Религиозный вопрос на Кубе: почем опиум для народа.
- 120
-
Нравится!4
Начнем с того, что кубинцы не самая религиозно-фанатичная нация в мире, да и всеобщая расслабленность и нега не предполагают неистового поклонения какому-бы то ни было божеству со всеми вытекающими обрядами и условностями. Но все же на Кубе традицио...
- 62
- 0 комментариев
-
- В избранное
Начнем с того, что кубинцы не самая религиозно-фанатичная нация в мире, да и всеобщая расслабленность и нега не предполагают неистового поклонения какому-бы то ни было божеству со всеми вытекающими обрядами и условностями. Но все же на Кубе традиционно установилось господство двух тесно соседствующих религий: Католичества и Сантерии - верования афро-кубинских рабов. Сантерия заслуживает отдельного повествования и более детального анализа, поэтому о ней в другой раз. А тема этой заметки будет посвящена католикам и их культуре на острове свободы.
Христианство поселилось в тропиках вместе с первыми испанскими завоевателями-конкистадорами и внедрялось среди индейского коренного населения подчас не самым либеральным образом. Уточню, что монаху-францисканцу Хуниперо Серра, крестившему индейцев племени хуайненьон не кнутом, а лаской и силой убеждения, даже поставлен памятник (часто ошибочно принимаемый за монумент жертвам педофилии) возле одной из старейших церквей Гаваны на площади Святого Франциска Ассизского, видимо с лояльностью в то время было туго.
После принятия Фиделем Кастро решения следовать по социалистическому пути Советского Союза, на какое-то время на Кубе воцарилось учение атеизма, которое совершенно не прижилось и не приняло тех масштабов, кои разрушали церкви и подвергали гонениям священников на территории СССР, хотя посещение месс и соборов партийными всё же возбранялось и не приветствовалось. На данный момент любые желающие помолиться и попросить чего-нить задарма у Бога имеют все возможности для этого, а Рауль на одном из съездов партии даже осудил некоего чиновника, устроившего неприятности своему подчиненному за посещение церкви.
В быту приверженность того или иного кубинца к религии заметить не сложно. Практически все носят крестики, а чаще золотое изображение Девы Марии на шее, а некоторые украшают собственные дома скульптурными изображениями святых, причем иногда устанавливая целый алтарь во дворе, более похожий на маленький домик с куклой внутри.
Отдельным, особо значимым событием в жизни верующих кубинцев, как впрочем и любых других католиков, является приезд Папы Римского с последующими церковными мероприятиями и службами. Папа Иоанн Павел II осчастливил остров своим святейшим присутствием в 1998 году, его визит тогда собрал неимоверное количество людей. И по многочисленным просьбам Папа вернулся, правда уже другой. Папу Бенедикта XVI ожидали, затаив дыхание, в начале марта, и в течении месяца до означенного события найти свободный номер в отеле или даже комнату в частном секторе Гаваны было довольно проблематично, а порой и невозможно. Интересна программа службы, предварительно развешанная практически во всех католических соборах, в ней выделены три основные темы речи Папы для кубинских слушателей:
1. Тема питания и водоснабжения. Помолимся, что бы у всех народов мира было что поесть и попить.
2. Тема взаимопомощи. Помолимся, что бы Бог помогал работникам здравоохранения в их деле и направлял их усилия в нужное русло.
3. Тема веры. Помолимся за кубинцев и за Деву Марию, которая поможет им не утратить веру в Бога.
Тема Сантерии во время проведения службы была не затронута, и очень жаль, ведь религия эта, кто бы что ни говорил, явно отдаёт язычеством и до сих пор использует ритуальные жертвоприношения, но при всём при этом широко распространена на Кубе, и даже многие местные католики или с суеверным страхом или с откровенной лояльностью, время от времени соприкасаются с миром культа африканского народа Йоруба.
|
Поделиться
|
|
Добавить фотографии к месту
|
|