- 210
-
Нравится!7
Начало повествования: Один день в Вильнюсе или Случайное приключение как оно бывает : Часть I; Часть II и Часть III
Одновременно с тем, как закончилась улица Пилес , произошло два события:
1) снова стал накрапывать дождик (первый раз он нас «п...
- 64
- 2 комментария
-
- В избранное
Одновременно с тем, как закончилась улица Пилес, произошло два события:
1) снова стал накрапывать дождик (первый раз он нас «порадовал» в самом начале прогулки, когда мы вышли из автобуса неподалеку от Старого города, хорошо, довольно быстро закончился. Нет, так-то мы были готовы к дождливой погоде – Балтика всё-таки, кое-что мы слышали про их лето… и запаслись дождевиками! Но! Эти самые дождевики – легкие, яркие, удобные, просто чудесные одним словом – остались лежать в «рюкзаке путешественника» в номере отеля!!!);
2) слева открылся вид, никак не позволяющий свернуть направо – туда, где нас чуть не заждалась уже Св. Анна.
Ну и мы пошли налево… Дождик, к счастью, капнул раз-другой и отступил, а мы получили возможность обозреть открывшуюся красоту. Перед нами лежала
Кафедральная площадь города (бывшая Гедимина).
Как гласят открытые источники информации, площадь сия формировалась на рубеже XIX-XX вв. на скрещении улицы Пилеса и проспекта Гедимина, благодаря тому, что в целях проведения военных парадов и прочих ярмарок посносили значительную часть занимавших её построек.
Кафедральная площадь Вильнюса
На площади нашему взгляду предстали: памятник Дарту Вейдеру с костлявой клячей, величественный собор и какая-то башня.
Разумеется, мы радостно ринулись обозревать всё это великолепие.
При ближайшем рассмотрении
Дарт Вейдер оказался самим
Гедимином авторства литовско-американского скульптора Витаутаса Кашубы, установленный в 1996 году. Отливался памятник в Беларуси, гранит для пьедестала придарил Кучма (тот самый, который тогда был президентом Украины).
На мой субъективный взгляд, памятник не слишком удачен. И дело не в том, что князь зачем-то левой рукой держит свой меч за лезвие, его конь стоит отдельно позади, а железный волк почему-то выполнен из камня, – а в том, что у князя какие-то проблемы с пропорциями в фигуре – он по-мультяшному плоско-квадратный, нависает над площадью, как будто сейчас упадет… Ну и коняка его выглядит замученной, с каким-то испугом в лошадиных глазах (может, боится без всадника своего остаться, если тот сейчас свалится…). В общем, это и не модерн, и не реализм, это нечто… непонятное такое. Ну да что отлили, то и поставили. Стоит себе, устрашает потихоньку народ на площади.
Вообще, насколько я понимаю, памятник олицетворяет собой основание Вильнюса Гедимином.
Легенда гласит следующее:
Князь Гедимин после одной из охот остановился на ночлег на берегу Вильни, где ему приснился сон, будто на горе (Лысая, бывшая Кривая) стоит огромный железный волк и ревет, будто сто волков воет. Княжий волхв, некто Лиздейко, якобы найденный в своё время в орлином гнезде (хотя для данных событий последнее не так уж важно), трактовал этот сон так, будто железный волк означает столичный город, а рев волка означает о славе того города на весь мир. Ну и Гедимин тот же день заложил замок – частично на Свинтороге (Нижний), частично на Кривой горе (ныне Лысой), а имя будущему городу стало Вильно.
Об этой легенде гласят аж белорусско-литовские хроники…
Сам Гедимин, кстати, кто не знает/не помнит, объединил-присоединил западно-русские земли (Полоцк, Гродно, Витебск, Минск, Пинск и др.), боролся с Иваном Калитой за влияние на Псков и Новгород, и покорил Киев; основатель династии Гедиминовичей, первым из которых был его сын Ольгерд, неоднократно женившийся на славянских княжнах: сначала на витебской Марии Ярославне, а затем на тверской Ульяне (Иулании) Александровне. Гедимин с Ольгердом были язычниками (хотя младшие сыновья Гедимина были христианами), но княжны (потом великие княгини) – православными, отчего и началось строительство православных храмов в Вильно… Ну там ещё много чего было, потому что сынов обе княгини нарожали достаточно, а потом сыны эти за власть конкуренцию-то и устроили…
Но это я отвлекаюсь, да, хотя Гедимин крутой мужик был.
Осмотрев поближе памятник, мы, минуя башню-колокольню, ринулись в
Кафедральный собор –
римско-католический собор Свято́го Станисла́ва и Свято́го Владисла́ва, с почетным статусом малой базилики, присвоенной ему Папой – типичный образчик архитектуры в стиле классицизма. Изначально был сооружён на месте языческого святилища. Как гласят открытые источники, с крещением Литвы в 1387 году
Ягайло (внук Гедимина, король польский и великий князь литовский), прибыл в Вильну, разрушил языческий храм и заложил на его остатках христианский храм Святого Станислава. Храм, понятное дело, многажды горел… В XVI в. его даже итальянцы восстанавливали, отчего он приобрел черты итальянского ренессанса, но потом снова горел… В юго-восточном углу храма в 1623-1636 годах была пристроена капелла свеже канонизированного Св. Казимира (княжича литовского и королевича польского, не абы кого).
Окончательный вид собор приобрел к началу XIX в. (1801 г.).
Фасад собора венчают три скульптуры: в центре Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир работы Кароля Ельского.
В нишах фасада установлены выполненные Томмазо Риги (ит. Tommaso Righi) фигуры четырёх евангелистов, над ними и над главным входом четыре барельефа со сценами деяний апостолов: нисшествие Святого Духа, излечение хромого, проповедь святого Петра, излечение святым Павлом больного, смерть Анании и Сапфиры. Фронтон украшает композиция жертвоприношения Ноя. В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама.
Собор – большой… я бы даже сказала, очень вместительный, но задерживаться надолго мы в нём не стали. Зато снова пошли налево.
Налево от собора как раз 48-метровая Замковая гора (143 м над уровнем моря), а как раз на ней –
башня Гедимина – остатки Верхнего замка. Сейчас всё это недоступно – аварийное состояние, оползни, всё такое…
На гору мы не пошли, на проспект Гедимина мы тоже не пошли, зато…
…Зато, привлеченные афишами выставки картин итальянских мастеров, мы пошли посмотреть, где их можно посмотреть. Дорога нас привела в интересное здание, которое, как показали мои изыскательные работы, оказалось
Дворцом правителей (он же
Дворец великих князей литовских, известный также как
Нижний или
Дольный замок).
Сейчас это музей, чудесный, прекрасно оборудованный, по крайней мере по холл включительно, музей. Говорю это потому, что мы дошли аж до касс – нам страсть как интересно было, сколько стоит посмотреть на полотна великих итальянцев (Флорентинцы от ренессанса до барокко /
FLORENCE FROM THE RENAISSANCE TO THE BAROQUE Paintings from the Art Collections of the Fondazione Cassa di Risparmio di Firenze and the Banca CR Firenze; ссылка кликабельна, по ссылке можно посмотреть фото представленных полотен).
Честно скажу, цена была сходной – 6 евро. Но… тут у нас вышла заминка. С одной стороны, мы любим поглазеть на красивые картинки. С другой же, мы подрастратились на янтарь, а по плану у нас было ещё отведать литовских лакомств и литовских напитков же… цены на которые нам пока были не очень ясны… С третьей, лучшим из представленных в проспекте были работы Вазари, а мы не слишком большие почитатели Вазари… Хотя, как потом показал сайт, там был представлен и Гирландайо…
В общем, так или иначе, денег мы пожалели, продемонстрировав всю бездну нашего культурного падения, и пошли, наконец уже, осматривать Св. Анну с Бернардинцами, до которых добрались достаточно быстро и без дополнительных приключений.
Живет в: Сочи
Живет в: Ставрополь
Но по плану ещё заключение - как раз про "праздник живота" )))