- 330
-
Нравится!11
Окончание, начало см. "Крепость веры"
Патриарх Никон, в крещении Никита Минин, родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда. Отец его, простой крестьянин, послал сына учиться грамоте у священника Анании в селе Кирллове. По на...
- 127
- 2 комментария
-
- В избранное
Окончание, начало см. "Крепость веры"
Патриарх Никон, в крещении Никита Минин, родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда. Отец его, простой крестьянин, послал сына учиться грамоте у священника Анании в селе Кирллове. По настоянию родных Никита женился и три года священствовал у себя на родине, а затем вместе с семьёй в 1625 году перебрался в Москву. После смерти трёх малолетних детей он уговорил жену поступить в Алексеевский монастырь, а сам ушёл в Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 году был пострижен с именем Никона преподобным Елеазаром Анзерским. Ушёл оттуда в 1639 г. и стал игуменом Кожеозерской пустыни в 1643г. По делам монастыря в 1646 г. пришёл в Москву и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а с лета 1652 года - Патриархом всея Руси.
В 1658 г. он ушёл с кафедры и на Соборе 1666 г. лишён сана. Сослан сначала в Ферапонтов монастырь, а с 1676 г. - в Кирилов-Белозерский. Умер 17 августа 1681 г. в Ярославле при возвращении из ссылки. Погребён в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой.
Вот так кратко в двух словах можно описать удивительную, насыщенную событиями жизнь одного героя истории. Но я бы хотел всё же обратить внимание на некоторые особенности этой яркой судьбы.
*
После крестного хода некоторые из нашей группы изъявили желание окунуться в источник. Оборудованные купальни приятно удивили.
После конференции был интересный концерт. Пел женский коллектив и девочка подросток. Я был поражён красотой их голосов и степенью их таланта. Всё-таки Россия это глубинка! Самое важное сохранилось именно здесь.
Многие историки и авторы книг рассказывают о тяжёлом детстве Никиты, о злодеяниях мачехи. В юношеские годы мальчику не раз приходилось слышать предсказания о своей судьбе. Н. Костомаров рассказывает:
«Однажды отправился он (Никита) с монастырскими служками гулять и зашёл с ними к какому-то татарину, который во всём околотке славился тем, что искусно гадал и предсказывал будущее. Гадатель, посмотревши на Никона, спросил:«Какого ты роду?» - «Я простолюдин»,- ответил Никита. «Ты будешь великим государем над царством российским!» - ответил ему татарин».
Ключевский видит причину раскола и, соответственно, винит Никона в преследовании старообрядцев. Сегодня я впервые позволю себе не согласиться с этим уважаемым историком.
1) В 1666-1667 годах в Москве проходили интересные события. 21 декабря 1666 года Никона привезли в Ферапонтов монастырь. По прибытии архимандрит Иосаф снял с опального патриарха архиерейскую мантию, забрал посох, которые позднее отправит вселенским патриархам в столицу. Никон не сопротивлялся. С первого дня к нему приставят охрану и установят решётки на окна.
В начале 1667 года освященный собор принимает историческое решение о предании анафеме противников нововведений. Вот тогда-то и начинаются настоящие гонения и преследования старообрядцев.Это положило начало масштабных репрессий и вызвало социальный кризис. А ведь в это время Никон был уже низложен! Почему историки не обратили внимания на эту нестыковку?
10 февраля 1667 г. новым патриархом будет избран архимандрит Иоасаф. Удивительно, но все эти события только усилили раскол в рядах старообрядцев. Такого количества толков, течений, а по сути сект, не знала ещё ни одна церковь мира!!!
Поповцы, беспоповцы, федосеевцы, поморцы и новопоморцы, староспасовцы, нетовцы, дырники, тополёвцы и многие другие населяли различные территории России. В Нижегородской губернии большинство старообрядцев ушло на поселение в глухие места вдоль реки Керженца. Но приверженцы разных толков и течении друг с другом даже не здоровались!
Фактически реформы Никона носили объединительный характер и увели православие от ещё большего раскола.
Одним из своеобразных центров старообрядства в то время было село, расположенное недалеко от Вельдеманово. Называется оно Григорово. В один прекрасный день я и направился туда.
Село Григорово родина протопопа Аввакума.
Памятник протопопу Аввакуму находится в самом центре села, на краю оврага. Я нашёл его сразу. Выглядит монументально, но с образом самого Аввакума он у меня ни как не вяжется.
Запрет на преследование старообрядцев будет наложен только в 1762 году императором Петром III. А в 1905 году особым манифестом Николай II уравняет их в правах.
Памятник главному противнику реформ Никона протопопу Аввакуму в селе Григорово
2). По мере развития книгопечатания назрела необходимость исправления самих книг, приведения в порядок текстов. Множество разночтений было даже у самих староверов. Однако ни один источник не говорит, кому принадлежала эта идея. Работа «справщика» состояла в том, что бы свести тексты воедино.
Предпринятое Никоном исправление книг и обрядов натолкнулось на оппозицию невежественной и малограмотной части духовенства из российской глубинки, которое к тому же хотело этим поднять свой авторитет. На фоне социально экономических проблем присоединение к расколу кроме крестьянства и части духовенства других классов общества, как, например посадских людей, боярства и стрельцов, выглядит вполне объяснимо.
Рассматривая жизнь протопопа Аввакума, не трудно убедиться в слепом фанатизме этого человека. Такие люди способны на революции и бунты, но не способны на реформы. Поэтому я считаю, что путь Аввакума, при всём моём уважении к его вере и стойкости, всё же путь в никуда. Церковная реформа к тому времени назрела. Сближение с греческой православной церковью так же было важным и своевременным решением.
Памятник протопопу Аввакуму по иронии судьбы расположен в нескольких верстах от часовни в честь Никона в селе Вельдеманово.
В чём же состояли исправления обряда?
На самом деле их немного. Исправление богослужебных книг повлекло за собой и другие перемены. Первое касалось крестного знамения. Троеперстие означало святую троицу, в то время как у старообрядцев было двуперстие, как символ единства божественной и человеческой сущности Христа. Вместо славянского «Исус» вводилось греческое «Иисус». В конце молитвы священник вместо двойной аллилуйи провозглашал тройную. Божественная литургия отныне совершалась не на семи просфорах, а на пяти. В молитвах: «И в Духа Святого Господа истинного и животворящего» удалили слово «истинного». Это основное.
3). Сельское духовенство массово противилось реформам, т.к. раньше оно всецело зависело от малограмотного крестьянства, им же фактически и избиралось. Оказывать влияние на таких людей проще, чем на архиереев. В какой-то мере ими двигал страх потерять своё влияние и власть. Так самое низшее духовенство встало в оппозицию Никону, а по сути высшему духовенству в его лице.
Староверская часовня в селе Григорово, родине протопопа Аввакума
4). Опального патриарха иногда обвиняли в стяжательстве, корыстолюбии и прочих грехах. Однако те же воспоминания современников как-то уж слишком разнятся с этим мнением. Иван Шушерин писал, что в ссылке Никон проводил время в трудах. Он «сёк лес и расчищал землю, на которой выращивал хлеб и множество овощей». Монахи, жившие в обители, с завистью подтверждают, что у него росло: «20 гряд капусты, 10 гряд луку, 12 гряд чесноку, редька, горох, морковь, салат, мак, хрен, тыква, смородина, малина, 3 ряда дынь и огурцов".
Из перечня описанного имущества Никона сплошь одни орудия труда, кухонная утварь и бочки с разными припасами, домашний скот, некоторые иконы. Всё это напоминает перечень имущества зажиточного крестьянского хозяйства. Главным нажитым сокровищем Никона было около 50 книг. Они в то время были большой ценностью. Если это и есть камень раздора, то могу с уверенностью сказать, что такими же "сокровищами" обладали многие настоятели русских православных монастырей. Завистникам стоило бы задаться вопросом: а вас устроит, если глава русской церкви будет нищим?
Лидеры старообрядцев вошли в историю как ярые фанатики. Я сегодня вспоминаю звериное лицо боярыни Морозовой с картины Сурикова и считаю, что это и есть истинное воплощение того патриархального, фанатичного старообрядства. На самом же деле современники вспоминают о лицемерии боярыни. Феодосия ( так её звали), хоть и была верна старому, но посещала церковь нового обряда, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.
Так выглядит сегодня старообрядческая церковь в селе Григорово. Скорость её разрушения явно превышает темпы восстановления!
В марте 1669 года умерла царица Мария Милославская. Царь посылает к опальному патриарху гонца с просьбой молиться об упокоении и прилагает 500 рублей денег! Никон денег не принял и сказал, что должен молиться за упокой и "без сея мзды". Остатки слухов о корыстолюбии просто разбиваются об этот зафиксированный исторический факт.
Старообрядческая церковь в селе Григорово до сих пор не восстановлена и находится в ужасном состоянии.
Изгнанный своей паствой из Юрьевца Повольского протопоп Аввакум иначе напишет многое в своём житии, но не стоит забывать, что источник этот далеко не беспристрастный, события изложены иногда не достоверно, пишет он часто о том, чего сам не видел. Да и принимая во внимание фанатизм Аввакума, отчасти неспособность трезво смотреть на вещи, как достоверный источник я бы его не рассматривал совсем.
5) Яблоком раздора оказались не столько сами церковные реформы, которые были необходимы, сколько личность самого Никона, его цели, мировоззрение. Оказалось, что он имел иное представление о реформе, чем те, кто его выдвигал, избирал. Его желанием было исправить церковь посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, не зависящего в церковных вопросах от царя. Патриарх всея Руси не должен делиться с царём всея Руси ни доходами, ни почётом, ни властью. По факту это и было современное отделение церкви от государства. Но такое положение в то время, как выяснилось, мало кого устраивало. Тогда-то и припомнили патриарху его простолюдинское происхождение.
В этой политической, по сути, распре были использованы старообрядцы с их фанатичными лидерами. Вспомните звериный взгляд боярыни Морозовой с картины Сурикова.
Сегодня я сознательно отказываюсь от термина староверы, ибо вера у нас одна. Обряд разный. А в нём ли суть веры? Стоит ли этот вопрос раскола и пролитой крови?
Памятник в часовне, посвящённой Патриарху московскому и всея Руси Никону
Причины раскола очень сложны и многогранны. Они включают в себя множество пороков смешавшихся с устремлениями к совершенствованию книг, и банальная зависть.
Жизнь патриарха Никона это самоотверженное служение церкви. Он поступал согласно своих убеждений, не добивался корыстных выгод для себя лично. Его стойкость и мужество пример для истинного христианина. По христиански ли поступают те, кто огульно списывает все грехи на одного человека? Раскол это назревший глубокий социальный кризис и винить в этом одного очень удобно, но не справедливо. Может быть поэтому в своём завещании царь, не разделивший с ним вину, раскаялся и попросил прощения. Однако, был и третий виноватый...
В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырёх Восточных Патриархов, «разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавших его в сане Патриарха всея Руси». Церковь пошла на это не просто так «из любви к ближнему». Были тут и другие причины. А Никон к тому времени уже отошёл к Господу. Случилось это 17 августа 1681 года от рождества Христова.
* * *
А что же с гробом патриарха, почему он оказался пуст? В тридцатые годы комиссия по борьбе с религиозным мракобесием решила вскрыть гробницу Никона, стоявшую нетронутой с 1681 года. Рабочие также долго не могли открыть верхнюю плиту, а когда открыли, то увидели прекрасно сохранившиеся останки Никона и драгоценности патриарха. В частности золотую панагию с бриллиантами, которая была отправлена в музей. Что же стало с останками, ни кто не знает. Говорили, что они рассыпались в прах, когда их потревожили. По другой, более правдоподобной версии, верующие отдали их в один из дальних монастырей. Учитывая, что в России в то время настала новая пора безвременья и безверия, их могли просто уничтожить с целью забвения.
Зависит ли крепость веры от её символов, от того какими перстами крестятся? Нет!
Зависит ли крепость веры от исправления ошибок в книгах? Нет!
Каково же наследие, достижение старообрядцев? Ответ: огромное количество сект, отсутствие единства даже в пределах одной церкви, архаичность мышления, фанатизм, мракобесие.
Часовня в память о патриархе Никоне на его родине в селе Вельдеманово
После конференции я вернулся к часовне, что бы ещё раз постоять рядом с памятником прославленному человеку, патриоту, пронёсшему свой тяжкий крест через безвременье периода раскола.
Забвения не случилось. Его помнят. О нём молятся.
---------------------------------------------
P.S. Недавно на одном из закрытых заседаний Священного Синода вновь поднимался вопрос о канонизации Патриарха Никона. После его окончания РПЦ отказалась давать какие-либо комментарии на эту тему.
Живет в: Дубна
Живет в: Нижний Новгород