- 390
-
Нравится!13
Заметила в журнале объявление о выставке «Америка до Колумба», глазам не поверила, потому как сия тематика для нашего культурного пространства нестандартна, и решила, что срочно нужно идти. Древними цивилизациями Америки и, в частности, Мексики, куд...
- 190
- 13 комментариев
-
- В избранное
Заметила в журнале объявление о выставке «Америка до Колумба», глазам не поверила, потому как сия тематика для нашего культурного пространства нестандартна, и решила, что срочно нужно идти. Древними цивилизациями Америки и, в частности, Мексики, куда как раз собираюсь ехать; к тому же, ацтеками и майя интересуюсь давно и трепетно. А тут обещают воссозданные пирамиды, артефакты, бесплатную экскурсию и набор интерактивных развлечений по теме. Купилась, пошла.
Ритуальный календарь ацтеков, «Камень Солнца». Оригинал хранится в Национальном музее Археологии и Истории в Мехико. Вес камня около 25 тонн, диаметр – 3,6 метра.
Выставка – культурно-исторический праздник для души и интеллекта, где есть место и взрослым, и детям. Выставочный зал в самом центре Москвы, рядом с ГУМом. Можно прийти даже в будни, потому что экспозиция работает до 22.00. Дополнительно воодушевляет вовлеченность в процесс всех сотрудников выставки – от куратора до администраторов: гостеприимство, внимание, готовность ответить на все вопросы любопытствующих гостей.
А с ответом на одни вопросы появляются другие, потому что цивилизации Мезоамерики – это череда тайн, неожиданных и шокирующих открытий, подпитывающих азарт узнавать больше и больше.
ЭКСПРЕСС-МНЕНИЕ
Тем, кто готов поверить мне на слово, рекомендую читать не дальше этого абзаца. Просто поезжайте по адресу Ветошный переулок, где на третьем этаже дома №13 работает выставка «Америка до Колумба», и вы сами увидите, как происходят чудеса. История ацтеков, майя, ольмеков, тольтеков и других древних народов Мезоамерики оживает, выходит за пределы скучной археологии, становится реальной, понятной, ощутимой и чрезвычайно увлекательной. Смело берите друзей, детей, гостей, – для каждого из них поход на эту выставку и ее мероприятия запомнится как захватывающее и познавательное путешествие в мир загадочных ушедших цивилизаций.
Шолоицкуинтли – мексиканская бесшерстная собака. Скульптура двух собак обозначает передачу знаний от старшего поколения молодому. На заднем плане – статуэтка «Наставник и ученик», также символизирующая передачу знаний и опыта молодым.
ДОЛОЙ ЭМОЦИИ, ТОЛЬКО ФАКТЫ
Пытливым читателям, не склонным доверять восторженным чувствам увлеченной Мезоамерикой девушки, спешу дать объяснения. Я намерена разложить по полочкам свои наблюдения и впечатления от посещения экспозиции «Америка до Колумба», которую нашла не просто любопытным, а уникальным явлением среди выставок по истории и этнографии. Полагаю, секрет ее успеха в качественном сочетании зрелищных экспонатов, увлекательных информационных материалов и наборе интерактивов из мастер-классов, лекций и исторических шоу.
Маска, символизирующая путешествие души в царство смерти – Миктлан – в сопровождении двух проводников – летучей мыши и филина.
Теперь давайте разберемся.
КТО ПРИХОДИТ НА ВЫСТАВКУ «АМЕРИКА ДО КОЛУМБА»
Могу назвать, по крайней мере, пять групп гостей, у которых выставка и ее мероприятия вызывают нешуточный интерес.
Реконструкция Теночтитлана, столицы ацтеков. В витрине – макет Главного храма, который называли «Великий дом богов».
1. Путешественники, собирающиеся в Мексику или в Центральную Америку.
Особенно если они едут впервые. Самый виртуозный рассказ гида, который поведет туристов к пирамидам Теотиукана или к затерянному в джунглях городу Паленке, лишь слегка подстегивает их воображение. Яркие цветные реконструкции – макеты и масштабные изображения – храмов и поселений ацтеков и майя, встречающие гостей на выставке, создают визуальную базу для целостных впечатлений от грядущих экскурсий во время поездки (залы 1 и 3).
Реконструкция пирамиды «Волшебник» в городе Ушмаль. Храм был посвящен Чаку, богу дождя у майя.
2. Путешественники, уже побывавшие в Мексике или в Центральной Америке.
Для них знакомые археологические памятники предстают не в виде каменных развалин, а как великолепные строения, центры цивилизаций, вокруг которых кипит жизнь. Пирамида "Волшебника" из Ушмаля по-новому поражает не только своей конструкцией, но и видом: глубокий красный цвет стен и зеленый с золотом портал храма, притягивающий взгляд к вершине (зал 3). Совершенно потрясает масштаб воссозданного священного центра столицы ацтеков, Теночтитлана, с белоснежной пирамидой и двумя храмами наверху (зал 1).
Творчество на мастер-классах
3. Мамы и папы с детьми.
Вот уж кто здесь оттягивается от души! Взрослые с интересом исследуют выставку, а дети участвуют в познавательно-развлекательных мастер-классах (зал 4). Учатся писать иероглифы, рисуют в грандиозной раскраске – календаре майя, одни делают себе оберег «ловец снов», другие плетут индейские браслеты. Самые азартные сражаются в компьютерной версии древней игры в мяч – «пок-та-пок». А наиболее активные приходят на шоу «Чанте Ша», посвященное североамериканским индейцам; танцуют, поют, стреляют из лука и арбалета, учатся метать лассо.
Фигуры «атлантов» из Толлана (Тула).
4. Студенты исторических, культурологических, этнографических отделений.
Друзья, по секрету, здесь есть такие материалы, которые не получится нагуглить. Только самому увидеть или прочитать на стенде выставки. Помимо ацтеков и майя, целый зал на выставке (зал 2) посвящен ольмекам, миштекам, тольтекам и сапотекам. Можно близко разглядеть уменьшенные копии знаменитых "атлантов" из тольтекского города Тула и сделать собственное заключение по поводу происхождения их амуниции и оружия.
Масштабная репродукция барельефа из Чичен-Ицы, восстановленный по рисункам Аделы Бретон; Бристольский музей
Для сравнения – напротив атлантов расположена репродукция огромного цветного барельефа из Чичен-Ицы, на котором изображены тольтекские воины точно с такими же метательными приспособлениями - атлатлями. Экспонат редчайший, созданный по рисунку путешественницы и художницы начала прошлого века Аделы Бретон. Чтобы получить разрешение на его размещение, организаторы выставки вели долгие переговоры с Бристольским музеем. Курсовая просто складывается сама собой, да?
Керамический барельеф с изображением Тескатлипока, бога-творца, которого ацтеки называли «Дымящееся зеркало».
5. Все, кто интересуется древними народами Америки и, так или иначе, работает с этой тематикой, включая специалистов из сфер туризма и искусства.
Перечислю темы, которые охватывает экспозиция: архитектура, астрономия, изобразительное искусство, математика, письменность, одежда, пища, военное мастерство, религия, медицина, торговля, традиции, природа. Всё в формате детально продуманных реконструкции, копий артефактов и живо написанных поясняющих текстов. В качестве вишенки на торте: каждую неделю на территории выставки проводятся лекции по этнографии древних народов Америки (расписание лекций).
Камень Солнца с подробными пояснениями
КРАТКИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ПО ЗАЛАМ
Зал 1. Культура ацтеков. С правой стороны доминирует графическое полотно с реконструкцией Теночтитлана, по левую руку – ацтекский календарь, «камень солнца», с подробным объяснением всех его составляющих. Чуть дальше - масштабный макет Теотиуакана. Еле оторвала себя от витрины с восхитительной статуэткой воина-орла, украшенного самоцветами. Наконец-то увидела знаменитый меч ацтеков – макуаитль – деревянный, с лезвиями из обсидиана. Оказывается, одним ударом такого меча ацтеки могли отрубить голову коню конкистадоров.
Керамический ритуальный сосуд на трех ножках. Миштеки, Монте-Альбан.
Зал 2. Культуры миштеков, тольтеков, ольмеков и сапотеков. Вихрь впечатлений: разгадает ли кто-нибудь тайну гигантских каменных голов, созданных ольмеками, и, заодно, загадку появления и исчезновения этого народа? Археологические источники доказывают, что сапотеки могли проводить успешные операции по трепанации черепа, а миштеки были искусными ювелирами. Большой круглый ритуальный кувшин сделали без использования гончарного круга. Боже мой, как? Помните, Кейт Бланшетт в финале четвертого Индианы Джонса: «Я хочу всё знать!»
Однако беру себя в руки и двигаюсь дальше. Ведь становится еще интереснее.
Макет самого известного храма майя, посвященного Кукулькану, Пернатому змею, в городе Чичен-Ица. Культовое сооружение, помимо ритуальных функций, служило для майя календарем.
Зал 3. Цивилизация майя. Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке. Если поднести фонарик к макету пирамиды Кукулькана из Чичен-Ицы, получится воспроизвести тот же эффект ползущего Пернатого Змея, который дважды в год устраивает солнце на лестницах настоящей пирамиды. Физиогномистов заинтересует воссозданный скульптурный портрет правителя города Паленке – царя Пакаля. Меня заворожил вид обсерватории Караколь: представила ее контрастные цвета на фоне джунглей; сделать бы такую фотографию «вживую» - она стала бы лучшим снимком года по версии National Geographic.
Такой была знаменитая обсерватория Караколь (улитка) в Чичен-Ице во времена древних майя.
Зал 4 посвящен письменности майя. Здесь же, в окружении репродукций Дрезденского кодекса, проходят мастер-классы по написанию древних иероглифов. Среди портретов ученых - гениальный Юрий Кнорозов. Именно он дешифровал майянскую письменность, и на базе его открытий теперь работают все специалисты по языку майя.
Ученица Кнорозова, Галина Ершова, была одним из консультантов при подготовке выставки «Америка до Колумба». Ее портрет тоже здесь есть; сейчас Галина Гавриловна работает в Гватемале с носителями языка майя-киче.
Барельеф на плите саркофага правителя Пакаля, гробница которого была найдена в городе майя Паленке.
Реконструкция внешнего облика правителя города Паленке, Пакаля.
КОМУ ГОВОРИТЬ СПАСИБО
Организаторам выставки, в том числе, ее куратору – Василию Скляру. Команда реализовала беспрецедентный многоформатный проект, погружающий посетителей в культуру и историю народов Мезоамерики. Некоторые экспонаты предоставило посольство Мексики в РФ, копии артефактов – частные коллекционеры. Подготовка к выставке велась несколько лет, и теперь мы видим результат - блестящую экспозицию, созданную неравнодушными и увлеченными людьми.
Моё резюме о посещении выставки: информация о древних цивилизациях, которую я почерпнула из книг и путеводителей, приобрела оттенок реальности. Трудно выстраивать в воображении картины столь далекого прошлого на основе остатков керамики или каменных руин. Разумеется, и в наше время храм Креста в Паленке выглядит экзотично и живописно, но связь с той эпохой утеряна. Эрик Томпсон, американский специалист по майя, однажды заметил, что путешественники и те, кто читает книги о мезоамериканских цивилизациях, «возвращаются из своих путешествий, физических или умозрительных, странно неудовлетворенными…». Знаю по себе, что выставка исправляет это ощущение, экспонаты, которые я увидела, формируют целостное представление о жизни доколумбовой Америки и вдохновляют на новые путешествия и открытия.
Календарь, раскрашенный детишками на мастер-классе
КАК ПОПАСТЬ НА ВЫСТАВКУ «АМЕРИКА ДО КОЛУМБА»
Экспозиция работает до 20 апреля, с 11.00 до 22.00, кроме понедельника.
Билеты от 300-400 рублей, бесплатные экскурсии организуются дважды в день, около 16.00 и 18.00 – по мере сбора группы желающих.
Адрес: Москва, Ветошный переулок, дом 13 (на карте, о выставочном комплексе). Экспозиция, касса и гардероб находятся на 3 этаже.
На сайте выставки можно заранее заказать билет, изучить расписание мастер-классов и лекций:
http://www.americado.ru/
Aysa
Живет в: Новосибирск
Как жаль, что в нашем городе такого нет.
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Обычно в левой руке они держали пучок дротиков, а в правой - копьеметатель. Как он выглядел, известно, и именно его обычно принимают за "бластер". А майя из Чичен-Ицы, вероятно, переняли тольтекское оружие.
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Можно говорить о деградации, которая случилась с теми цивилизациями. Да, возможно. Но до сих пор не известно, какими приспособлениями и инструментами пользовались более древние строители.
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва