"По аэродрому, по аэродрому..."

  • 360
  • Нравится!12      
  • 54
  • 6 комментариев
  •  
  • В избранное
Итак, позади остались Мариенбург и Егерская слобода (заметка), а я продолжаю двигаться в сторону платформы Гатчина-Балтийская. Один из первых многоэтажных домов вызывает авиационные ассоциации.
Да, иду я по аэродрому, по территории первого военного аэродрома России.
Аэродром был построен недалеко от Гатчинского дворца на территории бывшего луга, который назывался Военным полем. Здесь во второй половине XIX века проходили полковые учения лейб-гвардии Кирасирского полка. Весной 1910 года на этом поле появились ангары, мастерские, бензохранилище и метеорологическая станция. Сюда доставили три воздушных судна: два «Фармана» и аэроплан братьев Райт. А осенью того же года был выполнен первый перелет из Петербурга в Гатчину на самолете «Фарман». Его совершил первый военный летчик России Евгений Руднев. От всего этого остались только руины ангаров. В Интернете мелькали снимки, сделанные любителями в начале двухтысячных годов. Кто знает, может ныне уже и этих руин не осталось. Но память об этом аэродроме гатчинцы хранят. Жилой микрорайон на территории бывшего военного аэродрома, с момента его застройки так и стал называться «Аэродром». Названия многих улиц связаны с авиацией. И, конечно, памятники. Целая группа скульптур была создана, когда отмечали 80-летие образования Ленинградской области. Центральное сооружение, скульптура «Дедал и Икар. Обретение неба», установлено на небольшой площади. Произведение модерновое, представляет собой фигуры героев древнегреческого мифа — Дедала и его сына Икара, мастерящих крылья для полёта.
От площади начинается улица Авиатриссы Зверевой, где установлены остальные скульптуры. Непосредственно первой дипломированной женщине-авиатору Лидии Зверевой посвящена скульптура «Земное и небесное». Замысловатое ваяние. Автор, наверное, хотел выразить мысль, что земной женщине под силу выполнить мертвую петлю, штопор, пикирование с выключенным двигателем. Но на мой взгляд это не слишком ему удалось.
Мне больше понравилось изваяние «Указ императора». Тема, которая обыгрывается автором скульптуры, издание высочайшего указа о создании Гатчинской военно-авиационной школы. Школа была офицерской, поэтому не понятно, почему скульптором был выбран женский образ. Русские авиатриссы (очень мне нравится этот историзм для обозначения женщин-пилотов) обучались в частном аэроклубе «Гамаюн», там и дипломы свои получали.
И совсем замечательно выглядит скульптура «Потоки воздуха». Лаконично, эстетично, эмоционально, понятно. Произведение посвящено событию июня 1912 года, когда на запасном аэродроме (был и такой) Гатчинской военно-авиационной школы было успешно испытано изобретение Глеба Котельникова — парашют РК-1.
«Ангелу-хранителю» уже успели отбить нос.
Все скульптуры изваяны из известняка. Известняк камень мягкий, испортить легко. Но пострадал почему-то только ангел. Эпиграфом скульптор взял строки из стихотворения Серафима Вырицкого:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
Отломанный нос решил противоречить сим ожиданиям. Скульптура ангела вписывается в полетную тему. Но почему Серафим Вырицкий? Наверное, автор не нашел другого духовного лица, который, хотя бы отдаленно, был бы связан с Гатчиной и с авиацией. Покопалась в биографии Серафима Вырицкого и выяснила, что его сын в годы Первой мировой войны служил ефрейтором в 1-й Авиационной роте. После тяжелой контузии в 1916 году оставил военную службу, а накануне следующей войны был обвинен в шпионаже и расстрелян.
Завершала скульптурный ряд «Петля Нестерова».
Издалека ее конфигурация вызвала в памяти скульптурку доисторической Венеры. Если бы не самолет в центре… Мне кажется, что знаменитый авиатор заслуживает чего-то более вменяемого.
На углу улицы Авиатриссы Зверевой магазинчик с интересным названием.
Подумалось, может быть хозяева решили поддержать память места и все-таки имели ввиду зов неба.
Не доходя до станции Гатчина-Балтийская, пересекаю ж/д ветку и выхожу к Авиационному ремонтному заводу.
Его история началась в августе 1941 года. В Ленинграде была создана подвижная авиационная ремонтная база ВВС Ленинградского фронта. В 1944 году, после снятия блокады, она была перебазирована в Гатчину. Обслуживала в том числе и авиационный парк Гатчинского аэродрома.
Перед заводской проходной стоит памятник Михаилу Ефимову.
Он считается первым дипломированным летчиком России. Летному делу он обучался во Франции под руководством самого Анри Фармана. А закончил свою жизнь большевиком, и весьма трагично: был расстрелян в Одессе в 1919 году.
Между прочим, первый военный летчик Евгений Руднев, о котором уже упоминала, в 1908 году окончил Военную воздухоплавательную школу (располагалась на Волковом поле, окраина Петербурга). А полетам на аэроплане он обучался в 1910 году уже в Гатчине. После революции эмигрировал, жил в Париже, до конца дней (умер в июне 1945) работал шофером парижского такси. Друзья вспоминали, что тосковал по небу: «Взлететь бы мне, в последний раз взлететь! Еще сильна рука и верен глаз. Какую глупость сделали мы все в 1939 году, когда еще было в Париже Советское посольство! Как будто не знали, чем все это кончится…». Вечный зов неба!
Авиаремонтный завод расположен не только в современных корпусах, но и в исторических. Это архитектурный комплекс середины XIX века, который был построен для лейб-гвардии уланского полка.
В самом интересном здании этого комплекса находится заводской музей, посвященный истории авиационного двигателестроения.
Напротив музея установлен памятник-макет самолету «Фарман».
Самое удивительное, и военный аэродром, и ныне работающий завод расположены в непосредственной близости от гатчинской императорской резиденции. Не поверите, их отделяет 300-400 метров. Направляюсь в эту сторону. Музей закрыт для посетителей, но сотрудники наводят порядок. Под присмотром Павла I. Сейчас он инспектирует привезенные цветы.
Напротив Кухонного каре Гатчинского дворца стоит дом, где в 1920-х годах жил Валерий Чкалов.
А в самом Кухонном каре в 20-е и 30-е годы жилы курсанты.
В 30-х годах, когда парашютный спорт был весьма популярен в стране, на Сигнальной башне Гатчинского дворца была устроена парашютная площадка. Конечно, это был аттракцион. Тем не менее, в Гатчине очень многое «крутилось» вокруг авиации.
За не имением другой, пришлось взять зимнюю фотографию. Правая башня - это Сигнальная, а слева частично видно Кухонное каре.
В грандиозном здании Казарм кирасирского полка в период Первой мировой войны был устроен авиационный госпиталь, в советский довоенный период располагался батальон аэродромного обслуживания. Обшарпано оно, конечно, до неприличия.
Электричка с Балтийской платформы ожидалась нескоро, поэтому решила пройтись в Варшавской ветке. Вышла на площадь Коннетабля.
Иду по проспекту 25 Октября. Здесь интересная композиция из двух мостов. Сначала перехожу Трехарочный мост.
Трехарочный мост отсюда плохо просматривается, снимать его нужно со стороны. Его ограждения немного видны у холмика, по которому идет парковая решетка.
С него видна часть Гатчинского парка и Карпин пруд.
Вдали трактор: убирают парк, готовятся к открытию. Трехарочный мост плавно переходит в Адмиралтейский мост с кордегардиями.
Отсюда просто завораживающий вид на другую часть парка и Белое озеро.
Сворачиваю на улицу Чкалова и прямиком к вокзалу. Да, на этой улице, которая в свое время называлась Люцевской, в сгоревшем доме, располагавшемся вот на этом месте, квартировал летчик Петр Нестеров.
Десять минут, и я на ж/д станции. Самолетом - в другой раз.

amur1313, kamparyи еще 2 пользователя прокомментировали заметку
amur1313 прокомментировал 21 июля 2020, 12:27
Живет в: Омск
Возможно не в тему.
Но, скорей всего, только в Гатчине остался проспект 25 Октября. Именно Двадцать пятого Октября!. Практически везде теперь такие улицы (проспекты) стали именоваться 25 лет Октября.
А по теме: никогда бы не подумал, что девчонки так здорово в истории авиации...
Спасибо!!!
Postcard прокомментировала 21 июля 2020, 20:33
Живет в: Санкт-Петербург
Сергей, спасибо, конечно, за комплимент. На самом деле, мало я знаю из истории авиации, но почти на всех этих памятниках есть информация. А кто такой Нестеров, знают все. ))
kampary прокомментировала 30 июля 2020, 15:39
Живет в: Ставрополь
Фарман крутой, с известняковыми скульптурами и видением в стиле модерн у меня беда (не воспринимаю практически, хотя понимаю, авторы-ваятели старались, ну наверное...) С другой стороны, по сравнению с памятником грелке в Берлине или клизме в Железноводске... (оба видела только на фото, второй искать специально не стала, хотя и могла бы...)
Спасибо, да )
Остальное тоже хорошо и интересно, интересно, и поэтому тоже хорошо ))
Postcard прокомментировала 30 июля 2020, 20:37
Живет в: Санкт-Петербург
Клизма - инструмент полезный, хоть и устаревший. Не знала, что есть такой памятник. Курьезно! Спасибо за комментарий!
tavasa прокомментировала 30 июля 2020, 19:05
Живет в: Челябинск
Потоки воздуха- совершенно замечательная скульптура! На второе место для себя я бы поставила Петлю Нестерова.
Людмила, спасибо! Очень познавательная заметка, прогулка удалась!
Postcard прокомментировала 30 июля 2020, 20:38
Живет в: Санкт-Петербург
Согласна, Потоки воздуха смотрятся. Спасибо))
 

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв

Другие заметки - 3637

Реклама на Rutraveller
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: