- 210
-
Нравится!7
После того, как мы опубликовали заметку про нож Белевец, было решено снять материал про кузнечное дело и самим сковать этот чудный клинок. Поскольку в Костроме живет наш хороший друг и прекрасный кузнец, знающий толк в ковке, выбор города...
- 52
- 0 комментариев
-
- В избранное
После того, как мы опубликовали заметку про нож Белевец, было решено снять материал про кузнечное дело и самим сковать этот чудный клинок. Поскольку в Костроме живет наш хороший друг и прекрасный кузнец, знающий толк в ковке, выбор города был очевиден.
В этот раз дорога до Костромы выдалась долгой. Мы делали остановки по пути для зарисовок к фильму, заезжали в Ростов в поисках пирожков с чечевицей, делали видео наброски на границе Ярославской и Костромской областей. К вечеру мы были в городе. Во время небольшой остановки с посещением банкомата, нам на глаза попалась сувенирная лавка. В ней мы обнаружили красивые коробочки с черным порошком. Порошком оказалась костромская черная соль.
К ужину мы были у Ивана Некрасова. За праздничным столом (а нас в этом доме встречают всегда именно так), мы показали Ястребу (он же Иван Некрасов) черную соль. Иван повертел коробочку и поведал нам о том, что в Костромской губернии издревле заготавливали такую соль. Он рассказал нам о тонкостях приготовления и пообещал на следующий день, во время ковки Белевца, сделать партию черной соли самим. Подробное описание процесса приготовления черной (или четверговой) соли и рассказ про истоки этого чуда кулинарии, мы поместили в наш фильм. Итак: поужинав и обсудив детали съемок мы отправились на боковую.
Разбудил нас Иван в шесть утра. Ленясь и кряхтя, мы привели себя в порядок, перекусили и отправились в «Кузню Ястреба». Заранее хотим поведать, что кузни у него две. Первая – домашняя. Пользуется хозяин ей по мере необходимости. Вторая – трудовая, в центре города Кострома. В ней Иван официально работает кузнецом. Поехали мы в городскую кузню по причине современности и удобства «городского филиала». Мы не знали, сколько материала и дублей придется отснять. Домашняя кузня создала бы длительные временные рамки, а время как раз у нас было не так много.
Доехали мы за двадцать минут. Хочу сказать, что дороги в Костроме – не подарок. Это один из тех городов, в котором дороги оставляют желать лучшего. Но не будем о грустном. В пути мы беседовали про кузнечное дело, про то, как ковали в старину, про разные металлы, сплавы, техники и другие тонкости ремесла. На входной двери красовалась кованная буква «К». Войдя в помещение, мы увидели потрясающую картину: в современном кирпичном здании была самая настоящая кузня! В углу стоял горн, посреди помещения – две наковальни, ближе к окну – современный гидравлический молот, упрощающий работу. Повсюду был инструмент кузнеца, заготовки из стали и мешки с углем. Рассказывать подробно про все нюансы и технологии не будем. Все это Иван рассказывает в нашем фильме. Можно сказать лишь одно: время в кузне пролетело незаметно. Мы успели сковать нож, пожарить соль и все это, конечно же, заснять на камеру. Даже наш оператор не удержался и схватил молот. Нам всем, под строгим присмотром мастера, удалось поработать со сталью! А пока мы занимались кузнечным делом, поспела и соль. На этом день съемок решено было закончить. Уставшие, но довольные, мы пошли в столовую на обед.
Пообедав в центре города, мы отправились на центральный ипподром. В конюшнях ипподрома нас ждали жена и дочь Ивана, которые все свое свободное время проводят там. Дело в том, что все члены семьи кузнеца - ветеринары, в том числе и он сам. Иван выбрал для себя ремесло не по профессии, а вот жена Ольга и дочь Таисия не представляют своей жизни без лошадей. В местных конюшнях Ольгу и Таю знают все. Они профессионалы своего дела. Нас встретили и устроили экскурсию по конюшням.
Ольга рассказала про лошадей, показала их всех, застали мы и момент, когда одну из лошадей подковывали. Мы с женой уже не раз были в этом месте, а вот наш оператор попал в конюшни впервые. Думали, что не оттащим от лошадок и он останется там жить!
В итоге, остаток дня мы провели на ипподроме, но до захода солнца нам надо было еще успеть попасть на Волгу, взять интервью у главного героя и заснять старинную церковь 1768 года в селе, где и живет его семья. Так же, после интервью, нам предстояло отснять внутреннее убранство дома. Тут были свои сюрпризы. Дома у Ивана целое хозяйство: куры, гуси, утки и много другой живности. Нашего оператора это заинтересовало. До поздней ночи он трудился в поте лица. Для зарисовок к фильму Илья (так зовут нашего оператора), снимал все. А в доме, поверьте, было что поснимать: кованные ручки, замки, ложки для обуви, вешалки… Все сделано своими руками и хочется все потрогать. Пока Илья занимался своим делом, а остальные беседовали на кухне – я уснул.
Следующий день прошел частично в разъездах. Мы забрали несколько ножей из кузни, они там лежали в какой-то специальной печке, про которую рассказывается в одной из частей фильма, провели закалку клинка в масле, что было тоже очень интересно. После кузни мы гуляли по городу, снимали красоты, монтировали что-то, позировали. Зашли в один из музеев на выставку Марийской культуры, посетили ярмарку, на которой закупили лён, перекусили и отправились домой к Ястребу. Дома мы продолжили работу над изделием. Теперь нужно было все обработать, зачистить, отшлифовать и привести в человеческий вид, а потом и заточить. Ближе к ночи мы закончили и уселись за стол. В этот вечер мы долго беседовали, вспоминали предыдущие приезды, совместные поездки. Уставшие, но довольные работой, все отправились спать.
В последний день нашего пребывания в городе мы зашли на местную сырную биржу и купили в дорогу сыр. Попрощавшись с Иваном и поблагодарив его за проделанную работу, мы отправились в дорогу. По пути в Москву мы по традиции посетили Переславль-Залесский, набрали воды в Никитском источнике, залезли на Ярилину гору и зашли в гости к Синь-камню, у которого встретили путешественника, и предложили доехать с нами, чему тот был непременно рад. Вот так прошли несколько дней на Волге. Многие подробности описывать не стали. Вы все увидите в скором времени в нашем фильме.
(с) «Поколесим»