короткие сроки преодолел расстояние между Генуей и Турином на деревянном велосипеде, оснащенном металлическими колесами, превзойдя себя на следующий год в гонке Генуя- Ницца, затратив несколько десятков часов меньше времени, чем на конных повозках.
Энрико Д'Альбертис на своем паруснике повторил маршрут Колумба и исследовал часть африканского континента. Балтийское море, Канарские острова, Южная Америка, Черное море, Калькутта, Мадейра, Азорские острова, Киль, по всему миру пролегал путь неутомимого исследователя и путешественника Энрико Альберто Д'Альбертиса.
Энрико родился в семье богатого текстильного промышленника. Он был самым младшим из трех сыновей и мог пойти по стопам своего отца и стать знатным буржуа с солидным достатком.
Но совсем молодым он поступил на службу в военно-морской флот, a затем в торговый флот. Его любовь к морю была древней, семейной традицией. В его официальной биографии говорится, что он отказался от конкретных карьерных возможностей, чтобы следовать своим увлечениям и путешествовать по Европе. Надо справедливо отметить, что и его отец Филиппо, прежде чем посвятить себя своей шерстяной фабрике в Вольтри, учился в Морском колледже Палермо.
Послужив на линкорах «Анкона» и «Формидабиле», в 25 лет, в 1869 году, д'Альбертис, мичман первого класса, решил покинуть военно-морской флот, чтобы провести время в Великобритании, где у него появилась страсть к парусным гонкам, результатом которой, позже в 1879 году, станет основание Итальянского королевского яхт-клуба.
В 1870 году Д'Альбертис поступил в торговый флот, плавая в качестве второго помощника капитана на “Эмме Д.” между восточным Средиземноморьем и Черным морем, а затем, в 1871 году, между Англией, Шотландией и Ирландией.
После возвращения, судовладелец Ферреро предложил ему командование пароходом «Эмилия» на пути в Калькутту. Корабль отплыл из Генуи 12 сентября 1871 года и достиг Индии через Суэц. Д'Альбертис стал первым капитаном среди итальянцев переправшийся через новый Суэцкий канал.
28 декабря, изучив индийскую торговлю, обычаи и традиции, Д'Альбертис покинул Калькутту, взяв с собой некоторые восточные диковинки, в том числе бенгальского тигренка, которого он подарил маркизу Джакомо Дориа, основавшему в 1867 году музей естественной истории в Генуе, где много лет жил тигренок.
В 1873 году д'Альбертис также покинул торговый флот. После путешествия по Европе со своим братом Доменико, он построил прогулочный катер Violante. Маркиз Дориа увлеченный пополнением своих богатых коллекций предложил Д'Альбертису использовать круизы Виоланте для пополнения своего музея предметами из его путешествий.
Вскоре д'Альбертис, для которого Средиземное море было уже слишком узким, начал осваивать океаны. В 1877 году д'Альбертис вместе с ботаником Одоардо Беккари отправился в свое первое кругосветное путешествие. Во время этого путешествия у него был мимолетный и страстный роман с раджей Рани из Саравака, которую он встретил после того, как случайно убил ее кошку, а в Токио он встретил Эдоардо Чиоссоне, которому посвящен Музей восточного искусства в Генуе . В 1878 году капитан вернется в Италию.
В 1882 году, после путешествия по Европе, снова охваченный ностальгией по морю, капитан Альбертис построил корабль Корсаро. Установленная на палубе пушкa для защиты от пиратов, в случае их нападения, придавало судну некоторый таинственный вид и полностью оправдывал его название. На борту Корсаро капитан плавал в Египет, Мадейру, архипелаг Селваженш, Канарские и Азорские острова.
На родине, в Генуе, в морских кругах, история плавания Корсара будоражила воображение и сердца многих юных, будущих моряков и людей любящих приключения, море и путешествия.
«Для меня, тогда еще подростка, начитавшегося статей о путешествиях и морских приключениях, маленькое и совершенное для удовольствия парусное судно казалось материализацией мечты, — писал маркиз Пессаньо, — я уже знал его историю, изучал в течение долгого времени», часов учебы, за партами в колледже, в иллюстрированных книгах, которые тайно циркулировали между латинскии словарями и итальянской литературой, привнося дыхание жизни — великой жизни на открытом воздухе, в бескрайнем море — в монотоную среду, в которой я был отшельникoм.
В моем воображении я путешествовал на этом «Корсаре» вдоль побережья Средиземного моря, а также отважился выйти за проливы, в великий океан.
Перед моими глазами в фантасмагории, превосходящей, как мне кажется, всякую реальность, предстали экзотические земли с диковинной растительностью, вершина Тенерифы, возвышающаяся над облаками, зачарованные берега Мадейры с райским климатом.
Фигура корабля, нарисованная тут и там на этих страницах, стала мне знакомой. Каждый вечер, украв несколько часов у своих школьных обязанностей, я плыл посреди фантастического мира, в то время как вокруг, на великой равнине По, спящей под снежным покрывалом, царила тишина. Эти зимние вечера 1891 года до сих пор живы в памяти, как будто они произошли вчера, и неразрывно связаны с воспоминаниями о генуэзской яхте».
Вскоре после своего кругосветного путешествия, увлеченный средневековым мореплаванием, капитан Энрико Д'Альбертис решил повторить маршрут первого путешествия Христофора Колумба. Уникальность этого путешествия была в том, что оно действительно следовало первоначальному маршруту Христофора Колумба, используя только его дневник в качестве руководства и бортовые приборы которые были репродукцией старинных морских инструментов, подобие тex, что использовались в 1492 году, и которые капитан Д'Альбертис изготовил сам. Единственные небольшие вариации мореплавания были связаны только с сезоном и течениями.
По окончании плавания, эти бортовые приборы были выставлены на Итальянской географической выставке в 1892 году, за которую Д'Альбертис получил медаль.
Путешествие по маршруту Христофора Колумба с остановками в Нью-Йорке и Чикаго принесло Д'Альбертису назначение почетным членом Королевского итальянского географического общества, а также повышение до капитана корвета военно-морского резерва Королевского флота.
Подвиг, совершенный по случаю четырехсотлетия плавания Христофора Колумба, принес ему заслуженное признание и почести еще и потому, что на обратном пути, во время очень сильного шторма с волнами высотой более 12 метров, он нe раз раз рисковал потерпеть кораблекрушение.
Ему, также была присуждена первая степень за публикации о его «прогулочной яхте», исследованиях, ученных работах и природных коллекциях, полученных в результате его морских путешествий.
Затем он снова отправляется во второе кругосветное путешествие. После двух кругосветных путешествий его жажда знаний привела его к многочисленным «сухопутным» путешествиям, и в 1900-х годах начался его «африканский период». Он побывал в Триполитании, Алжире, Тунисе, Эритрее, Сомали, Судане и несколько раз в Египте. Во время остановки в Александрии в Египте д'Альбертис познакомился с египтологом Эрнесто Скиаппарелли и почти внезапно обнаружил в себе новую склонность, археологию, участвуя вместе с ученым в различных раскопках в Луксоре, в Долине цариц.
В 1906 году, следуя по стопам португальских, английских и немецких исследователей, д'Альбертис посетил Восточную Африку (Кению и Танзанию), почти неизвестные Уганду и Бурунди, совершив также исследовательский круиз по озеру Виктория, а в 1908 году совершил кругосветное плавание по Африке, достигнув Йоханнесбурга.
Во время своего пребывания на Черном континенте он использовал практически все виды транспорта, от пироги до лошади, осла, мула, верблюда и даже зебры, которая, как известно, совсем не любит, когда на ней ездит человек.
Не в силах сдержать свое любопытство, Через два года, в 1910 году, oн снова отправляется в свое третье и последнее кругосветное путешествие.
Его путешествия это лишь одна из его многочисленных страстей и не просто увлечения капитана морем, а нечто большее. Это были научные занятия и исследования во время его плаваниях, в которых он сделал тысячи фотографий и собрал множество предметов.
Перед тем как умереть в 1932 году, после жизни, полной приключений, капитан Д'Альбертис, делает большой подарок любимому городу: он дарит Генуе свой замок, с завещанием, чтобы он был преобразован в музей, который мы все можем посетить сегодня.
Капитан подарил свой замок наполненный чудесами, собранными во время его путешествий, чтобы все могли ими любоваться. Эта коллекция составляет около 4000 предметов, собранных в том, что сейчас стало Музеем мировых культур.