- 360
-
Нравится!12
... продолжение последовало!
Капитолийские музеи тоже посмотрела с удовольствием, хотя на последнем дыхании: я выходила из гостиницы около 9 утра и возвращалась в 6-7 вечера, максимум съедая бутерброд где-нибудь на лавочке на улице (долго не посид...
- 56
- 2 комментария
-
- В избранное
... продолжение последовало!
Капитолийские музеи тоже посмотрела с удовольствием, хотя на последнем дыхании: я выходила из гостиницы около 9 утра и возвращалась в 6-7 вечера, максимум съедая бутерброд где-нибудь на лавочке на улице (долго не посидишь, после дождя они холодные) или отдыхая в очередной церкви минут пять — тратить время на обед было жалко.
А вот коллекции Национального римского музея смотрела не спеша, 3 дня по одному билету за 7 евро палаццо Массимо, Термы Диоклециана, палаццо Альтемпс и крипта Бальби. Последнюю без ущерба для впечатлений можно опустить, а в остальных хранится одно из богатейших собраний античной скульптуры. Ну и на сами Термы Диоклетиана было интересно взглянуть (на Термы Каракаллы я денег пожалела и времени, только снаружи посмотрела). Но по остаткам стен и тех, и других терм не очень понятно, как это выглядело в древности.
Национальный римский музей
Кстати, во время поисков крипты Бальби набрела на площадь Торре Арджентина с развалинами в центре Ареа Сакра (остатки четырех храмов времен Римской республики, которые входили в комплекс гигантского театра Помпея, где в портике перед входом на арену был убит группой бывших соратников Гай Юлий Цезарь). Сегодня место, где был заколот Цезарь, скрыто под тротуаром перед театром Арджентина. А на развалинах хозяйничают кошки. Я сначала одну заметила, а потом разглядела, что их толпы.
Примерно столько же кошек я видела потом в развалинах на площади Виктора Эммануила II, рядом с так называемой Волшебной дверью, которая служила входом в виллу Паломбара, где жил алхимик Массимильяно Паломбара.
Но самым первым в моем плане посещения музеев была вилла Джулия (музей этрусков). До нее я тоже шла пешком через виллу Боргезе (после первой неудачной попытки посетить галерею), попутно набредя на скульптуры Гоголя, Низами и т.д. Музей этрусков полностью оправдал ожидания. Как-то про древних греков и римлян в школе проходят, а про этрусков нет, хотя они оказали сильное влияние и на тех, и на других. Один знаменитый «семейный» саркофаг чего стоит! Как выяснилось, его склеили из множества осколков — я почему-то думала, что он так целенький в гробнице и стоял.
Вилла Джулия — музей этрусков
Не знаю, так совпало или у них всегда 8 марта вход бесплатный.
Музеи Ватикана я бы и в этот раз посетила, но времени на это не осталось. Зато в полной мере посетила церкви со скульптурами работы Микеланджело или знаменитые чем-то другим. В основном я их рассматривала как произведения искусства — очень редко в истоптанных туристами церквях чувствуется нечто, вызывающее мурашки даже у потомственных атеистов вроде меня, воспитанных советской школой. Пожалуй, сходу могу вспомнить один собор в Генуе и Русскую церковь в Ницце. Но красота восхищает всегда, да и древность вызывает уважение.
Первым делом — церковь Санта Мария Маджоре: очень впечатлила, когда проезжали мимо на автобусе из аэропорта до Термини. Внутри собор тоже впечатляет: мозаики 5 века, золотой кессонный потолок (буквально золотой, на него пошло первое золото, привезенное из Нового Света). Маленький секрет — в церкви есть бесплатный туалет, только чтобы в него попасть, надо выйти на улицу через церковную лавку (а потом вернуться в церковь). Хорошо, что был понедельник: когда я там проходила в пятницу, толпилась большая очередь на проверку сумочек. И вообще в городе у всех значимым мест стояли машинки, напоминающие БТРы, и мальчики с автоматами — 7 лет назад в Риме такого не было, только полицейские, у которых можно было спросить дорогу.
На Трастевере я забрела на следующий день, после музея этрусков: шла себе потихоньку вдоль Тибра, только перепутала мост, по которому лучше перейти, чтобы попасть к маяку — надо было Principe Amedeo di Savoia (у церкви Сан Джованни деи Фьорентини, которую строили Микеланджело и Борромини для флорентийской общины), а я дошла до Mazzini, потом пришлось вернуться, потому что там нет выхода к маяку, хотя его видно.
Улочка, по которой я поднималась к маяку (а потом еще долга шла по другим улочкам)
Не то, чтобы уж что-то совершенно замечательное, но стоит с 1911 года как подарок от эмигрировавших в Аргентину итальянцев над античной внутренней гаванью. Вид на город открывается отличный.
Дальше Гарибальди, очередные ворота (на этот раз Св.Панкрацио), очень симпатичный фонтан делль ‘аква Паола — восстановленная с пышностью барокко часть акведука Траяна. А вот дальше я никак не могла найти нужную улицу, чтобы пройти к Санта Мария ин Трастевере.
Санта Мария ин Трастевере
Фонтан перед церковью не работает, но сама церковь очень даже пользуется вниманием. Пожалуй, в соборе св.Марка в Венеции мозаики побогаче, но здесь мозаики 13 века, да и сама церковь — самая древняя раннехристианская церковь, посвященная Деве Марии. По дороге в отель (считай, через весь город) забрела на площадь, где стоит памятник Джузеппе Белли — «поэту маленьких людей» Трастевере. На том берегу через Пьяцца Кампо деи Фьори (где в память о сожженном здесь Джордано Бруно стоит ему памятник), площадь Навона, мимо Пантеона к фонтану Треви, а дальше до гостиницы чуть больше километра… Недалеко от Треви, когда я задумалась на перекрестке, куда идти, ко мне обратился с предложением помощи парень (на английском), показал, в какой стороне через 20 метров будет фонтан и спросил, откуда я. Когда выяснилось, что из России, перешел на славянский, предложив подписать петицию «против СПИДа и за братушек-сербов». Что-то я воздержалась от подписи: мало что в этой петиции на самом деле написано, может, она против сербов и за СПИД.
На следующее утро наблюдала, как муниципальные работники специальными устройствами сгребали монетки, которые накануне накидали в фонтан Треви — впечатляющее зрелище, даже если все монетки по 10 центов.
На это раз я пошла в сторону площади Венеции, к форумам и Колизею. Моросящий дождь сделал свое черное дело — башмаки промокли насквозь. Вставленные в качестве стелек ежедневки (простите за интимную подробность) немного улучшили ощущения, но ненадолго. На удивление, промокшие и замерзшие ноги никак не сказались на здоровье. А вот фотоаппарат дождя не вынес (хотя, может, просто совпало), при попытке в очередной раз запечатлеть Колизей его заклинило. Обидно было очень, хорошо, хоть на смартфон можно снимать — я дальше собиралась в Сан Пьетро ин Винколи, взглянуть на надгробие папы Юлия II работы Микеланжело и цепи св.Петра.
Потом был Латеранский комплекс: баптистерий, самый древний египетский обелиск , привезенный в Рим в 4 веке, базилика Сан Джованни ин Латерано, Святая лестница, памятник Франциску Ассизскому на площади ди Порта Сан Джованни. Святая лестница покрыта деревянными ступенями, которые изрядно истерлись под коленями верующих, медленно с молитвой ползущих наверх.
Еще один маленький секрет — в базилике тоже есть туалет. А дальше я поплелась взглянуть на термы Каракаллы (это уже за пределами моей «малой» карты), цирк Массимо (от него практически ничего не осталось), церковь Санта Мария ин Космедин и Уста истины. Причем последние еле нашла: на карте есть, площадь так и называется, а Уст нет! Надо было перед поездкой пересмотреть Римские каникулы, тогда бы вспомнила, что они не в чистом поле стоят, а в вестибюле этой самой церкви. Я уж чуть было не ушла, но в последний момент решила взглянуть, куда это очередь у церкви. Очередь оказалась туда, куда мне надо. Рядом табличка с надписью «1 фото на 1 человека», за исполнением этого следит пара мужиков и заодно фотографирует тех, кто пришел один. Рядом ящичек для денег «на ремонт Провала». Когда я проходила недалеко оттуда в субботу, то порадовалась, что легко отделалась — в субботу очередь к Устам была как в мавзолей (кто помнит). Так как я честная женщина, рука моя осталась в целости-сохранности.
Чего не сказать о бедных ноженьках! Но у меня еще хватило сил перед возвращением на Людовизи посетить Капитолийские музеи.
В субботу, пока шла к римскому национальному музею (палаццо Альтемпс), не могла пройти мимо Пантеона и церкви Минервы. Ну и пьяцца Навона снова не осталась в стороне от моего маршрута — я решила дойти-таки до площади кавалеров Мальтийского ордена и взглянуть в «замочную скважину». К слову сказать, на собор св.Петра с других площадок открывается гораздо лучший вид, но вот эта «оптическая ось» настолько знаменита, что тут очередь из желающих взглянуть.
Мальтийская площадь и «Замочная скважина»
Попутно зашла в древнющие церкви св.Сабины и св.Алессио. Потом на площадь Венеции (тоже с монумента открывается неплохой вид на город). Не поленилась подняться к Санта-Мария-ин-Арачели, знаменитую часовней-ротондой св.Елены и деревянной чудотворной скульптурой младенца Иисуса, у которой просят исцеления.
Практически все свои планы по посещению интересных мест и музеев я выполнила, кроме Тиволи: на эту поездку надо было отвести целый день, а я еще не все в собственно Риме посмотрела. К тому же представительница ГарТур сказала, что самостоятельно туда добраться будет хлопотно, а сезон групповых экскурсий в Тиволи у них еще не начался (индивидуальные сильно дорогие для 1 туриста). Так что в другой раз (надеюсь, он будет!). И от души напилась итальянского кофе (4 чашечки эспрессо каждый завтрак) — хоть и не полезен он при повышенном давлении, но я так редко бываю в Италии… (фраза из серии «опять в Париж захотелось»). А итальянцы по части кофе просто асы, венский по сравнению с итальянским на меня впечатления не произвел.
Последний день, воскресенье, сдав чемодан в камеру хранения отеля, я посвятила прогулке по вилле Боргезе, которая располагалась недалеко от отеля. Погода, как по заказу, стояла хорошая (хотя и не такая солнечная, как накануне), не спеша прогуляться по парку было очень приятно.
Вылет был в 11 вечера, я решила не связываться с автобусом до аэропорта (вдруг опять в первый не войду, буду нервничать), решила доехать на метро до Ponte Lungo и пересесть на региональный поезд, наивно думая, что переход из метро на станцию Tuscolana примерно такой же, как на аэроэкспресс. Ха-ха два раза! Выхожу из метро и вижу пустынную улицу без всяких признаков вокзала. Хорошо хоть вышла через правильный выход, ориентируясь на людей с чемоданами. Но, пока я оглядывалась, люди эти куда-то делись. Хорошо, на улице попались парнишки, которые на английском объяснили мне, куда идти (недалеко, но от метро в сумерках не видно). Добравшись до вокзала, вспомнила, что читала в интернете про то, что в воскресенье «живые» кассиры не работают, только автоматы. Не я одна такая: в вестибюле девушка оглядывалась, держа евродесятку в руках на предмет разменять — автомат сдачи не дает, а надо 8 евро. Хорошо, что рядом стоял автомат, принимающий карточки (у меня тоже была только десятка) и около него стояли парнишки (другие), которые любезно помогли купить мне билет до аэропорта. Я бы и сама разобралась, но ближайший поезд был через 7 минут, а как далеко идти до платформы, я не знала. Что мешало мне купить этот билет заранее (он действителен 60 дней после покупки, только надо «зачекать» перед поездкой)?! Наверное, желание увидеть как можно больше, в результате которого я вечером падала без сил, а мимо вокзала Термини в спешке проходила к месту встречи с экскурсионным автобусом. Жалко, что у меня нет спидометра, интересно было бы посчитать, сколько десятков километров я прошла за эти дни.
Живет в: Москва
Вам спасибо за добрые слова.