Пешком по Владикавказу (продолжение)

  • 210
  • Нравится!7      
  • 39
  • 0 комментариев
  •  
  • В избранное
Одними прогулками по городу ограничиваться не хотелось. Отфильтровав в Интернете список музеев Владикавказа, была удивлена их количеством. Выбирать было из чего. Только на одном проспекте Мира два крупных музея. Решила заглянуть в Национальный музей. Он занимает два здания, одно историческое: купеческий особняк в стиле модерн,
и ничем не примечательную пристройку советского периода (не стала ее фотографировать). А вот внутри этой пристройки потрясающая экспозиция по истории и культуре осетинского народа. Выставлены древнейшие артефакты, начиная с 4 тыс. до н. э.
И оформление экспозиционных залов лаконичное и стильное.
В бывшем купеческом особняке созданы интерьерные экспозиции из предметов XIX века.
В общем, рекомендую музей без каких-либо оговорок.
Было у меня желание посетить мемориальный дом-музей Коста Хетагурова. Хетагуров для осетин как Пушкин для русских. Да и судьба у него тоже несчастливая. Но не сложилось. Музей маленький, решила, что в день отъезда в первой половине вполне успею. Прихожу, а мне дают отворот-поворот. У них сейчас идет одна группа школьников за другой. Извиняются, приглашают прийти во второй половине дня. Вот так! Не попасть в провинциальный музей!
Кроме музеев еще нацелилась на театр. Все-таки три свободных вечера. Хотелось чего-то национального. Стала смотреть афишу. Выступлений конно-драматического театра «Нарты» в эти дни не было. А не пойти ли на «Демона»? В городе работает филиал Мариинского театра. Увы! Всего два спектакля в месяц. И я не попадаю. Осетинский театр отпадал – читать перевод в бегущей строке утомительно. Оставался Русский драматический театр имени Вахтангова.
Хотелось чего-то легкого. Остановилась на спектакле «Приличные девушки». Сюжет оказался незамысловат. Не впечатлил ни спекталь, ни игра актеров.
Об общей атмосфере в городе. Несомненно, на нее влияет то, что в этой северокавказской республике преобладает христианская религия, а не ислам. Обычаи и правила мягче, у женщин нет строго дресс-кода. В магазинах и ресторанах свободно продают алкоголь. На проспекте Мира обратила внимание на винный бар. Вечером там постоянно была публика. Внутри, по причине прохладной осенней погоды.
О культовых сооружениях. Суннитская мечеть или мечеть Мухтарова – жемчужина Владикавказа.
Большую часть суммы внес бакинский миллионер Мухтаров. Мечеть примечательна не только яркой отделкой и декоративным элементами на фасадах, но и интерьером с деревянной резьбой и росписями. Мечеть действующая. Портит вид этого архитектурного памятника современное многоэтажное здание позади мечети.
Была во Владикавказе и шиитская мечеть, но сейчас здесь располагается планетарий.
Есть в городе и армянская церковь – Церковь Святого Григория Просветителя.
Вокруг церкви был армянский квартал. Напротив церкви сохранился дом Вахтанговых, рядом памятник Евгению Вахтангову.
Сами же осетины, в большинстве своем, православные. Вхождение региона в состав России в XVIII веке стало причиной распространения православия среди населения и повсеместного строительства православных храмов. Один из самых старых храмов города Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Расположена она на Осетинской горке. Отсюда открывается красивый вид на город. А когда-то у подножия горки стояла Владикавказская крепость. В церковном некрополе находится могила Коста Хетагурова.
Он умер в родном селе, по требованию общественности он был похоронен в некрополе Осетинской церкви (второе название Церкви Рождества Пресвятой Богородицы). И описание перенесения праха Хетагурова демонстрирует насколько он был популярен в Осетии. «В Осетии скорбный груз встречали на железнодорожных станциях по пути следования. Особенно торжественная встреча была устроена на станции Беслан, куда прибыли почитатели покойного и все жители окрестных селений во главе со своим духовенством. На вокзале Владикавказа гроб с телом Коста встречало огромное количество людей, людьми была заполнена вся платформа. Хотя была приготовлена траурная колесница, гроб всю дорогу несли на руках. Несли студенты, офицеры, простой народ, все старались хоть дотронуться до гроба. По дороге осетины, грузины, армяне служили панихиды, всякий на своём языке, со своими певчими. В Осетинской церкви его отпевали на русском и на осетинском языках, читали стихи. По выносе из церкви свой обряд совершили мусульмане. Был также совершён обряд посвящения коня умершему. В могилу гроб опустили, когда солнце почти зашло».
Вообще еще задолго до распространения православия, на территории Алании стало распространяться христианство. Как утверждают документы, великое крещение Алании произошло в 916 (по другим сведениям, в 919) году.
Между прочим, три аланских храма, датируемые IX-X веками, считаются древнейшими христианскими храмами на территории России.
Не поленилась и сходила посмотреть современный храм – Свято-Георгиевский кафедральный собор.
В Северной Осетии по нынешний день велика роль дохристианской веры. Эти верования имеют скифское происхождение, но основаны на традициях и фольклоре осетинского народа. Особая роль отводится святилищам Уастыржи. Он считается великим небесным покровителем Осетии. Осетины-христиане идентифицируют его с Георгием Победоносцем, но приверженцы традиционной дохристианской веры противятся этому. Впрочем, даже осетины-христиане соблюдают некоторые традиционные обряды (свадебные или похоронные, например), ставят на стол три пирога по праздникам и чтят осетинских святых. Три пирога на празднике – это не просто пища. Они имеют сакральное значение. Первый пирог символ неба и солнца, второй – земной жизни, третий – подземного мира. Религиозные церемонии происходят не только в святилищах или других святых местах, например, таких как Роща Хетага, но и во время обычных семейных трапез. Роль своеобразных молитв выполняют тосты и застольные песни религиозного характера. Песни никогда не слышала, а вот тосты слышала. Еще в советское время ездила на экскурсию в Куртатинское ущелье. С общепитом там было плохо. Обед устроили в осетинском доме, который напоминал невысокую башню. Обедали вместе с хозяевами. Поставили блюда, налили вино, хозяин встал и произнес первый тост: «За Великого Бога Уастырджи!». Через какое-то время произносит второй тост: «За Святую Мать Моздокскую!» Имеется ввиду икона Богородицы Моздокская. Считается, что грузинская царица Тамара в начале XIII века прислала в осетинский храм список с афонской Иверской иконы Божией Матери. С того времени икона находилась в Куртатинском ущелье. В середине XVIII века была перевезена в Моздок. Пропала в 1917 году. А третий тост всегда пьют за хозяина дома, и эту миссию выполнил наш гид.
 

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв

Другие заметки - 3637

Реклама на Rutraveller
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: