- 300
-
Нравится!10
Наконец выбралась в Эрмитаж на выставку, приуроченную к 100-летию революционных событий. Сказать, что она необычна для Эрмитажа, – это ничего не сказать. Такого мне не доводилось видеть в стенах этого музея. Но сделана она отлично. Это относится и к...
- 35
- 4 комментария
-
- В избранное
Наконец выбралась в Эрмитаж на выставку, приуроченную к 100-летию революционных событий. Сказать, что она необычна для Эрмитажа, – это ничего не сказать. Такого мне не доводилось видеть в стенах этого музея. Но сделана она отлично. Это относится и к концепции, и к дизайну.
Начинается она у входа, где выставлены орудия и броневик.
Это не тот самый. Это копия, а орудия из Артиллерийского музея.
Огромные панели, на которых воспроизведены документальные фото, стали отличным фоном. В них, в углублениях, оборудованы витрины с музейными предметами. Основной экспозиции отдали три зала.
В первом, Аванзале рассказывается о жизни императорской семьи в предвоенные годы. Здесь же пара витрин о Зимнем дворце как о главной императорской резиденции и о музее, который действовал в Эрмитаже задолго до революции.
Парадный Николаевский зал вместил сразу несколько тем. Треть зала отдана предметам, оставшимся от лазарета Зимнего дворца и материалам о Первой мировой войне.
На одной из стен размещена фотография этого же зала, когда в нем располагался военный лазарет. Фото создает удивительный эффект: как будто стирается грань между пространствами, сегодняшним выставочным и прошлым.
Середина Николаевского зала отдана февральским событиям.
Это 'керенки'. Выпускались они как марки, да и по размеру были не намного больше. Предполагалось, что их будут отрывать. Но инфляция так стремительно росла, что надобности в этом не было. Расплачивались целыми блоками.
А последняя треть зала – событиям октября 1917, связанным с проникновением во дворец отряда Антонова-Овсеенко, мифом о штурме Зимнего. Корни у этого мифа художественные: это фантазия режиссера С. Эйзенштейна.
В этой же части представлено двустороннее живописное полотно. Портрет Николая II был создан в 1896 году художником И. С. Галкиным по заказу Петровского коммерческого училища, где и находился.
После революции училище было преобразовано в советскую трудовую школу. Художник В. М. Измайлович, преподававший в школе, в 1918 году "спрятал" портрет Николая II под слоем водорастворимого грунта. А когда его в 1924 году руководство школы попросило написать портрет Ленина, он сделал это на обороте полотна.
Замечательна «кровавая» подсветка зала.
Последний зал выставки рассказывает о том, как спасали культурные ценности императорской резиденции. Значительный урон был нанесен сначала юнкерами, рота которых была отправлена Керенским для охраны. Второй разрушительный раунд пришелся на 25 и 26 октября. Отряд Антонова-Овсеенко был немногочисленным, не мог справиться с мародерами. Ему помогали начальник дворцового управления князь Ратиев, за что 6 ноября он получил от наркома Луначарского благодарность, и граф Д. И. Толстой, директор Эрмитажа.
Уже 27 октября Луначарский подписал декрет об охране Зимнего дворца и Эрмитажа, и сюда вернулась Художественно-историческая комиссия, которая работала по распоряжению Временного правительства еще с лета 1917 года (принимала и упаковывала вещи царской, чтобы освободить помещения для Керенского). В сентябре она упаковывала ценности для эвакуации в Москву в связи с угрозой занятия Петрограда германскими войсками.
Благодаря ее работе удалось так много спасти. Выставка действительно производит впечатление представленными подлинными предметами.
К основным выставочным залам присоединена Белая гостиная, в которой Временное правительство было арестовано. Небольшая инсталляция сооружена вокруг стола.
По-разному сложились судьбы членов Временного правительства. Например, министр путей сообщения А. В. Ливеровский успешно реализовался в советский период. За проектирование «Дороги жизни» через Ладогу был награжден Орденом Ленина.
Оригинально обозначен путь, которым прошел отряд Антонова-Овсеенко.
Знаю, что дизайн выставки многими воспринимается в штыки. Повторюсь, выставка нетипична и необычна для Эрмитажа. Что важно, создатели выставки не дают оценку октябрьскому перевороту, а лишь доносят до посетителей, как революционные события страны изменили жизнь дворца и его обитателей. Как сказал бы товарищ Саахов, о судьбоносных событиях, перевернувших жизнь страны, выставка рассказывает аполитично.
Если кто-то окажется в Петербурге в новогодние праздники, рекомендую зайти в Эрмитаж на эту выставку. Думаю, не пожалеете. Она будет работать до 4 февраля.
Postcard
Vera-2142
Живет в: Москва
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Сочи