- 300
-
Нравится!10
Наверное, это не единственный пример, когда город располагается на территории национального парка (для абсолютной точности, на его окраине), но мне до посещения Себежа с такими вариантами сталкиваться не приходилось. Себежский национальный парк – эт...
- 58
- 4 комментария
-
- В избранное
Наверное, это не единственный пример, когда город располагается на территории национального парка (для абсолютной точности, на его окраине), но мне до посещения Себежа с такими вариантами сталкиваться не приходилось. Себежский национальный парк – это такой очаровательный симбиоз озер и лесов. Крохотный городок расположился между двух озер, по перешейку между которыми и пролегает единственная дорога, ведущая вглубь национального парка. Себеж – своеобразный портал в живописный озерно-лесной край. Так мы и сделали: вошли в город, а затем плавно перенеслись в природу.
Себеж всегда был приграничным городом, поэтому история у него бурная, а жизнь часто была неспокойная. Со Средних веков в городе ничего не сохранилось, места древних укреплений обозначены памятными знаками. У одного такого знака и началась наша экскурсия по городу.
Установлен он на Петровом валу, где в 1705 году во время Северной войны были сооружены оборонительные укрепления. Отсюда открывается панорамный вид на город, вернее, открывался бы, если бы деревья не мешали.
А потом прошлись по городу, по его улочкам, посмотрели на сохранившуюся уездную застройку.
Большинство старых домов стоят на фундаменте из бутового камня.
Вот об этом здании экскурсовод поведал нам следующую историю.
Здесь якобы (ну, полагаю, что фундамент мог остаться, а деревянный верх не раз менялся) останавливался Петр I, поскольку это было самое приличное здание, даром, что здесь находился веселый дом. Но это гидовские байки. Как там было на самом деле, исторические анналы не запечатлели.
10 минут по историческому центру Себежа, и мы на Замковой горе, где во времена Ивана Грозного располагалась деревянная крепость. Утро было с дождичком, поэтому Себежское озеро не блистало во всей красе.
И город хорошо виден с Замковой горы.
Примерно так Себеж всегда и выглядел. Веками… Вот так! Думала, что поехала в обычную экскурсию, а оказалось, перенеслась во времени.
Постояли на Замковой горе, откуда Себеж начинался, пошли к Троицкой церкви.
Старейшее здание в городе. Сроился как костел Пресвятой Троицы и св. Антония на средства одного из Радзивиллов. Современный внешний вид приобрел во второй половине XVIII века. Это редкий уцелевший образец виленского барокко на территории России.
Наискосок от церкви расписной домик.
Уж кто только его не фотографировал. Загляните в Интернет, увидите массу фотографий. Теперь есть и моя.
Идем по одной из улочек Себежа.
Здесь сохранился доходный дом и торговые ряды купца Селюгина.
Еще несколько старых домишек. Некоторые заброшены,
другие изо свсех сил пытаются не развалиться и «укрепиться».
В конце улицы, на небольшом возвышении стоит колокольня.
Это все, что осталось от Собора Рождества Христова. На мой взгляд, одиночество колокольне очень идет. Да и Замковая гора становится похожей на замковую.
Выходим на набережную,
через сквер подходим к памятнику Зиновию Гердту, уроженцу Себежа.
На этом знакомство с милым провинциальным городом заканчивается, и мы едем в Себежский национальный парк. Автобус на южном выезде из Себежа, немного далее Часовни в честь Казанской иконы Божией Матери, останавливается. Здесь нас ждут два раздолбанных газика. Часть группы уезжает, а оставшаяся, чтобы не терять время, пускается по лесной тропинке за уехавшими машинами.
Мы, наверное, прошли полпути, когда за оставшимися вернулись микроавтобусы.
Целью нашего пути был Центр экотуризма «Озерявки». Это, конечно, громкое название. На деле, обычная турбаза на берегу Белого озера,
но ради справедливости стоит отметить, что ознакомительно-просветительскую работу они проводят. Не только проложили экотропы, но и водят по ним экскурсии.
Инфраструктура базы активно обновлялась к новому сезону.
Вероятно, связано это со сменой руководства. Новым директором Себежского национального парка в 2020 году была назначена Надежда Николаевна Подоплекина.
Собственно, сам директор встречал нашу группу, потому что она оказалась первой группой. Нам представили гида, и мы двинулись по экотропе «Большой Гребел».
Тропа всего 3 км длиной, проходит по гряде ледникового периода. Начинается тропа непосредственно у турбазы и идет мимо озера Озерявки.
Гид нам сообщает, согласно данным гидрологического института, вода в озерах национального парка соответствует мировым стандартам качества, т.е. пригодна в употребление без предварительного кипячения. Здесь любят селится лебеди. И одного такого мы видели на обратном пути. Он плавал достаточно далеко. Когда увидел людей, развил просто крейсерскую скорость в надежде получить что-то съестное. И не остался в накладе.
В самом начале тропы мостки по топкому берегу к протоке,
через которую переброшен мостик.
Дальше дорога идет через кемпинг, где старые строения, - домики, навесы, мостки к озеру, обновляются.
На озере есть островок, где в ходе была найдена неолитическая стоянка древнего человека, жившего здесь 4 тысячи лет назад.
И дальше по тропе.
Во многих национальных парках мира существует правило невмешательства в жизнь насаждений: сотрудники лишь наблюдают за развитием и состоянием природы, но не применяют никаких мер борьбы. Даже не тушат пожары, если они возникли естественным путем. Все, что могут работники национальных парков – это наблюдать за самовосстановлением лесных насаждений. На нашем пути был такой участок – деревья были повалены сильным ветром. Такой протяженный участок, как косой скошены. Если убрать, просека получится.
Гид говорит, что, если их не убирать, они становятся очагами пожаров, но сотрудники ничего не могут с этим поделать. Таковы правила! Таковы требования! Таков закон! Веяния эти пришли с Запада. Хорошо ли это, - вопрос. Как говорится, "выбирай, но осторожно; но выбирай!" Выбрали! Теперь остается молиться, чтобы пронесло. В советское время были другие лесо- и природоохранные правила, бравшие корни еще в дореволюционный период. Но, нет пророка в своем Отечестве!
Дальше на нашем пути жертва подсочки.
Одна из немногих выживших жертв варварского потребления лесных ресурсов. Подсочка – это периодическое нанесение специальных резов на ствол сосны с целью получения живицы – ценного натурального сырья для химической промышленности, из которого делают канифоль, скипидар и еще огромное количество продуктов.
В заключение экскурсии пойменный лес, растущий по кромке болота, поэтому здесь в некоторых местах опяять мостки.
Возвращаемся на турбазу, где нас ждал обед. Уха из свежайшей рыбы, прямо из котла.
Прежде чем принести второе блюдо, которое имело милое название «лепендрики», предложили угадать, что это такое. Оказалось, это данники с мясной начинкой. В завершение был душистый травяной чай с костра.
Надежда Николаевна бегала вокруг стола и то и дело спрашивала, вкусно ли нам. Мол, это их первый блин для группы. Если что, не корите, что комом. Было далеко не комом.
Надышавшись, нагулявшись, наевшись, отправились на ночлег в дворянское гнездышко:
имение Львовых
Живет в: Ставрополь
Очень приятная экскурсия, да и воздух хорошо... ) надо полагать ))
Живет в: Ставрополь
p.p.s. а как же Кисловодск, город-национальный парк?..
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
))