Поездка на Ямал
- 360
-
Нравится!12
В середине сентября мой товарищ, Валерий, предложил мне съездить с ним на 2-3 дня в Тарко-Сале на машине. Он жил там долгое время, теперь перебрался в Екатеринбург, но там остались какие-то дела, а у меня, мол будет время посмотреть один из...
- 88
- 40 комментариев
-
- В избранное
В середине сентября мой товарищ, Валерий, предложил мне съездить с ним на 2-3 дня в Тарко-Сале на машине. Он жил там долгое время, теперь перебрался в Екатеринбург, но там остались какие-то дела, а у меня, мол будет время посмотреть один из северных городков Ямало -Ненецкого а.о. (Ямала, как они называют изрядную часть на севере Западно-Сибирскую равнины, площадью около 750 000 кв.км.) Да разве мог я отказаться от поездки в «край, где ни разу я не был»?! То, что от Екатеринбурга до Тарко-Сале по дороге около 1800 км, нисколько не смущало; совсем не старенький RANGE ROVER и двое водителей. Да и трасса вроде неплохая. Вот мы и отправились.
ДОРОГА
После Тобольска горки и холмы закончились и началась та самая Западно-Сибирская равнина, про которую рассказывают в школах на уроках географии (когда я учился ее называли не равнина, а низменность), а с ней и бесконечный моросящий дождик, который сопровождал нас практически всю нашу поездку. Равнина эта - действительно огромное плоское пространство с редкими лесами, в южной части, дальше с лесотундрой, среди которой чем севернее, тем больше тундровых участков и болот. Преодолев около 900 км, переночевали в небольшом поселке Салым, и наутро двигаемся дальше. Если раньше дорога шла на северо-восток, то теперь она все круче забирает на север. Проезжаем Нефтеюганск
Мост через реку Юганская Обь перед Нижневартовском
Довольно современный городок.
Вскоре по красивому современному мосту переезжаем через собственно реку Обь и оказываемся на окраине Сургута.
Дорога объезжает сам город, название которого для меня долгое время было символом нефтедобычи и мне всегда казалось, что это уж совсем-совсем Север. Ан нет! От него нам еще ехать и ехать и все на север и на север! Трасса уходит в объезд и сам город я так и не рассмотрел. Так, где-то вдалеке виднелись строения, в основном производственного характера.
После Сургута машин изрядно поубавилось, зато все чаще стали попадаться ремонтируемые участки дороги, вдоль которых оставался проезд только по одной полосе. Где-то стояли дорожники, пропуская накапливающиеся машины то в одну, то в другую сторону, где-то этим занимались светофоры, которые иногда горели зеленым (а иногда и красным) с ОБОИХ сторон от ремонтируемого участка. И работников там не было по причине воскресного дня, наверное. Вот и собирались там 2-3х километровые очереди из автомобилей. Мы по рации слушали переговоры дальнобойщиков, что позволило нам пару раз, объезжая огромную очередь стоящих авто, поехать на красный, вслед за поехавшей фурой, которой сообщили, что с той стороны тоже давным-давно горит красный. Но все равно, за день мы потеряли в общей сложности более 2 часов, стоя в пробках.
Дождь шел и шел, ему-то заторы на дорогах не мешали (!), лишь изредка прерываясь, но тучи при этом все равно были низкими и плотными.
За Сургутом дорога пошла по лесотундре. Там, где верхний слой почвы по каким-то причинам был снят - сплошной песок
Это, кстати, касается всех мест, где мы побывали, что как раз и свидетельствует, что все это было когда-то дном огромного доисторического моря.
Где-то между Когалымом и Ноябрьском
наконец-то добрались до ЯНАО
Вокруг все те же болота, лесотундра с удивительно непривычными названиями речушек))
Тучки немного приподнялись и уже ближе к вечеру в просветах стала появляться синева и даже некоторое время была видна бледненькая, почти прозрачная радуга!
В этих местах большинство поселений так или иначе связаны с нефтедобычей. В поселке Губкинский (по имени академика Губкина, впервые предсказавшего наличие нефтяных месторождений в этих краях), сворачиваем с трассы направо и берем направление на деревню Харампур, где живет один из друзей водителя и где мы решили переночевать. До неё отсюда около 100 км, как и до Тарко-Сале.
Ох уж эти 100 км! Вернее даже не 100, а половина из них, где бетонка, проложенная по болотистой местности, вся вспучилась, вздыбилась невероятными волнами и бетонные плиты где-то разошлись до метра, а где-то налезли друг на друга аж на полметра да под такими углами, что ни взобраться, ни съехать! Зато и машин здесь мало, не трасса.
В вечернем тумане перед одним из самых плохих участков, где днем, по-видимому, должны вестись ремонтные работы, нам светит зеленый светофор. Ничтоже сумняшеся едем, правильнее сказать полём, потихоньку. Прокравшись пару километров по этому ужасу, где даже наш «вездеход» то и дело цеплялся за края бетонных плит то порогами, то еще чем-то там под днищем, неожиданно нос к носу встречаемся с идущим навстречу камазом. С его стороны, оказывается, тоже зеленый. Как мы разъезжались – это был смертельный номер, но к моему великому изумлению разъехались-таки! В общем, эти 100 км преодолевали около 3 часов! Уже на закате, перед самым Харампуром остановились у моста через реку Айваседо-Пур и я смог сделать пару снимков.
В Харампур приехали затемно, так что знакомиться с деревней пришлось уже утром. ХАРАМПУР
Харампур стоит на берегу одноименной речки, являющейся притоком реки Айваседо-Пур.
В деревне проживает около 700 ненцев, большая часть - представители двух родов Пяк и Айваседо. В поселке преимущественно женщины и дети. Большинство мужчин на стойбищах в тундре со своими стадами оленей.
Харампур находится под опекой общества "РН-Пурнефтегаз". Предприятие из года в год оказывает поддержку деревне и ее жителям. Это капитальные комфортабельные дома со всеми удобствами, школа, дороги, коммуникации. Самые представительные дома стоят на восьмиугольном фундаменте, чтобы жилье, хоть и кирпичное и двухэтажное, было хоть как-то похоже на чум.
В них живут наиболее уважаемые ненцы. Есть дома и попроще, но все равно уютные и аккуратные.
Большое значение уделяется сохранению самобытности ненцев. В поселке работает культурный центр, недавно открылся краеведческий музей, есть бесплатные детский сад-интернат, школа-интернат, где изучают два языка – ненецкий и русский. Вот в этом доме проживают учителя и воспитатели (в основном русские).
Ну, и естественно, Администрация! Куда же без неё?! )) В целом всё довольно ухожено и производит приятное впечатление. Похоже, здесь любят свою деревню и заботятся о ней!
После прогулки по деревне, ребята организовали мне прогулку на моторке по реке Айваседо-Пур. Капитаном в этой поездке был 17-летний ненецкий мальчишка, очень серьезно относившийся к возложенным на него обязанностям и все время старавшийся отвернуться, когда видел, что я его фотографировал )).
Несмотря на пасмурную погоду (ладно, хоть дождь на это время прекратился как по заказу!), пейзажи вокруг были впечатляющими
После полуторачасовой прогулке по реке мы вернулись в деревню и в честь этого события опять заморосил дождик )) После обеда мы тронулись дальше, направляясь в Тарко-Сале. Хорошо, хоть по другой дороге, отсыпанной щебнем, но относительно ровной. Машин почти нет, кругом тундра, лесотундра. Они разноцветные (!), несмотря на мрачную погоду с моросящим дождичком. Местами в перелесках белый ягель покрывает землю сплошным ковром, создавая впечатление свежевыпавшего снега. Очень красиво!
С дороги, по которой мы едем, есть несколько своротков, ведущих к площадкам нефтедобычи, «кустам», как их здесь принято называть. Но, стоит только свернуть к ним, как дороги превращаются в направления ))
Даже для меня, геофизика по профессии, удивительно, как среди этой бескрайней равнины можно было угадать места для бурения скважин именно в тех местах, где эта нефть есть?! Сам я всю свою геофизическую деятельность в Горном Алтае занимался поисками железа, золота, марганца, полиметаллов, немного угля, но никак не нефти. С перестройкой такие полезные ископаемые стране вдруг стали не нужны и мне пришлось кардинально менять профессию. А вот геофизики, работающие на поиске нефти и газа, «выжили» и среди них есть много моих друзей. Часть из них проводили именно здесь поисковые работы, позволившие с большой степенью вероятности указать перспективные места для бурения нефтяных скважин. А как здесь работать, когда местность практически не то, что непроезжая, но даже и непроходимая из-за болот и тысяч озер? Ответ простой – зимой! И вот, из зимы в зиму, в сумасшедшие сибирские морозы эти ребята приезжали сюда в основном на гусеничных поездах, прорубаясь сквозь перелески, рискуя отморозить руки и ноги (а порой и обмораживая), тянули километры проводов с сейсмоприемниками, рискуя порой жизнью подрывали искусственные заряды взрывчатки, чтобы потом, на базе уже летом, вместо отдыха где-нибудь у моря, обработать полученные данные и, ломая голову, боясь ошибиться все-таки решиться указать места, наиболее перспективные для глубокого бурения с целью обнаружения нефти и газа. А цена ошибки выливалась в огромные деньги и трудозатраты – а ну-ка затащите-ка в эти недоступные места оборудование для бурения скважин на много сотен метров глубиной, а там ни нефти, ни газа?! И кто бы за это отвечал? Но ведь работали и находили! Не просто так почти в каждом поселке в этих краях есть улица геофизиков!
Горжусь своими друзьями!
На подъезде к Тарко-Сале сворачиваем в лесок, чтобы у одного из ручьев помыть машину, напрочь залепленную грязным песком. Погода мрачная и уже близкое к сумеркам время, но лесок полыхает такими волшебными осенними красками.
Уже практически отошла голубика, но оранжевые ее кусты просто горят, особенно на фоне ковра из белого ягеля А как смотрятся веточки с ягодками брусники в окружении того же ягеля!
Северная сказка!
ТАРКО-САЛЕ
Городок был основан в 1932 году. История его создания начинается с того. Что в конце апреля 1932г., была сформирована так называемая Пуровская экспедиция с задачей, до начала весенней распутицы добраться до р. Пур и летом завершить работу по организации Пуровского района. И вот 30 человек и более ста оленьих упряжек из окружного центра Обдорска (ныне Салехарда) двинулись в путь. Но ранняя весна и просчеты не позволили осуществить задуманное. В конце июля была предпринята вторая попытка. Погрузившись на баржу, буксируемую теплоходом «Анастас Микоян», экспедиция продолжила свой путь к Пуру. В конце декабря 1932 года часть экспедиции достигла места слияния рек Айваседо-Пура и Пяку-Пура. Здесь рос редкий сосновый лес. Ненцы называли это место Тарко-Сале — «мыс на слиянии рек». На одном из деревьев участник экспедиции М.Саргин сделал затёс, написал: «строиться здесь».Вот «здесь» и начали строиться!
В начале Тарко-Сале позиционировался как фактория, в 1944 г. он был переведен в статус села, в 1976 году он становится рабочим поселком, а уже в 2004 году – городом.
Перед поездкой я не читал ничего про Тарко-Сале и не смотрел фотографии, надеясь тем самым получить собственное не предвзятое впечатление.
Удалось! ))
Честно говоря, ожидал оказаться в городке, состоящем в основном из типовых двухэтажных бараков, где самые крупные здания это администрация и офисы нефтяных и газовых корпораций, ну, ещё, может, некоторое наличие жилых пятиэтажек по типу «хрущёвок».
Каково же было моё удивление, когда, проехав где-то по окраине, мы вдруг оказались на очень красивой набережной им. М.Саргина (помните затёс и надпись на дереве!) возле Никольской церкви.
Большущая гранитная площадка на берегу р.Пяку-Пур, с множеством стильных фонарных столбов и стелой под названием «С горизонта пришедшие», посвященной ненцам, которые когда-то давно первыми пришли на эту землю. Вокруг все чисто, ухожено. Чувствуется, что люди относятся к этому месту с любовью.
Есть, конечно, в городе и упомянутые бараки
В одном из таких, хорошо забытых в больших городах строений (фото выше), куда меня устроил Валерий, я и сам провел 2 ночи:
Внутреннее убранство барака
Однако, такое жилье осталось в городе лишь по окраинам, да и то не по всем. Вот, например, жилое здание на самой окраине города в мкр.Геолог:
Ближе к центральной части город выглядит вполне современным:
Есть в городе и свои парки. Так выглядит парк Здоровья в центре: А вот так – Прибрежный парк в северной части города на берегу р.Пяку-Пур Великолепные школы, детские сады, торгово-развлекательный комплекс, магазины: А вот таким транспортом здесь пользуются для поездок за город! В продуктовых сетевых магазинах, в "Пятёрочке" например, цены на всё практически такие же, как и в Екатеринбурге.
В Тарко-Сале еще и три маршрута городских автобусов есть, но я предпочел ими не пользоваться и за полдня умудрился обойти пешком почти весь городок, который мне, неожиданно понравился, несмотря на низкие беспросветные тучи и то и дело моросящий мелкий дождичек. Зашел в кафе, очень даже неплохо кормят здесь и цены вполне сопоставимы с екатеринбугскими, после чего добрался до своей «камеры-одиночки» и прилег отдохнуть, чтобы вечером, за отсутствием других развлечений, сходить все-таки в местный музей. Незаметно прикорнул минут на сорок. Проснувшись выглянул в окошко и неожиданно увидел, что тучи начинают расступаться, местами виднеется синее небо, а кое-где даже и солнышко! Хватаю фотоаппарат, и бегом, скорее, скорее на южную окраину города (а жил-то не северной!), где по карте в телефонном навигаторе расположены речушка и озеро Окуневое. На солнышке, если таковое все-таки выглянет, надеюсь, можно будет поснимать красивые пейзажи.
Полчаса быстрого ходя и вот, я уже на берегу вожделенного озера, и убеждаюсь, что не ошибся в предположении о красоте здешних мест!
Не могу налюбоваться! Осень и так-то всегда красива, а уж после нескольких дней беспросветных дождей все выглядит просто волшебным!
Отвел душу!
Часа через полтора небо опять затянулось серыми тучами и стал накрапывать уже привычный мелкий дождичек.
Домой добрался в темноте, уставший, но такой счастливыый! Много ли человеку надо для счастья?! )))
Назавтра Валерий объявил, что переделал все запланированные дела; мы загрузились в машину и отправились в обратный путь. Ну что ж, я рад, что побывал в этих краях, увидел здешнюю природу, посмотрел, как добывают нефть, как здесь живут люди. А что еще надо - программа минимум выполнена!
До свидания, Тарко-Сале!
|
Поделиться
|
|
Добавить фотографии к месту
|
|
Babatusya57
kampary
mat13
Vera-2142
tavasa
1767870
1754175
O-lya-lya-lya
Живет в: Ставрополь
Спасибо большое за то, что есть заметка. Это удивительные места.
Мне отдельно интересен быт, всегда зависаю на этих вопросах, профдеформация где-то )) За это отдельное спасибо.
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Ставрополь
и да, быт малых народов - это отдельный интерес, а быт вообще - отдельный, тот же барак... инфраструктура опять же... вторая часть профессионально мне ближе, а первая - в плане потешить любопытство, всё хорошо )
Живет в: Сочи
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Сочи
Живет в: Сочи
Живет в: Челябинск
Спасибо!
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Челябинск
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Ставрополь
Правда, в полноэкранном режиме есть другой минус - не видны подписи и описания фото )
поэтому просматриваю два раза обычно - в заметке и в полноэкранном режиме )))
и в полноэкранном режиме фото отражается лучше, чем в альбоме даже... не знаю, как так )
в общем, здесь кому что )
сама я в галереи обычно отправляю то, что не каждый будет смотреть подробно, но что всё же может представлять интерес для людей, увлеченных данной темой, например, цветочками )))) ну или котиками и белочками )))
а вот в альбомы я, признаюсь, лазию редко... ((
но это опять же - все мы разные, на всех не угодить )
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Железнодорожный
Виктор, а стоило ли того? Почти 4 тысячи км, по не самой лучшей дороге, по плохой погоде и по редким достопримечательностям... Второй раз поехал бы? Ну в смысле не туда же, а типа того? Я в мае при таком же расстоянии проехал 8 стран, а тут тундра да речки, да пару городишек...
И ещё вопрос, если не секрет, какими настройками снимаешь в пасмурную погоду? Имею ввиду диафрагму, исо и выдержку...
Да, кстати, написано интересно...
Живет в: Екатеринбург
По настройкам привожу примеры:
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2029817 снято в движении машины 1/180 5,6 200
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2032563 1/125 5,6 320
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2032354 1/90 2,8 1250
Если есть интерес по конкретным снимкам - присылай ссылки, отвечу.
По целесообразности поездки:
1. Для меня это были совершенно незнакомые края;
2. За руль я садился всего 4 раза часа по 2-3, остальное время сидел расслаблено, смотрел вокруг, фотографировал; ))
3. С погодой не повезло, но в этом тоже определенный колорит!
Перед последней фотографией в заметке я написал ради чего, собственно ездил.
Насчет "второго раза" - если бы была гарантия на 2-3 дня оказаться в ненецком стойбище с оленями, то даже зимой поехал бы! Конечно, не на машине. До Тарко-Сале можно и поездом добраться; от меня чуть больше суток.
Читать полностью на : https://rutraveller.ru/note/6005
Живет в: Железнодорожный
А по конкретным снимкам - пришлю, не из этих, а вообще иногда интересно как попасть в свет... Заранее гран мерси!
Насчёт оленей,мне кажется зимой однозначно надо их щёлкать, у нас тут в подмосковье есть оленья ферма, в Анциферово, съездил я туда в июле, детей порадовать... Так они мне какими-то задрипаными показались, жарко им...
А насчёт заметки - не убедил... Ты пишешь посмотреть как люди живут, так интересней посмотреть как они в образной Македонии живут или Косово... А там нефтяников обязали малые народы подкармливать,вот они и компенсируют отсутствие цивилизации неким комфортом. Да и потом, ты же написал, что программа минимум выполнена, значит не совсем доволен поездкой...
А вообще, это я бухчу из зависти, меня в такие ибиня выманить сложно, вот я и ищу изъяны...
Респект за заметку, давно не писал...
Живет в: Екатеринбург
Если не трудно, может в личку сбросишь маршрут, по которому стоит там поездить?
Удачи!
Живет в: Ставрополь
но интерес можно найти везде абсолютно ))) от истории и археологии с геофизикой и геодезией какой-нить там (молчу уже про банальную географию) до искусства и архитектуры ))
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Железнодорожный
Живет в: Железнодорожный
Живет в: Железнодорожный
Живет в: Ставрополь
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Железнодорожный
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Екатеринбург
По настройкам привожу примеры:
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2029817 снято в движении машины 1/180 5,6 200
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2032563 1/125 5,6 320
https://rutraveller.ru/photo/albums/gallery?id=2032354 1/90 2,8 1250
Если есть интерес по конкретным снимкам - присылай ссылки, отвечу.
По целесообразности поездки:
1. Для меня это были совершенно незнакомые края;
2. За руль я садился всего 4 раза часа по 2-3, остальное время сидел расслаблено, смотрел вокруг, фотографировал; ))
3. С погодой не повезло, но в этом тоже определенный колорит!
Перед последней фотографией в заметке я написал ради чего, собственно ездил.
Насчет "второго раза" - если бы была гарантия на 2-3 дня оказаться в ненецком стойбище с оленями, то даже зимой поехал бы! Конечно, не на машине. До Тарко-Сале можно и поездом добраться; от меня чуть больше суток.
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Щелково
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Екатеринбург
В Сургуте бывала, места и природа знакомые) А вот дальше (в смысле северней) ... на это надо прям решиться))) И названия чего бы то ни было на Севере, конечно, интересные. Словно не в России)))
Спасибо за заметочку! Было интересно) И фоточки, как всегда -огонь)
Живет в: Екатеринбург