berryes 03 июня 2014, 14:32
Интересные места, Культура, Отчет о путешествиях в
Баталья, Португалия, Синтра, Португалия, Томар, Португалия, Алкобаса, Португалия, Порту, Португалия
Мануэли́но (port. Manuelino) — стиль в истории архитектуры Португалии XV—XVI вв., национальный вариант Ренессанса. Назван по имени короля Мануэля I Счастливого (1495—1521). (Википедия)
Мануэлино появился в период мощного расцвета Португалии – в эпоху Великих географических открытий, когда страна приобретала многочисленные колонии и превращалась в настоящую империю мирового значения. Вместе с политическим могуществом Португалии стремительно развивалась экономика и культура, что способствовало активному строительству и требовало появления новых художественных форм и приёмов. К этому стоит добавить переполнявшее ощущение могущества от новых успехов морской державы, а также яркие впечатления от экзотических, неизведанных краёв. Так родился мануэлино, или, как его ещё иногда называют, морской, или канатный, стиль.
Среди главных характеристик мануэлино – обилие растительных и символических элементов. Особенно хорошо это видно на примере окон – как в религиозных, так и в «гражданских» постройках.
Этот стиль – португальская разновидность поздней («пламенеющей») готики, смешанная с мавританскими и экзотическими мотивами. На его становление оказал влияние испанский стиль платереско, а в позднем мануэлино нашло отражение итальянское Возрождение.
Баталья. Санта-Мария де Витторио.
Кружево мануэлино – тонкая проработка сложных объемных элементов, контрастирующих с гладкостью стен. Морские канаты – его самый заметный и характерный элемент. Не менее значимы и национальные символы Португалии, вплетенные в архитектурную вязь: щит с гербом страны, армиллярная сфера, крест ордена Христа. Активно используются в мануэлино и природные элементы: виноградная лоза, листья плюща и лавра, кораллы, водоросли.
Не остались в стороне и более сложные символы из религий и народных верований: уроборос и русалки, агнец божий и горгульи – всем находится место в этом утонченном и многосоставном стиле.
Тритон- символ дворца Пены в Синтре.
Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий»; букв. «пожирающий [свой] хвост») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно.
Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.(Википедия)
Благодаря этому на строения в стиле мануэлино можно смотреть часами и постоянно находить в них что-то новое: игру символов, переливы света или гармонию цветовых решений, иносказание архитекторов или историю завоеванных стран.
Алкобаса. Санта-Мария де Алкобаса.
Монастырь ордена Христа в Томаре. Если едете в центральную Португалию, обязательно навестите Конвенту-де-Кришту. Здесь найдется зрелище на любой взыскательный вкус: сам по себе замок тамплиеров, круглая церковь, построенная в подражание главным христианским святыням, следы атак мавров…
Одна из главных достопримечательностей замка тамплиеров– церковный неф с растительными и символьными элементами орнамента и совершенно фантастическое окно, в котором нашлось место чуть ли не всем символам мануэлино. Лицо стиля, его флаг и гордость. Говорят, что Англия была готова простить весь внешний долг Португалии за право владеть этим окном, потому что в его кружеве зашифровано послание тамплиеров о Чаше Грааля.
Дворец Пена. Он расположен в Синтре, на самой вершине горы, поэтому, если хотите поберечь ноги, поезжайте наверх на автобусе. Да, дорога наверх очень красива, но ведь вы сможете полюбоваться ей на обратном пути. А пока вас ждет Паласио-да-Пена – наверное, самое прекрасное архитектурное сооружение Португалии. В нем смешалась масса стилей, и мануэлино тоже присутствует – наравне с готикой, немецким, мавританским стилем и ренессансом. По парку можно ходить часами: присаживаться на скамьи, гладить рукой стволы, любоваться стенами дворца… Даже не верится, что он был построен в XIX веке: кажется, для создания такой красоты нужны не десятилетия, а века трудов. Существует активное мнение о том, что именно он стал предтечей немецкой сказки- Нойшвайнштайна. Тем более, что он был построен раньше на несколько десятков лет.
Последующие архитектурные стили зданий Португалии- неомануэлино и помбалино,- уже не были столь витиевато-изысканными, но совершенно отражают дальнейшую историю этой страны и постепенное ослабление ее влияния.
Синтра. Кинта да Ригалейра.
Стиль мануэлино характерен только для этой страны, но некоторые «вкрапления» встречаются по всей Европе. Один из самых ярких примеров «живет» в Москве.
В самом центре, на площади Арбатские Ворота, стоит удивительной красоты дом, весь словно затянутый в каменное кружево – от фундамента до ажурных точеных башенок на крыше, – Дом дружбы народов. Его первый хозяин, богатей и миллионщик купец Арсений Морозов, построил его с нуля, по чертежам, сделанным его другом архитектором Виктором Мазыриным. Тогда, в конце XIX века, над Морозовым смеялась вся Москва. На него показывали пальцем, говорили, что вкуса у потомка уважаемой фамилии ни на грош.
Его мать Варвара Алексеевна, навестив сына в его новом особняке, в сердцах сказала: «Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь и вся Москва будет знать!» Однако Арсения Морозова народная молва и материнские проклятия интересовали очень мало. Он только что вернулся из поездки в Португалию, где был полностью очарован тамошней архитектурой, особенно дворцом Пена в Синтре. Оттуда и перенял Морозов облик своего будущего дома, единственного на всю Москву.
Подводя итого короткого архитектурного эссе, хочется добавить, что нам очень понравилась Португалия и девяти дней было бесконечно мало, чтобы познакомиться с ней получше, но совершенно достаточно, чтобы полюбить и захотеть вернуться.
Порту. Общая панорама Доуэро и моста, построенного по проекту учеников Эйфеля.
berryes
MariSV
Reo-Spb
Tati2707
RomikRU
Nathalie-36
Elena0604
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Москва
Живет в: Алматы
Живет в: Москва
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Дубна
Живет в: Москва
Живет в: Челябинск
Живет в: Москва
Живет в: Рязань
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва