- 210
-
Нравится!7
Должна сказать, к поездке в Минск я особо не готовилась. Ну, были взяты билеты на самолет, забронирован отель… взяты какие-то экскурсии у хорошего туроператора – из того, что было доступно – по окрестностям. Ближе к поездке был проведен соцопрос: чт...
- 64
- 10 комментариев
-
- В избранное
Должна сказать, к поездке в Минск я особо не готовилась. Ну, были взяты билеты на самолет, забронирован отель… взяты какие-то экскурсии у хорошего туроператора – из того, что было доступно – по окрестностям. Ближе к поездке был проведен соцопрос: что там с возможностями расчетов? Понятно, был проявлен интерес к антиковидным барьерам и их преодолению (барьеры в Беларуси для россиян отсутствуют, но бдительные работники минераловодского аэропорта все проверяют перед регистрацией на рейс). И, что самое важное, определен способ добраться из аэропорта в отель. И расплатиться за поездку. Тут были первые трудности: отель трансфер из аэропорта не организует, надо как-то самостоятельно с такси договариваться… а местной наличной валюты к этому моменту предполагалось не густо. Помог интернет, конечно. И то, что тот сервис такси, с которым я связалась через воцап, согласился взять российскими рублями. По нормальному курсу, итог совпал с тем, что примерно озвучил отель. Ну вроде бы всё… А, да, ещё же надо что-то делать в самом Минске. Была установлена карта в maps.me, на ней были навскидку натыканы какие-то достопримечательности в центре – особо разрабатывать маршруты было некогда. Ну и была четкая убежденность, подкрепленная соцопросом, что с обзорной экскурсией по Минску проблем быть не должно. А там и понятно станет, куда и зачем гулять.
Вторая трудность случилась при прибытии в Минск: Sukhoi Superjet 100 так активно махал крыльями во время полета, что прилетели мы за 30 минут до объявленного в расписании времени. Поэтому за 10 минут до обозначенного времени приземления я уже стояла перед зданием аэропорта на улице с багажом (Sic!) и нервно крутила головой в поисках своего такси вроде бы как с табличкой. Таблички не было, конечно… Через какое-то время до меня дошло, что неплохо было бы вернуть телефон из авиарежима во что-то, по чему можно как-то связаться со вселенной… Это было правильное решение – мне как раз звонил только что проскочивший мимо меня в аэропорт приятный молодой человек, по виду с польскими корнями, но расспрашивать я не решилась из соображений приличия.
практически весь полет Суперджет махал крыльями вот на таком фоне
Однако когда под нами случился Минск, картинка стала меняться
таков вид сверху в районе аэропорта Минск-2
Прекрасное солнечное утро в Минске 1 ноября, вид на здание аэропорта
Авиапарк Белавиа, тех самых, которые участвовали в скандальных перевозках мигрантов в это время... но тогда я как-то без внимания к ним и к 'туркишам' отнеслась
как раз 'туркиши' (очень справа) просматриваются, вместе с радостным 'Аэрофлотом' (слева)
Далее происходящее по уровню обслуживания мне напомнило рассказы предков про таксистов в Риге конца 60-х – начала 70-х годов: про чемодан и всё прочее мне думать не пришлось. А в качестве бонуса была обзорная экскурсия по достопримечательностям, мимо которых мы проезжали, включая ведущие национальные храмы науки и высшего образования (читай, университеты) Беларуси, парки, сады и архитектурные изыски. А также про то, что ещё в Беларуси стоит посмотреть и куда съездить (всякие Гродно там и прочее). А, да! а также краткий исторический экскурс про основание Минска в середине XI в., про его исходное фонетическое звучание «Менск», читай, говорящее за себя название – торгового, обменного места… Происходящее подарило мне твердую уверенность в том, что с обзорной пешей экскурсией затягивать не стоит – сама, без подсказок, я ума знакомству с городом не дам: как, куда, зачем и всё такое… потому что всего много, а я одна и очень маленькая песчинка во всем этом торжестве сталинского ампира в смешении с современной эклектикой новых жилых комплексов. А право-лево из окна авто с водителем совсем не то, что идти самой…
Ну и, не откладывая в долгий ящик, экскурсия была заказана, на следующий день. Про саму экскурсию совсем другая история, да и не настолько она интересная, наверное, потому что стандартный набор минских достопримечательностей все, кто в Минске был, себе представляют, а погода была больше туманная… Но зато в конце мы как-то разговорились с экскурсоводом о музеях, что где расположено. И что я наметила, а чего не наметила. В общем, в археологический музей я предварительно (в планах) попала, а в музей денег, как оказалось, так просто не попасть: в один только по предварительной записи, а во второй, который при Национальном банке, так и вообще мне лично – никак, не того полета птица…
...Археологический музей прямо в центре, отлично расположен. И является частью Музея истории города Минска. Интересно, аж жуть. В центре погулять с фотоаппаратом тоже хотелось, «чтобы два раза не вставать», поэтому выбран для посещения музея был день без дождя и даже без тумана, согласно прогнозу… не каждый день в начале ноября для этого подходит, конечно.
Пришлось всё в итоге на 4 ноября – наш (россиян) День Единства и общий наш (православных славян) день Казанской осенней (Казанской иконы Божией Матери), второй праздник я, грешным делом, не отслеживаю, но в музее мне подсказали, когда поздравляли как россиянку. Эти милые музейные работники… На самом деле милые. И я даже расскажу, почему.
Но обо всем по порядку.
Рассказ начну с движения по проспекту Победителей к Троицкому предместью (Троицкой горе). К счастью, к этому моменту я уже могла двигаться без постоянного глядения в карту в телефоне, что делало прогулку по Минску гораздо интереснее и приятнее.
Сначала от проспекта Победителей открывается вид на Дворец спорта, всякие гостиницы… и только где-то там вдалеке просматриваются два чисто католических купола-башни ныне православного Кафедрального собора Сошествия Святого Духа (Святодухова то есть).
По мере того, как приближается Немига (ныне улица, ранее – река), вид меняется, лучше видно предместье, открывается Свислочь, ну а пробивающееся сквозь тучи солнце добавляет какого-то радостного предвкушения новых впечатлений: солнце, даже сквозь тучи, совсем не то, что густой туман или зарядивший на весь день дождь… наконец-то можно все рассмотреть и запечатлеть! Разноцветные крыши и золотая осенняя листва только усиливают, обостряют вкус от всей этой картины.
Дальше нужно нырять в подземный переход, он же вход на станцию метро «Немига», очень удобно расположенную для тех, кому ехать в центр издали. Пока что у минского метрополитена 2,5 линии, но всё, как говорится, впереди. В ближайшей перспективе должно полноценно заработать ещё полторы, всего 4 (четыре) линии. Ну а пока что через «Немигу» в Троицкое предместье: свернуть налево за Святодуховым собором, чтобы экс-костёл Св. Иосифа, а ныне архив остался по правую руку – все это – хозяйство бернардинцев, активно проповедовавших в Минске в XVIII в. Собственно Музей истории города в интересующей меня части занимает часть бывшего монастыря бернардинцев. По этой простой причине – запутанности проходов, я бы без карты на первый раз вход в музей не нашла, даже несмотря на навигационные указатели на белорусском и английском…
вид из сквера рядом с проспектом Победителей на Дворец спорта и гостиницы-отели... вдалеке по центру скрывается главная цель моего похода, где-то в Верхнем городе
передо мной Немига, за ней - Троицкое предместье и Верхний город, в котором - Монастырь веселых бернардинцев (мужской), а за ним - базилианок (женский)... когда-то были. Мне как раз в мужской надо, по части истории и археологии, правда
Святодухов собор, до музея уже рукой подать
Перво-наперво надо попасть в кассы музея, а они все расположены в здании археологической части, поэтому надо мимо музея конки свернуть во двор, а уже там…
Ну всё удается преодолеть: билеты приобретены во все три части музея: археологическую, конной железной дороги и каретную (11 белорусских рублей в совокупности за всё, это что-то порядка 330 русских рублей на тот момент по курсу). Билет на экскурсию купить не удалось: надо реально предварительно договариваться, чтобы к назначенному времени подошел экскурсовод. Да, во дворе есть ещё и музей музыки, но… на него моего познавательного порыва не хватило. Да и он вроде бы самостоятельная единица, пока что к музею истории Минска отношения не имеющая, так что тут – без комментариев.
прямо на стене висит карта 'Монастырского комплекса' [бернардинцев], прямо по ул. Кирилла и Мефодия
сначала мимо 'Конки' надо пройти, без билета туда не пустят...
часть монастрыского комплекса бернардинцев, позже - хозяйство пожарной части
Музей, в который я не попала... потому что не стремилась...
Ну а далее все начинается с археологии, конечно.
Археологический музей
Официальный сайт музея:
собственно, Археологический музей и там же кассы в 'Конку' и 'Каретную'; в 2007 году там вели раскоп, выявили арочные фундамент и стены, кои и можно осмотреть на нижнем уровне музея, уходящего под землю... так что он на самом деле двухэтажный
Первое беглое впечатление – как-то всё скудненько. Но я же уже тут, поэтому… сначала макеты с артефактами – ну городище как городище (и то, что изначально было на реке Менке, и то, куда потом жители переехали – собственно, с 1067 года Менск), замчище как замчище… Интересно, конечно, посмотреть на копии византийских монет (собственных тогда не чеканили ни на Руси, ни в этих землях, видимо) и на нашейные гривны. На гривны даже интереснее, наверное – все-таки Минское (Менское) княжество существовало с XII по XIV вв. как удел полоцких земель. Время тогда было интересное, насыщенное событиями и притязаниями… Так что куча представленной мелкой монеты тоже интересна, в рамках римско-византийского права как монетная регалия…
Ещё более интересны всякие амулеты, в том числе и зооморфные… как часть женских украшений. Отдельно там представлены восковые фигуры жителей тех земель, с восстановленными костюмами и аксессуарами… Жители совсем не бедные, это видно и по хорошо прокрашенным тканям, и по рисункам на тканях, и по украшениям и кожаной обуви. Ну и по меху у человека (мужчины).
Ну а потом надо спускаться на уровень вниз, и там… там совершенно потрясающие секции-композиции, представляющие сочетание восковых фигур в нужном облачении по родам занятий и найденные/сохраненные экспонаты.
Отдельный интерес представляет секция, рассказывающая о деятельности и быте бернардинцев как раз. Ну и макет костёла, каким он был в то время, потому что до наших дней всё дошло куда скромнее и скучнее.
реконструкции и артефакты археологических раскопок 1) на Реке Менка X-XII вв.; 2) Менского замка и посада XII-XVIII вв.; 3) Минского замчища начала XI в.; 4) кистени и наконечники стрел и копий XI-XVII вв. из раскопок на территории Минска
торговые пломбы и копии византийских монет II половины IX в.
карты и история 1) Менского княжества и Полоцких земель; 2) Минска конца XVIII в.
Вид выставочных экспозиций, но сверху не впечатляет, надо обязательно спускаться - там все великолепно
костюмы (восстановленные, конечно) знатных горожанина и горожанки; дама так и вовсе и при украшениях, и при ключах... ткани крашеные, меха натуральные... обувка знатная...; ну и немного украшений-артефактов
зооморфные амулеты, гривны, монеты, монеты, монеты...
экспозиции нижнего уровня археологического музея
предметы хозяйства бернардинцев; предметы письма и собственно письма отдельно интересны
макет здания монастыря доминиканцев н. XVII в.
Ну а дальше надо двигаться дальше… Проблему, что именно смотреть следующим этапом, решили музейные работницы, которые, пронаблюдав, что и как я там рассматриваю, выступили с предложением взять экскурсию по музею конки, потому что экскурсовод здесь, а группа к ней не пришла. А если я с ней и ещё договорюсь, то она может и по музею карет все показать-рассказать! Но две экскурсии сразу купить нельзя, нет, потому что на вторую она может не согласиться из-за времени – у неё дальше там что-то. Решать надо быстро, и вообще уже бежать, если я согласна… Я же говорила, они там очень милые!
Конечно, я была согласна. Вопрос был, куда именно бежать. Я понимаю, что «Конку» я уже проходила сегодня, но как к ней вернуться?! Вопрос решался находу. В решении вопроса помогла сама экскурсовод – она бежала ко мне навстречу! Узнала я её по соответствующему бейджу, а она меня – по восторженно-облегченному: «Наверное, Вы за мной?!». Надо ли говорить, что провести вторую экскурсию она согласилась?..
Если кому-то интересно, стоимость экскурсии – 10 белорусских рублей, каждой, что по «Конке», что по «Каретному», это было примерно по 300 российских рублей.
В индивидуальных экскурсиях – своя отдельная прелесть. Кто понимает. Можно уточнить что угодно, а другое что угодно можно проигнорировать…
Конкретно по Музею конной железной дороги города Минска.
Официальный сайт музея:
Музейчик маленький, но очаровательнейший. Во-первых, там каким-то чудом размещаются два зала: собственно станция конки с реконструкцией конного вагона в масштабе 1:1 и Управление Минской конной железной дороги с управляющим и подлинной печатной машинкой «Миньон» (MIGNON), относящейся к типу планшетных, когда набор букв производится выбором нужного символа индикатором на планшетке… В очень хорошем состоянии - мне дали поглядеть на неё со всех сторон!
Диорама «Депо Минской конки» в масштабе 1:33 просто великолепна. Это (инфра)структура конного парка – вагонные сараи, конюшни, лазарет, павильон для пассажиров, кузница…
Кроме того, представлены витрины популярных магазинов рубежа XIX-XX веков – магазин Левина, аптека Староневича, с экспонатами, конечно. Среди них внимание может привлечь абсолютно вся аптека с тенктурами и прочими флаконами и флакончиками, весами и… всем тем, чем, например, можно пустить кровь страждущему. И такие предметы женского туалета как ботинки верхние… безразмерного 43 размера, обуваемые поверх туфель дамских, например. По принципу калош. А также цилиндр «Шапокляк», работающий! Но демонстрировать мне отказались, потому что процесс вскрытия витрин затруднительный. Но цилиндр функционирующий, работники проверяли: легким ударом он складывается в таблетку и пригоден для помещения подмышку при вскакивании в вагон конки…
Кроме того, там представлена подлинная водяная колонка, которую нашли недавно при ремонтных работах на территории посольства США…
А также витрина почтамта с письмами и открытками. Мое внимание привлекла одна… отправленная сыну и мужу… Нравы были веселые и радостные, чего уж тут греха таить.
Ну и кусочек рельсов. Рельсы для Минска в основном закупались у двух производителей: Демидовский завод в Нижнем Тагиле, ну и Сименс (Siemens), конечно!
собственно, 'Конка' - ранее депо пожарной части, изначально - часть монастырского хозяйства бернардинцев
та самая станция и вагон синего цвета, летний. Можно войти, посидеть, позвонить в колокол (громкий, да - слышно было далеко), вагоны шли без остановок, запрыгивать и спрыгивать приходилось на ходу, сейчас попроще
та самая контора управляющего, телефон работает, можно прослушать обращения граждан Минска...
рельсы представлены только отечественные; один так нашли, второй добросердечный гражданин подарил... использовал в хозяйстве как компонент конструкции для сушки белья
ах, аптека, ах, магазин! Модные и прекрасные!
та самая колонка водоразборная, найденная в 2004 г. во время строительных работ на территории посольства и переданная Беларуси по инициативе Чрезвычайного и Полномочного посла США
Интересные публикации на тему:
После осмотра «Конки» мы с гидом побежали в разные стороны: она - готовить экскурсию по «Каретной», а я - обилечиваться на эту экскурсию, обратно в кассу в «Археологическом», по той же самой таксе в 10 белорусских рублей за экскурсию (группа до 15 человек)...
Хорошо, «Каретная» в том же дворе, метаться особо негде, можно легко забежать в нужную дверь... особенно если она уже для тебя гостеприимно открыта... Потому что так-то дверей там аж 4 (четыре!)... и все они рядом...
Итак, экспозиция «Каретная»
Официальный сайт музея:
вообще тут после монастыря была пожарная часть, конкретно - цейхгауз (хоз.постройка для хранения инструмента); сейчас 'Каретная' об 4-х дверях...
Музей менее очарователен, чем «Конка», но не менее интересен. Особенно, наверное, инженерам... Но мне тоже было интересно. Все эти «поворотные моменты», которые на самом деле «поворотные узлы», конечно, кузова, стальные обода (тележный ряд и особенно бричка, да-да) и наличие прочих металлических элементов...
Отдельный большой интерес представляют сани (полозный ряд)... разного предназначения - от почти «грузовых» до парадных...
Ну и, собственно «кареты» (коляски). Я почему-то сразу опознала коляску типа «фаэтон». Хотя 4-х местная с откидным верхом более роскошна, оснащенная двумя фонарями!
Фонари - отдельная тема. Они легко снимаются со стенда в углу, экскурсовод вполне может похлопать всеми дверцами... В общем, фонари сразу цепляют.
Конечно, ещё часть посвящена «каретному делу». Там тоже интересно - все эти элементы упряжи... Отдельно интересны и подковы.
собственно, гужевой транспорт: коляски, телеги, сани...
фонарики-иии! Тот, что левый и повыше, совсем крутой и яркий, для ночи и тумана - идеально долгоиграющий, с зеркалом и граненым стеклом, но второй (правый) тоже ничего так
любезный гид и типы колясок
ну вот и четырехместная коляска с откидным верхом, роскошная...
элементы упряжи... Отдельно интересно фото Свято-Казанской Железнодорожной церкви на Привокзальной площади, ныне не существующей, увы - красивейшее здание
Но как бы интересно ни было, всё хорошее подходит к концу (хотя потом непременно начнется что-то другое интересное). Подошла к концу и моя экскурсия по музею истории города Минска.
Надо было отправляться в новый путь, который вел меня... ну сначала он довел меня до Ратуши. Там тоже одно из отделений музея истории города, но в этот раз с её посещением как-то не сложилось: глубоко проникать в принятие Магдебургским правом Минска в свои слегка урезанные объятия как-то настроения не было. Может быть в другой раз...
За Руташей просматривается Архикафедральный собор Имени Пресвятой Девы Марии (католический).
Рядом с Ратушей Детская филармония - в (восстановленном) здании костела на территории бывшего монастыря базилианок (конечно же, рядом с мужским монастырем бернардинецев должен был быть и женский монастырь - базилианок, как без этого?..)
Боковой вид на Святодухов собор, отсюда просматривается икона на стене, если спускаться ниже, как раз и будет вход в археологический музей, через двор...
С другой стороны от монастырского комплекса, вид на ул. Герцена - тут 'конка' шла
Официальный сайт музея (Ратуши):
и ещё раз Ратуша, а за ней - Архикафедральный католический... Имени Девы Марии; справа терракотовое - посольство Швейцарии, и я не про транспортное средство, про здание, разумеется
Собственно, детская филармония фронтально
Ну а потом, потом тоже было путешествие (даже два), но это уже совсем другая история...
А ещё об одном филиале музея истории города Минска - Лошицкой усадьбе - я рассказывала тут:
Postcard
tavasa
Uvik
Babatusya57
Живет в: Сочи
Живет в: Ставрополь
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Челябинск
Живет в: Ставрополь
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Ставрополь
спасибо, Виктор )))
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Ставрополь