Небольшой уральский город с красивым названием - ЗЛАТОУСТ - отличается от других городов Южного Урала не только своей удивительной природой, но и интересным географическим расположением: именно через его юго-восточную часть проходит условная граница двух континентов - Европы и Азии. В полукилометре от железнодорожной станции Уржумка (это последняя станция Златоуста!) установлен обелиск "Европа-Азия". Ст0ит отметить, что этот обелиск - один из самых первых обелисков, установленных от самого Заполярья до Каспийского моря: его установили ещё в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали.
Для справки: На старом Московском тракте у подножия горы Берёзовой недалеко от въезда в Первоуральск со стороны Екатеринбурга в 1837 году был установлен самый первый знак «Европа — Азия», который до настоящего времени не сохранился.
В школьные годы мы несколько раз с учителем географии ходили к Уржумскому обелиску, в студенческие годы десятки раз проезжал мимо этого знака на электричке ... И вот, спустя многие десятилетия, вновь "потянуло" к знакомым с детства местам, захотелось иными глазами посмотреть на эту историческую достопримечательность.
Добраться до обелиска "Европа-Азия" несложно! Помимо рейсовых городских автобусов (раньше они ой, как редко ходили!) до Уржумки сейчас можно доехать и на обыкновенной маршрутке. Но я решил "тряхнуть стариной" и, как в детстве, прошагать этот путь пешком... Для человека, родившегося в городе, который повсюду окружён горами и имеет сравнительно мало равнинных мест, пройти каких-то 3 км по просёлочной дороге вдоль трассы в гору - особой проблемы не существует!
В настоящее время я живу возле самого Миасского тракта, поэтому сильно "заморачиваться" не стал и уверенно двинулся вперёд к намеченной цели. Чем выше я поднимался по трассе в гору, тем обширнее открывалась за моей спиной панорама города, точнее его отдельные районы, т.к. у нас горку перевалишь - и ты уже находишься в другом районе! А вот телевизионную вышку, которая расположена в самом центре города на горе Бутыловка, видно практически с любого района.
А между тем уже и садовые участки остались внизу и весь район маш.завода, а также проспекта имени Гагарина как на ладони ...
По дороге всё выше и выше ....
Утро ... Дорога ещё свободна от машин, идёт строго прямо вверх, видимость отличная, поэтому смело иду не только по обочине, а и по самой трассе. Поднявшись ещё чуть-чуть, дохожу до железнодорожного моста, под которым проходит Транссибирская магистраль - самая длинная железная дорога в мире. Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) соединяет Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.
Транссибирская магистраль
Времени у меня предостаточно, поэтому решил дождаться поезда, чтобы запечатлеть его на фоне голубых гор Таганайского хребта. Ждать пришлось довольно долго - минут 15-20! Моё терпение готово было уже лопнуть, как наконец за поворотом призывно зазвучал паровозный гудок и перед моим взором "выплыл" .... нет-нет, не пассажирский поезд и даже не товарняк, а обыкновенный тепловоз - ЧМЭЗ с 3 рабочими вагончиками.
Вот какая незадача! ((( Оставалось лишь улыбнуться и двигаться дальше .... Терять время впустую что-то больше уже не захотелось ! (((
До самой вершины подъёма оставалось совсем чуть-чуть. Этот путь я преодолел буквально за 5 минут. И вот она - гора Лысая, у подножия которой установлена знаменитая стела "Крылатый конь".
Стела 'Крылатый конь' на выезде из Златоуста
Крылатый конь официально стал символом Златоуста в 1966 году, когда были утверждены герб и флаг города. Автор проекта герба с изображением крылатого коня (Пегаса) — златоустовский скульптор и художник Владимир Павлович Жариков. Он же спустя несколько лет после утверждения геральдической символики нарисовал эскиз стелы «Златоуст» со стилизованным изображением крылатого коня. Именно эта стела и установлена на выезде из города на Миасском тракте.
Стела - одно из любимых мест для молодожёнов Златоуста, которые после регистрации в ЗАГСе непременно приезжают сюда и привязывают свадебные ленточки к фигуре коня. Это делает жених, демонстрируя свою ловкость и смелость невесте, а также гостям, пытаясь как можно изящнее взобраться на металлического коня.
Место для стелы было выбрано очень удачно. Крылатого коня видно издалека как со стороны Златоуста, так и со стороны Миасса. Именно после стелы идёт прямая дорога на Миасс, которая буквально уже после Александровской сопки, расположенной возле самой трассы, превращается в настоящий серпантин, требуя от водителей особой бдительности, внимания и конечно же строгого соблюдения правил дорожного движения.
Миасский тракт. Впереди - Александровская сопка
Впереди маячит знаменитая Александровская сопка, которая призывно влечёт к себе, но сегодня у меня маршрут иной, поэтому пройдя по прямой дороге несколько десятков метров, я повернул направо вниз к железнодорожной станции Уржумка.
Железнодорожная станция Уржумка
Станция была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства железной дороги. Среди всех станций Златоустовского отделения ЮУЖД Уржумка находится на самой большой высоте. Отсюда начинается долгий спуск железной дороги по восточному склону Урала в сторону Сибири.
Железнодорожная станция Уржумка
На железнодорожной станции Уржумка
Станция небольшая, здесь останавливаются лишь электрички и грузовые поезда. В годы Великой Отечественной войны именно на Уржумку эвакуировали заводы и предприятия из центральных районов России и оккупированных врагом территорий.
Обелиск "Европа-Азия" находится всего в полукилометре от станции, возле самого железнодорожного полотна, на пригорке. Утоптанной дороги к нему нет, поэтому приходится пробираться по обочине железнодорожных путей, а то и прямо по ним.
Путь к обелиску 'Европа-Азия' пролегает через железнодорожные пути
На непродолжительном пути к обелиску встречается маленькая речка Уржумка, которая "пробегает" аккурат под железнодорожным полотном.
Речушка настолько мала, что её спокойно можно перешагнуть, а в нижнем течении перейти вброд. Речка Уржумка является правым притоком реки Балашихи, а длина её всего около 6,3 км.
А вот уже впереди показался и знакомый обелиск.
Сердце волнительно затрепыхало ... Моя нога здесь не ступала без малого 50 лет! ((( Перехожу через железнодорожные пути и по лестнице поднимаюсь к обелиску.
А он ведь даже почти и не изменился! Обелиск сделан из местных уральских гранитов по проекту талантливого русского инженера Николая Георгиевича Гарина (который позже стал известен как писатель Гарин-Михайловский) и был установлен в далёком ещё 1892 году! За это время лишь скамейки гранитные поставили по обеим сторонам обелиска и подкрашивают его изредка. На сам0м обелиске прикреплены металлические плиты с рельефными надписями: "Европа" - со стороны Златоуста, "Азия" - со стороны Миасса.
Это так зд0рово: стоишь в одной части света, а сделаешь шаг вперёд - и окажешься совершенно на другом континенте! Непередаваемые ощущения испытываешь при этом ! :-)
И как-то враз нахлынули воспоминания; картины школьно-студенческой поры прокрутились перед глазами, словно в немом кино .... Вспомнились друзья (некоторых уже нет в живых), памятные события .... Но жизнь ведь продолжается, меняются и события. Время течёт, не стоит на месте, так же поезда ежедневно пересекают этот участок пути ....
Есть у уральских машинистов хорошая традиция: пересекая условную границу Европа-Азия, они подают сигнал - продолжительный гудок, а увидев путешественников возле обелиска, приветливо машут из окна своего локомотива. Вроде бы мелочь, а чертовски приятно! Не знаю, существует ли такая традиция на других отделениях железной дороги нашей необъятной страны, но в Златоусте такая традиция имеется - в этом я убедился лично! :-)
Ну вот вроде бы и всё! Я побывал у уржумского обелиска "Европа-Азия", встретился со своей юностью ... Напоследок поднялся на пригорок и сделал снимок, на котором вдалеке видна Александровская сопка.
Александровская сопка хранит много тайн и преданий, очень интересна в историческом и географическом плане ... На самой вершине сопки тоже проходит условная граница Европа-Азия...
Но это уже другая история! :-)
Tati2707
Uvik
tavasa
emar98
NatashaB61
moshkovo
feya_3
rus5tik
nataliy68
Julia-Msk
OLIVA2016
Babatusya57
Ya_Tatiana
Nadezda23
irina_1957
ElenaVG
Nathalie-36
Postcard
Живет в: Дубна
Живет в: Златоуст
Живет в: Дубна
Живет в: Новосибирск
Живет в: Златоуст
Живет в: Москва
Живет в: Златоуст
Живет в: Раменское
Живет в: Златоуст
А за коммент отдельное спасибо, Наташа!
Живет в: Челябинск
Живет в: Златоуст
Спасибо, моя дорогая землячка за коммент !!! :-)
Живет в: Москва
Живет в: Златоуст
Не только Транссибирская магистраль соединяет Москву и Владивосток, но и невидимые нити и флюиды друзей, с которыми мы общаемся на этом сайте! Я этой дружбой дорожу !!!!
Живет в: Москва
Живет в: Красноярск
Живет в: Златоуст
Живет в: Новосибирск
Живет в: Златоуст
Живет в: Бирск
Живет в: Златоуст
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Златоуст
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Златоуст
Живет в: Москва
Живет в: Златоуст
Плечики сразу расправились, болячки забылись, настроение - ого-го !!!
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Златоуст
За коммент - отдельное спасибо, Татьяна !!!
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Златоуст
Живет в: Москва
Живет в: Златоуст
А впрочем, нам всё-таки нужны иногда такие встряски чувств, вернуться хоть ненадолго в своё прошлое (разумеется, лишь - доброе и хорошее!), освежить память ....
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Златоуст
Такое удовольствие, а главное - удовлетворение получил от этого непродолжительного (всего-то около 3 часов!) путешествия по родным и как оказалось - по памятным местам! И всё это без напряга, без особого затрата физических сил !!!
Спасибо за коммент, Витя !!!
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Златоуст
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Челябинск
Живет в: Златоуст
Живет в: Москва
Живет в: Златоуст
Спасибо, Натали !!!
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Златоуст
Сентиментальным становлюсь с годами, оказывается, картины прошлого крепко остались в памяти.... Можно сделать и предварительный вывод, что видимо те события были ярче, проходили нескоротечно, как нынешние (хотя надо признать, что и сейчас бывают яркие события, но уже в другом ритме!)
А вообще-то это всё-таки здОрово, что можно вернуться в бухту памяти .... Сейчас особенно понимаешь и видишь, что и участников тех событий становится всё меньше и меньше... (((