- 330
-
Нравится!11
Парковая увертюра в исторических тонах
Во первых строках новой (третьей) части хочется немного рассказать о Ессентукском парке вообще, а потом уже «бродить по аллеям».
Так вот, если кто-то по каким-то причинам не осилил краткую историческу...
- 60
- 8 комментариев
-
- В избранное
Парковая увертюра в исторических тонах
Во первых строках новой (третьей) части хочется немного рассказать о Ессентукском парке вообще, а потом уже «бродить по аллеям».
Так вот, если кто-то по каким-то причинам не осилил краткую историческую справку о Ессентуках, то я буквально в двух словах обрисую, что к началу XIX века город представлял собой небольшое поселение вокруг военного редута, куда в поисках минеральных вод в 1810 году прибыл доктор (московский врач) Федор Петрович Гааз, а чуть позже (1823 год) и профессор Петербургской Медико-Хирургической академии Александр Петрович Нелюбин. Они там много чего наисследовали, сделали множество записей, открыли множество источников (не только в Ессентуках, конечно, а вообще на КавМинВодах, но лишь только в одних Ессентуках было обнаружено 23 источника разных по составу вод). Если кто-то интересуется, Гааз в свое время написал книгу про все эти дела – «Моё путешествие на Александровские воды». Но местность всё равно оставалась таким себе местом в плане культурного отдыха…
А в 1844 году наместником Его Императорского Величества на Кавказе становится некий граф из рода Воронцовых, Михаил Семенович… Тот самый, который герой войны 1812 года и к этому времени уже новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, некоторым из нас знакомый так же как хозяин Алупкинского парка и собственного дворца там (Воронцовский дворец), удивлявших всех и вся. И до сих пор восхищают, кстати, но это совсем-совсем другая история.
И вот заезжает Михаил Семенович на Кавказ, в том числе и в Ессентуки, значит, а там… И 5 июня 1848 г. Воронцов (уже будучи князем) пишет управляющему Водами Д.А. Всеволожскому: «надобно подумать, каким образом посадкою деревьев украсить это до сих пор совершенно голое и безобразное место, со всех сторон открытое ветрам». Речь идет как раз о Ессентуках. Сказано – сделано. Практически сразу, в 1849 году были произведены первые посадки деревьев на горе против галереи источника № 17. Однако место еще «долгое время являло собой неприглядное зрелище». Ну мы знаем, деревья не трава, растут не так быстро…
Врач при Ессентукских Водах штаб-лекарь Орфанов в своей записке от 30 ноября 1850 г. сообщал начальству, что «Ессентукские воды... окружены с восточной, южной и западной стороны непересыхаемым болотом, местом, где обыкновенно гнездятся гнилостные и удушливые испарения, заражающие окрестный воздух до степени и силы лихорадочной миазмы». Заболевания лихорадкой в связи с этим со второй половины июля приобретали «повальный характер». Для борьбы с болотом в 1851 г. были прорыты многочисленные канавы, что постепенно (примерно за 20 лет) осушило почвы. Воронцов дело идей своих, к сожалению, не увидел, скончавшись в 1854 году.
Зато с 1870-х годов Ессентуки обзаводятся прекрасным парком, который к тому времени становится уже разбит на две части – Верхний (на горе Щелочной) и Нижний. Деление идет по аллее, ныне носящей имя Воронцовской (по сути самой прелестной аллее парка, на которой сосредоточены практически все питьевые галереи и бюветы, а также множество прочих милых парковых достопримечательностей в виде гротов и скульптур). Думаю, очевидно, в честь чего так.
В настоящее время по Верхнему парку из значимых аллей проходят также Главная, параллельно Воронцовской, Николаевская и Мариинская, переходящие одна в другую в Верхних (Николаевских) ванн, а также имеются Церковная и Ермоловская аллеи.
Церковная, потому что идет к храму Пантелеймона Целителя ( восстановлен, очень красивый, вообще стоит зайти, если будет возможность).
Ермоловская в честь генерала Ермолова Алексея Петровича, собственно, по инициативе которого в 1825 году в эту местность были переселены 235 семей волгских казаков, как раз и основавших станицу на реке Бугунте, ныне г. Ессентуки.
Николаевская в честь императора Николая II, а Мариинская в честь его матери, Марии Федоровны, которая, кстати, после революции какое-то время инкогнито проживала в Ессентуках в гостинице «Метрополь», ныне утерянной (сейчас на её месте «ужас-ужас» универмаг).
Так вот о парке. Конечно, это не Алупкинский парк Воронцова, который тот строил на собственной земле для своих личных нужд и в соответствии со своим личным вкусом, поэтому Лечебный парк Ессентуков территорией несколько побольше (51 га против 40 га Воронцовского), никаких таких каменных хаосов не содержит и вообще более приспособлен для нужд поправляющих здоровье граждан, нежели чтобы удивлять вельмож. Тем не менее, это вполне себе очень и очень неплохо спроектированный пейзажный парк (английские парково-архитектурные истоки), включающую даже ту самую партерную группу, которую мы посетили в конце второй части моей истории про Ессентуки.
Мне тут попеняли, что не всем понятно, что такое эта самая партерная группа или попросту партер. Так вот, это элемент паркового дизайна (ландшафтной архитектуры), непременно открытый участок и непременно плоский, чтобы парадный стиль, строгость линий и форм, поэтому приветствуются фонтаны и скульптуры, а также цветочно-кустарниковые бордюры и всяческие клумбы. Часто партеры примыкают к дворцам и прочим… архитектурно-изысканным зданиям, скажем так.
В Ессентуках партер Курортного бульвара самостоятелен, но в парке есть и примыкающие партеры, о них чуть позже.
И да, прежде чем заходить с фотоаппаратом в Лечебный парк, скажу, он не единственный в Ессентуках, есть неподалеку (в непосредственной близости, с другой стороны грязелечебницы и ещё буквально чуть) и Парк Победы, изначально Английский парк, разбитый в конце XIX века в стиле тех же английских парков, но сейчас это больше парк детских развлечений, так что как-нибудь в другой раз будем с ним знакомиться…
А теперь, наконец, пройдемте в парк! ©
Парадные входы в парк появились, к слову сказать, в 1955 году по проекту архитектора Еськова.
Три из них мы уже миновали, но я напомню.
Вход с Привокзальной площади, через него мы попали в парк.
Вход с ул. Интернациональной на Главную аллею, мы его видим с Главной аллеи, гуляя по парку.
И вход с ул. Анджиевского, напротив грязелечебницы им. Николая Александровича Семашко, через него мы покинули парк, направляясь к «римским термам».
На этот раз в парк мы возвращаемся, минуя парадные входы, потому что больно уж любопытно было рассмотреть этот самый новёхонький партер.
Поэтому мы зашли на ничем здесь непримечательную Главную аллею, с которой быстренько перебежали на Мариинскую, потому что не полюбоваться на здание Верхних (Николаевских) ванн было бы обидно лично для меня. А тут ещё голые мужики – совсем заманчиво, сами понимаете, так что идем рассматривать.
Верхние ванны – прекрасный образчик русского ампира.
Некоторые усматривают в нём и элементы барокко. Здание квадратное. Предназначено для приема грязей и минеральный ванн. Грязевые кабины, говорят, ближе к центру, вокруг мраморные ванны. До сих пор сохранились и работают исторические мраморные, а грязи больше не отпускаются, для этих нужд есть та самая грязелечебница им. Семашко.
А да, ванны были построены в 1898 году по проекту архитекторов Николая Всеволодовича Дмитриева (являлся главным архитектором Гатчины, до этого много всего в СПб.) и Б.К. Правздника. Сторона квадрата составляет 64 м, в центре, говорят, расположен павильон и множество летних двориков, с цветниками и скульптурами… Строилось для аристократии, вестимо.
Из всего великолепия нам снаружи у главного входа видна партерная группа – фонтанчик и скульптуры тех самых мужиков – Геракла со шкурой немейского льва (Геракл Поликлета) и Дорифора «Копьеносца» Поликлета же. Понятно, статуи не работы самого Поликлета, всё-таки мужик ваял в V в. до н.э. в Аргосе, а копии… Но примечательны тем, что старина Поликлет большое внимание уделял золотому делению (сечению), так что на древнегреческие каноны посмотреть очень даже приятно.
Когда-то вокруг статуй был полноценный цветник, сейчас, увы, неработающий фонтанчик и одуванчики, но смотрим в будущее с надеждой и идём дальше.
А дальше у нас беседка «Случайные встречи»,
мимо которой мы спускаемся с Щелочной горы на Воронцовскую аллею как раз в районе Цветочного календаря, ковёр анютиных глазок которого радует глаз даже в дождь.
А совсем рядом, уже на самой аллее бювет №3 источника 4 и статуя «Борющиеся купидоны», и снова милый цветник.
Надо сказать, дождь стал усиливаться, у части нашей команды совсем некстати промокли ноги… и мы довольно бегло двинулись к выходу из парка в сторону Театральной площади.
Рассказ мой будет далее столь же бегл, как наше движение.
На пути нам встретились:
– слева совершенно чудесный павильон источника №23 Гааза-Пономарева;
– справа бювет №4 источника 4;
– слева здание Механотерапии (Цандеровский павильон) в стиле фахверка с небольшим партерчиком перед центральным входом;
– справа статуя «Мужичок с кувшином», почему-то поливаемый мужичком цветник сильно зарос сорной травой, основной рисунок едва угадывается;
– слева в глубине здание Нижних ванн, остро нуждающееся в реконструкции, тоже с партерчиком, который тоже нуждается;
– и, наконец! справа! белочки-иии!!!
ну то есть сначала это был премиленький бельчонок, очень смешной и пугливый,
а чуть дальше уже была мама-белка, которая буквально выпрыгнула на нас из-за скамейки, требуя еду.
К счастью, у нас с собой было – белочку я с удовольствием покормила, а потом она благодарно попозировала над оставленными на выступе дерева дарами, орешками и семечками.
Увы, дождь шел прямо очень такой настойчивый, практически после каждой фотографии приходилось протирать объектив, так что качество дальнейших фото не то, чтобы очень уж хорошее, но зато хоть такие есть.
Мы практически бегом проскочили мимо здания галереи источника №17, которая на самом деле заслуживает отдельного рассказа и посещения, построенная в 1856 году в стиле романтизма с преобладанием мавританских мотивов по проекту Самуила Ивановича Уптона, одобренному ещё самим Воронцовым.
Но не в этот раз…
За галереей много чего интересно, в том числе и ажурная чугунная беседка 1873 года установки,
но сил всё это рассматривать нет, – дождь гонит вперёд. Так что оставлю это тоже до лучших времён, этот кусочек парка меня всегда притягивает – все эти беседки, «коренные струи» и прочие парковые ансамбли.
Единственное, за что ещё цепляется фотоаппарат – это каскад фонтанов.
На радость мне, почти все они работают, несмотря на дождь. Кроме самого большого нижнего.
Последний, верхний, расположен между двумя портиками Главного входа в Парк.
Ну а мы, соответственно, на выход.
Заключение следует!
P.S. Галерею источника №17 ещё называют галереей Уптона, раз уж он её проектировал. Сам Уптон приложил руку ещё к строительству дворца Воронцова в Алупке, в группе архитекторов. А потом уже Воронцов привез его на Кавказ, где Самуил Иванович довольно много чего напроектировал в так милом сердцу Воронцова романтическом стиле.
P.P.S. Ессентукам принадлежит первенство в промышленном розливе минеральной воды. В историческом аспекте ещё в 1848 году по личному распоряжению Воронцова было отправлено 300 бутылок воды в г. Николаев адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву. В 1860-х годах бутылки с Ессентукской водой рассылались в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Владикавказ, Тифлис. Ессентукская минеральная вода получила всеобщее признание в России, и ее продажа давала казне значительные прибыли. Ессентукские воды высоко ценились и за границей. Фирма, занимавшаяся их экспортом, имела свои склады в Париже, Лондоне, Праге и т.д.
А в уже далеком отсюда 2014 году в Ессентуках такие вот елочки ставили ))
P.P.P.S. ОСНОВНАЯ ИСТОРИЯ
...
Uvik
Nathalie-36
Живет в: Сочи
Живет в: Ставрополь
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Москва
Живет в: Ставрополь