- 360
-
Нравится!12
По статистике у каждого жителя мегаполиса появляется желание иметь «домик в деревне».
Долгие поиски, неопределенные желания и романтическое восприятие дачи, привели нас в поселок Белоомут, что расположен в 160 км к юго-востоку от Москвы, в...
- 88
- 13 комментариев
-
- В избранное
По статистике у каждого жителя мегаполиса появляется желание иметь «домик в деревне».
Долгие поиски, неопределенные желания и романтическое восприятие дачи, привели нас в поселок Белоомут, что расположен в 160 км к юго-востоку от Москвы, в 20 км к востоку от Луховиц и в 7 км к северо-востоку от железнодорожной станции Фруктовая (на линии Москва — Рязань Московской железной дороги). Пристань на левом берегу Оки. Связь с противоположным берегом осуществляется с помощью паромной переправы. Во время разлива связь с поселком затруднена(что выглядело особенно привлекательно)).
Участок с вековыми липами и елями и недостроенный «разлапистый дом» категорически понравился всем и был куплен сразу, без колебаний.
Но тогда мы еще не знали, что покупаем и богатейшую историю этого поселка и, что открывать его для себя будем долго-долго, что практически каждое посещение станет приключением, что ритм московской жизни не очень располагает к частым «набегам» в тишину и свежий ветер заливных приокских лугов.
Можжевелово-сосновые леса показались нам чисто выметенными, почти игрушечными. Но, к сожалению, 2010 год и лесные пожары превратили 90% этой лесной роскоши в «марсианский пейзаж» прямо-таки «не киношной» экологической катастрофы. Часть их, совсем крошечная, сохранилась и продолжает радовать прогулками, тихой охотой, душистой земляникой и густым хвойным ароматом.
Немного истории.
Поселение известно, как минимум с 1620 года, когда в «Писцовых книгах» Григорий Бутников и подьячий Никита Леонтьев отметили:
«Переславского уезду Рязанского в Государ. Двори. Ловецком с Белоомуте, что у реки Оки на Мещерской стороне, рыбаковских и крестьянских дворов 95, людей 195 человек да 16 дворов вдовьих, да 34 двора бобыльских, людей в них 50 человек, всего 145 дворов, людей в них 248 человек да 22 двора крестьян и бобыльских пустырей: да на церковном лугу, против Перевицкого Городища, сена ставится 70 копен волоковых.»
Церковь Успенская, выстроенная на кладбище Нижнего Белоомута в 1840 г., - хороший образец зрелого классицизма в русской провинции.
Село Нижний Белоомут возникло в семнадцатом веке, как поселок дворцового села Белоомут. В 1831 году село Нижний Белоомут купил местный крестьянин, выслужившийся из рядовых в офицеры, который по желанию односельчан начал строить церковь в честь иконы Успения Божией Матери.
В 1840 году на южной окраине села было закончено строительство каменной кладбищенской церкви с пределом Успения Божией Матери. В этом же году она была освящена..
Кирпичный с белокаменными деталями храм имеет форму двусветной купольной ротонды, списанной в крестчатое основание.
Фасады обработаны полуколоннами и портиками ионического ордера. Полна изящества небольшая колокольня с цилиндрическим ярусом «звона». Уравновешенность композиции и тонкая прорисовка архитектурных форм памятника свидетельствуют об участии в постройке незаурядного мастера. Некоторый провинциализм сказывается в трактовке модульонов карнизов, близких деревянным образцам. Сохранился современный храму трехъярусный иконостас.
О названии.
По приданию, Пётр I часто бывал в Дединове. Здесь строились торговые корабли, главным образом для перевозки хлеба. Близ речки Ройки в 1667-1668гг был построен большой 22-пушечный трёхмачтовый корабль "Орёл". С Петром I связывает легенда и название посёлка Белоомут. Вот она.
Пётр вернулся из заграницы превосходным строительным мастером. Ему даже было присвоено высокое звание "корабельный плотник". И прежде всего, конечно, он захотел посмотреть своими глазами, как идут дела в Дединове. Приехал он сюда, и очень ему не понравилось, как делают здесь струги, барки, ялики. И предложил он тогда свою модель судна. Сделали по чертежам модели царя такое судно. Пётр сам приехал его испытывать. Флотилия под командой Петра двинулась вниз по Оке. Плывут суда, а на встречу им, словно из моря, река белой пеной идёт. И завихрение воды какое-то происходит.
- Ишь ты!,- вскричал царь, - белый омут какой!...
Суда прошли, и царь больше не вспоминал это место. Но не забыли люди слова Петра. И когда в тех местах возникло селение, жители его назвали Белым омутом. В дальнейшем - Белоомут.
(Газета "Ленинское знамя" 21 октября 1971 года).
Основателями села Белоомут были, как показывает предание, памятники и “Писцовые книги”, жители деревушки “Игуменьки”, находившейся близ нынешнего села Белоомут, и укрывшиеся сюда по разным причинам люди, которым способствовали здесь укрываться вековой огромный бор с большой рекой Окой, да еще беженцев потому сюда завлекало, что коренные здешние жители, как “царские рыбаки” находились под царским покровительством и пользовались полною свободою, “сюды попал – пропал” - держалась здесь исстари пословица. Смысл этой пословицы объясняется так, что человек, попав сюда, пропадал для своего родного места и был вне преследования.
Один из трех, сохранившихся храмов поселка,-Трех Святых. Вид из окна)
Хоть мы и очень редкие гости, все равно как же здорово "иметь домик в деревне"))
april2
RomikRU
Tatiana-N
Tati2707
rusalka-shake
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Москва
Живет в: Новосибирск
Живет в: Москва
Живет в: Рязань
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Живет в: Абинск
Живет в: Москва
Живет в: Дубна
Живет в: Москва
Живет в: Дубна