- 150
-
Нравится!5
В один из выходных дней посетила Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица (в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной, в быту известное как «Муха»). Предположу, что у туриста до этого му...
- 24
- 3 комментария
-
- В избранное
В один из выходных дней посетила Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица (в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной, в быту известное как «Муха»). Предположу, что у туриста до этого музея вряд ли дойдут ноги, если он вообще о нем знает. Сама здесь была «триста лет тому назад». Вот и решила немного рассказать о нем.
Вначале пара слов об истории знаменитого учебного заведения и его музея. Новое художественное заведение под название Центральное училище технического рисования было открыто в Петербурге 1876 году на деньги барона Александра Людвиговича Штиглица, человека очень богатого. Училище занималось подготовкой специалистов прикладного художественного профиля, выражаясь современным языком, дизайнеров. Для училища было построено специальное здание, где в 1881 году на втором этаже был открыт музей.
Первым директором училища стал известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Он предложил собственную, во многом оригинальную программу художественного обучения, которая предполагала создание собственного учебно-музейного комплекса, который бы играл свою роль в изучении памятников материальной и художественной культуры. Первым делом Месмахер взялся за формирование художественной коллекции: закупал за границей не только отдельные образцы предметов внутреннего убранства, но и целые коллекции прикладного искусства на деньги все того же барона Штиглица. После своей смерти барон оставил такую огромную сумму на развитие музея, процентов с которой хватило не только на постоянные пополнения музейной коллекции, но и на строительство роскошного собственного здания.
Здание на переднем плане - это музей; более светлое здание за ним - это Училище.
Музейное здание спроектировал сам Месмахер, он же создал уникальное оформление многочисленных залов. Фактически он создал не просто музей, а наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Каждый зал представлял определенную эпоху в истории развития искусства: античность, средневековье, возрождение, барокко. Ряд помещений музея архитектор оформил по принципу «архитектурной декорации», в соответствии с которым их интерьер определялся известными памятниками архитектуры. В художественном оформлении музейных залов принимали участие преподаватели музея, недавние выпускники и... студенты. Месмахер не побоялся пойти на эксперимент и предложил стены строящегося музея, скажем так, для студенческой практики. Общее число залов, оформленных в соответствии с художественно-исторической эпохой, насчитывалось 32; до наших дней сохранилось только 14. Из них на экскурсии мы посетили не все. Дело в том, что в учебном заведении сохраняется традиция использования интерьеров музея в учебных целях: там идут занятия. Смотрели только те помещения, которые отданы под выставки.
Наша экскурсия началась с аванзала, который оформлен в стиле итальянского Возрождения.
Аванзал как раз и есть пример, который отсылает к определенному западноевропейскому памятнику архитектуры. Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама, построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.
Пространство аванзала разделено на три нефа сдвоенными мраморными колоннами.
Пространство аванзала разделено на три нефа сдвоенными мраморными колоннами. На противоположной стороне от главного входа располагается портал, ведущий в Большой выставочный зал, который, к музею не относится; проход в него закрыт решеткой. Но мы в этот зал тоже попадем, только другим путем.
Вдоль стен аванзала установлены мраморные копии античных изваяний, выполненные в XIX веке.
Изумительные скамьи под окнами были украшены узорами, имитирующими инкрустацию по дереву.Работу выполнили три девушки; училище Штиглица славилось тем, что принимало всех желающих, без различия пола и социального статуса.
В здании музея не было электрического освещения. Поскольку аванзал изначально предназначался для организации выставок, то Месмахер спроектировал с двух сторон окна, которые выходили во внутренние дворы и давали достаточно освещения.
Кроме того в полу напротив каждого окна было сделано световое окно, которое "доставляло" свет в цокольные помещения. Сейчас они заложены.
Нельзя пройтись по полам музейных помещений и не сказать о них хоть слово. Все они покрыты метлахтской плиткой, узор которой нигде не повторяется.
От Аванзала вправо и влево отходят малые Итальянские галереи. В этих помещениях демонстрируется интересные образцы мебели и мебельной фурнитуры.
Здесь же выставлены глазурованные изразцы немецкой работы XVII века.
Особой заслугой Месмахера считают возрождение в России искусства майолики. Все майоликовые шедевры, использованные в украшении ряда музейных помещений (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены, в том числе, и учениками Училища. Особенно щедро майолика использовалась в зале, который предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор этого сказочного зала отсылает к палатам Теремного дворца в Москве, поэтому он и получил название «Теремок».
Месмахер стремился создать впечатление тесноватых, уютных русских жилых интерьеров, поэтому перекрыл зал низкими расписными сводаоми,
а пол «Теремка» приподнял, так что попасть туда можно только по коротким лесенкам.
По этой лестнице мы поднялись в 'Теремок'.
А по этой покинули древнерусские покои.
На подиуме, в «сердце» «Теремка», находятся образцы старинной русской мебели: стол в древнерусском стиле, выполненный по эскизам Г.Д. Поленовой (сестры «Московского дворика» - это экскурсовод так пошутил), два «монастырских кресла», короб для бумаг XVII века из Архангельской губернии и светец (подставка для горящей лучины), тоже XVII века. Вдоль стен стоят традиционные лавки-скамьи.
Нижние части стен «Теремка» и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов.
У подножия «Теремка» также демонстрируются русские этнографические куклы XIX века.
Затем по следующей Итальянской галерее (их в музее 4) с шикарными сводами
и изумительным витражем в угловом окне
выходим в Большой выставочный зал,
останавливаемся на его роскошной лестнице, чтобы послушать его историю.
Зал двухэтажный, напоминает двор итальянского палаццо, изначально предназначался для демонстрации студенческих и преподавательских работ. По периметру зала идет двухярусная галерея. Современный купол состоит из двойного стеклянного перекрытия. Первоначально купол был витражным, но во время войны в зал попала авиабомба, и уникальный купол был утрачен. Во время последней реставрации задумали восстановить хотя бы один ряд, но работа слишком дорогая, а современных Штиглицей не нашлось.
По периметру верхней галереи зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря. После войны алтарь привезли из Берлина как трофей. Перед тем как вернуть его Германии, Эрмитаж успел сделать гипсовую копию фриза.
По всему периметру зала композиции предметов и работы студентов на мольбертах.
Многие с грозными надписями: "Не прикосаться!", "Масло сохнет!"
На верхней площадке лестницы установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона Штиглица работы М.М. Антокольского.
При попадании снаряда в зал двухмаршевая лестница взрывной волной была сдвинута на 30 см. При послевоенных восстановительных работах была «подвинута» на место.
Из выставочного зала мы прошли в Рафаэлевскую галерею, называемую также Папской.
Своды галереи - это копии одного из помещений ватиканской библиотеки. Как известно, попасть в библиотеку практически невозможно. Также отсутствует возможность увидеть Лоджии Рафаэля. Так что, пожалуйте в Петербург. Здесь точные копии Лоджий Рафаэля и часть интерьера папской библиотеки доступны для обозрения всем.
Сейчас в Рафаэлевской галерее выставка акварелей преподавателей Училища. Как сказал гид, сейчас ставится задача возродить архитектурный рисунок, который основан на акварельной технике. Оказывается, не выдерживают конкуренции безликие проекты, создаваемые компьютерными программами.
Спускаемся на первый этаж по Большой римской лестнице,
где осматриваем еще пару залов.
Отделка небольшого Византийского зала, где установлен макет зданий училища и музея, не сохранилась за исключением лесницы.
Следующий на нашем пути зал Медичи. Он получил название из-за росписи плафона: в медальонах изображены профильные портреты представителей династии Медичи. А посмотрите на керамические балясины небольшой лестницы, ведущий в этот зал!
Они выполнены в майоликовых мастерских училища.
В этом зале несколько образцов мебели с удивительной резьбой. Выделяется буфет в стиле барокко.
Это ложный буфет: за дверцами так мало пространства, что там невозможно было хранить посуду. Это РЕКЛАМНЫЙ образец. Он был создан в 1856 году в Германии для выставки. Его орнаментальные детали и небольшие скульптуры должны были продемонстрировать, что умеет мебельная фирма. Жемчужиной зала является складной стол XVII века с изображением библейских сцен из жизни Иосифа. Стол выполнен итальянскими мастерами из черного дерева и инкрустирован вставками из слоновой кости.
И через еще один Итальянский зал
выходим в аванзал,
чтобы покинуть музей.
Так что, будете у нас в Петербурге, заходите в Музей Штиглица. Он заслуживает внимания!
Postcard
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Ставрополь
Потрясающе, наконец!
Людмила, спасибо большое! Музей превосходит все ожидания, он чудесен!
Живет в: Санкт-Петербург