Postcard 06 августа 2017, 00:17
Интересные места, Памятка туристу, Отчет о путешествиях в
Северная Осетия-Алания республика, Россия, Назрань, Россия, Грозный, Россия, Владикавказ, Россия, Кисловодск, Россия
- 360
-
Нравится!12
Стремление запечатлеть историческое или героическое прошлое в памятниках понятно и объяснимо. Вот только порой на местном уровне, особенно в провинциальных городках, это делалось не слишком искусными мастерами по шаблону, а потому результат получалс...
- 89
- 9 комментариев
-
- В избранное
Стремление запечатлеть историческое или героическое прошлое в памятниках понятно и объяснимо. Вот только порой на местном уровне, особенно в провинциальных городках, это делалось не слишком искусными мастерами по шаблону, а потому результат получался сухим, затертым, бездушным, а порой и курьезным, не способным пробуждать те чувства, которые хотели вызвать. В советский период, наверное, существовали не только типовые проекты жилых «коробок», но и типовые «болванки» для памятников Ленину, революционерам, героям ВОВ. Мне кажется, что города Северного Кавказа в этом смысле выгодно отличались. Не скажу, что это касается абсолютно всех монументов, но многих. Не знаю, что их спасало, привнесение национального колорита или то, что к воину здесь существует особое отношение. Последние поездки, в которых познакомилась уже с современными произведениями и освежила в памяти старые, еще раз убедили меня в этом. Конечно, утверждать, что этим отличается только этот регион, не берусь. Но, смотрите сами.
Уже года два, как собираюсь посмотреть возрожденный Грозный. Наконец, получилось. Купила однодневный тур. Дорога в Грозный пролегала через территорию Ингушской Республики. Первую остановку сделали на окраине Назрани, у Мемориала памяти и славы.
Это сложный архитектурный комплекс, который возник не в один день. А отдельные памятники добавлялись постепенно. Несмотря на такой эклектичный подход, комплекс смотрится органично.
Все началось с мемориала «Девять башен».
Он был создан в конце 1990-х годов в память о жертвах депортаций. Мемориал представляет собой 9 горских башен, обвитых колючей проволокой, и символизирует 9 депортированных народов. Внутри работает музей.
Лет через десять около «Девяти башен» стал создаваться целый мемориальный комплекс. Была сооружена колоннада,
вдоль которой поместили мемориальные плиты с именами ингушей, имевших государственные награды Российской императорской армии, революционеров, участников Гражданской войны, просветителей.
Одновременно была разбита аллея, сооружены фонтаны.
Через пару лет был установлен памятник ингушскому конному полку, входившему в «Дикую дивизию».
Во главе атакующей скульптурной группы изображён командир дивизии великий князь Михаил Александрович, брат царя Николая II. Следом за ним — командир Ингушского конного полка полковник Георгий Мерчуле, третий всадник — последний командир, полковник Асламбек Котиев.
Одновременно с конной композицией установили памятник последнему защитнику-ингушу Брестской крепости, лейтенанту Бахраноеву.
Помимо стандартных мемориальных досок с именами погибших, на памятнике выбиты надписи, которые оставили защитники на стенах Брестской крепости: «Слава Кавказу! Назрань, Грозный. Прощайте, родные!», «Василий из Кургана, Ваха из Назрани. За Кавказ. Артём. Султан» и др. Именно такие детали и берут за душу.
За колоннадой находится экспонат-поезд времен депортации ингушей. Он состоит из паровоза и вагона-теплушки.
Внутри вагона — небольшая экспозиция.
Здесь же установлены два монумента с указанием дат «1944» и «1957», символизирующих год высылки ингушского народа и год реабилитации и возвращения на Родину.
С другой стороны колоннады — еще несколько памятников и барельефов.
Когда возвращались в автобус, услышала от девушки: «Атмосферное место». Такие не академические определения из современного молодежного языка, порой, лучше всего передают ощущения и эмоции.
Вот только позабавило объявление при входе на мемориал.
Мир на Кавказе всегда был и остается непрочен. А оружия на руках много.
Первая остановка в Грозном была у Мемориала Славы.
Центральное место занимает музей Кадырова, над которым возвышается стела.
Почему было принято решение о таком соединении, когда в Грозном есть памятники, связанные с ВОВ, не говоря уже о памятниках Кадырову, не понятно. Наверное, приравняли его заслуги по умиротворению Чечни к подвигу солдат-освободителей. Но, надо сказать, что надпись на музее и мраморная плита с портретом Кадырова не особенно бросаются в глаза: можно сказать, смотрятся скромно в противовес внутренней роскоши музея (интерьеры я снимать не стала), но, правда, разместились в самом «сердце» комплекса. Во всем остальном комплекс тематически и архитектурно выглядит целостно и гармонично.
Великолепныа стела, горящая на солнце,
красный мрамор барельефов на тему событий ВОВ и мемориальных досок.
На Кавказе скульптурным монументам героям обычно придают национальные черты, не заботясь, соответствует ли это временным реалиям или нет. Вот наглядный пример – памятник Мовлиду Висаитову.
В годы войны он командовал кавалерийским полком, но носил форму советского офицера, а не черкеску и бурку.
Вторая поездка была в Северную Осетию. Здесь «встретила» старых знакомцев. Оригинален памятник жителям села Верхний Фиагдон, погибшим в сражениях ВОВ.
Национальный колорит памятника связан с древним осетинским обычаем. Когда умирал мужчина, а это почти всегда был воин, его коню надрезали ухо и трижды обводили вокруг места погребения. Этот обряд называется «бахфалдисын» — посвящение коня.
Мне кажется, что на Кавказе с особой трепетностью относятся к подвигу защитника Отечества, и это проскальзывает в мемориалах. Но самый человечный я видела в Осетии, у села Эльхотово. В этот раз экскурсовод не остановился в том месте, фото сделать не удалось. А старые, двадцатилетней давности, плохого качества, даже сканировать не стала. Впрочем, вообразить его будет очень легко. Селение Эльхотово расположено в узком проходе через горный хребет. Он называется Эльхотовские ворота. Во все времена, начиная с древнейших, этот проход был важным стратегическим пунктом. В ВОВ он стал ключевым объектом обороны Северного Кавказа. Самые упорные бои шли осенью и зимой 1942 г. Пройти через Эльхотовские ворота не удалось, но какой ценой!. У Эльхотово стоит монумент достаточно традиционный. (http://gorets-media.ru/page/uchastniki-avtoprobega-nasha-velikaja-pobeda-pribyli-v-osetiju). Но я не о нем. Жители села вырастили здесь ореховую рощу, которая и является своеобразным мемориалом. Ядро грецкого ореха покрыто не одной, а двумя одеждами, костянистой скорлупой и кожистой кожурой зеленого цвета. Когда орех созревает, верхняя зеленая кожура лопается на две части, и орех в скорлупе падает на землю. Вот эти упавшие орехи, покрывающие землю под деревьями, и символизируют павших воинов.
Северный Кавказ – это россыпь очень разных народов, и у каждого свой менталитет. В характере каждого народа есть положительные и отрицательные черты. У осетин мне нравится их спокойный темперамент и постоянство. Я ни разу не слышала, чтобы в Осетии уничтожались памятники. Если поставили, памятник будет стоять вопреки меняющимся идеологиям и властям.
Не могу не упомянуть еще об одном типе скульптурных изваяний, хотя они не принадлежат к монументам, а являются культовыми сооружениями. В Осетии очень популярен культ Святого Георгия или национального божества Уастырджи. Некоторые считают, что это одно лицо, другие, что разные персонажи. Но посвященных им святилищ в Осетии очень много. Расскажу о двух.
Одно находится у села Эльхотово.
Оно сооружено в 1995 г. взамен утраченного в 1950-е годы древнего святилища. По преданию, древнее святилище было построено еще в XIV веке в этом месте, чтобы оберегать проход в Осетию. Святой Георгий или Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Поэтому осетины, отправляющиеся в дальнюю дорогу, обязательно заезжают сюда. Каждое святилище стремятся украсить скульптурным изваянием.
Самым известным, масштабным и впечатляющим является изваяние святилища, расположенного на окраине города Алагир.
Огромный всадник словно вылетает на скаку прямо из каменной глыбы.
Впечатление производит потрясающее.
Рука мастера сразу видна. Автором его является осетинский скульптор Николай Ходов, член Союза художников России, народный художник Северной Осетии. Что самое удивительное, у него нет художественного образования, он самоучка. А по профессии он металлург, и в свое время руководил предприятием «Электроцинк».
В последней поездке в Осетию нашей группе не повезло с экскурсоводом. Столько ляпов было. Один – связан с произведением Ходова. Экскурсовод сказала, что вес скульптуры составляет 2 тонны. Вмешался водитель: не может быть, слишком много. Экскурсовод занервничала и согласилась, конечно, слишком много. Так вот, вес скульптуры составляет 28 тонн, размер копыта – 120 см, высота головы – 6 метров.
На сегодня это самый большой конный монумент в мире.
Мне очень нравится памятник Лермонтову в Кисловодске.
Его автором также является Н. Ходов. Жаль только, что его убрали из такого «атмосферного» места.
NatashaB61
Nathalie-36
kampary
Живет в: Сочи
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Раменское
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Москва
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Лермонтова, кстати, вернули на место
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь