- 1200
-
Нравится!40
Идея прокатиться на конях по самым красивым местам Горного Алтая зрела давно, но как-то откладывалась, откладывалась. Казалось, что уж это-то всегда успеется, а пока… И находилось то одно, то другое, до того времени, как мы с моим другом Юрием...
- 609
- 44 комментария
-
- В избранное
Идея прокатиться на конях по самым красивым местам Горного Алтая зрела давно, но как-то откладывалась, откладывалась. Казалось, что уж это-то всегда успеется, а пока… И находилось то одно, то другое, до того времени, как мы с моим другом Юрием, поняли вдруг, что с годами то мы, как ни странно, не становимся сильнее и здоровее и все труднее и ленивее становится решиться на какие-то лишения и трудности, даже ради красивых мест. А раз так, то либо сейчас, либо…(что «либо» даже думать не хочется). Вот так идея и подошла вплотную к реализации.
Выбор маршрута ребята доверили мне, как человеку, хоть и давненько, но много лет бродившему по горам Алтая, что когда-то было неотъемлемой частью моей работы. Перелопатив кучу фотографий в Интернете и полистав описания маршрутов, предлагаемых различными турфирмами, я ничтоже сумняшеся, остановился на одном из самых, на мой взгляд, красивых - «Из Джазатора в Тюнгур» или (оно же) «К снежным пикам Катунского хребта», тем более что в этих местах мне не доводилось бывать раньше. В тот момент я не особо задумывался, что этот маршрут позиционировался практически как самый сложный.
Маршрут этот предлагало несколько турфирм, все на одну и ту же дату и примерно по одной цене. Довольно быстро я понял, что организатором этой поездки является фирма «Алтай Тур» ибо только они предлагали другим фирмам комиссионные за поставленных клиентов. А раз так, то быстренько связались с ними, выторговали скидку за «опт», т.к. нас было четверо, и решение было принято уже окончательно.
В назначенный день, в назначенное время, в назначенном месте нас встретила автомашина с логотипом «Алтай Тур» и привезла на базу в селе Барангол.
Всего участников нашего тура оказалось 10 человек - нас четверо из Екатеринбурга (трое мужчин и одна женщина), две женщины из Волгограда, мужчина из Новосибирска, женщина из Перми, и отец с 17-летней дочкой из Москвы. Средний возраст участников (сродни средней температуре по больнице) - около 50. Шестеро не имеют представления с какой стороны подходить к лошадям, но оптимизма, несмотря на бессонную для большинства ночь, полны все.
Здесь надо пояснить, что организация нашего тура в первый его день оставляла желать лучшего. Рано утром Вас встречают в аэропорту и/или на ж/д вокзале города Барнаула, куда 6-8 утра прибывают самолеты и поезда из Москвы. Те кто на самолете, понятно, летели всю ночь и навряд ли выспались. Всех усаживают в микроавтобусы с прицепами для вещей, и везут почти за 400 км на эту самую базу. Тут бы и дать отдохнуть путешественникам, придти в себя, в баньку их сводить, постель приготовить, а уже на завтра, с новыми силами, счастливых и довольных… Так нет! Мало того, что не покормили, так еще и в изрядной спешке надо оплатить путевку, перепаковать все свои вещи в переметные сумы (арчемаки), и трогаться дальше на таком же автомобиле по красивейшим местам Чуйского тракта, где и предстоит заночевать по дороге к селу Джазатор, месту старта конной части маршрута. Согласитесь, никакого сочувствия к нашему самочувствию.
Не очень правильно это все организовано, но, надо сказать, обо всем этом честно предупреждала программа тура.
При оплате путевок (аванс перечисляли заранее), нам напомнили, что в страховку от несчастного случая, входившую в стоимость путевки, не включена стоимость доставки пострадавшего с маршрута санитарным вертолетом, если таковая вдруг понадобится. Стоит такая доставка 30 000 рублей, но можно сейчас доплатить по 1800 руб. с носа и тогда это будет уже бесплатно! В правилах на сайте фирмы это упоминалось «мелким шрифтом». Народ начал переглядываться, а я громко поинтересовался, есть ли у инструктора спутниковый телефон? Оказалось, нет. А как же, спрашиваю, вы будете вызывать этот вертолет, если по всему маршруту нигде нет сотовой связи?
Замялись.
Понятно дело, никто доплачивать не стал.
Не хотим ли мы доплатить за то, что нам выдадут не стандартные синтепоновые спальные мешки, а очень-очень теплые?
Никто не пожелал. (Забегая вперед - правильно сделали!)
Спрашиваю: укомплектованы ли спальные мешки вкладышами? Получаю утвердительный ответ и успокаиваюсь.
Все дела здесь, наконец, закончены, мы поели, сложились, сдали в камеру хранения (на чердак) свои дорожные сумки, которые пришлось подписывать, иначе не принимали, и уже были готовы к отъезду, но пришлось сидеть еще почти два часа, ждать, когда подъедет наша инструктор Надежда. Наконец, она появилась - тоненькая девочка лет 25. А ждали ее потому, что она возвращалась с предыдущего маршрута, правда, не конного. Она извиняется за задержку из-за автотранспорта, и, даже не перекусив, начинает сборы. Под ее руководством в прицеп микроавтобуса грузят арчемаки с нашими вещами, все общественное снаряжение и продукты.
Все скорее, бегом, бегом. Уф!
Выезжаем из Барангола уже в пятом часу дня.
Через час - полтора при подъеме на Семинский перевал наш микроавтобус «закипает». Что-то с каким-то ремнем. Вот тебе и готовность к поездке! Пока мотор остывает, поднимаемся потихоньку всей толпой в гору. Первая прогулка. Потом едем с периодическими остановками через 10-15 км для охлаждения мотора и доливки воды. Уже в вечернем полумраке добираемся до райцентра Шебалино, где нам все-таки переставляют новый ремень, и двигаемся дальше, понимая, что до места намеченного ночлега сегодня точно не доберемся, но еще хоть сколько-то!
В полной темноте переваливаем через Чикет-Аман, пропуская открывающиеся с него красоты, спускаемся к Катуни и после нескольких неудачных из-за кромешной темноты попыток находим, наконец, место для ночлега на месте впадения речки Большой Яломан в Катунь. Почти на ощупь учимся ставить палатки, пытаемся приготовить хотя бы чай на ужин, а топора-то нету! Говорят, его возьмут конюхи, уже в Джазаторе. Все же чай мало-мальски вскипятили, быстренько поужинали и стали укладываться спать. Умотались все настолько, что когда выяснилось, что мешок с вкладышами не погрузили (однако!), всем уже было все равно.
Наутро Надежда кормила всех первой кашей. На маршруте она еще и повариха!
Двигаясь по Чуйскому тракту в направлении к монгольской границы, останавливаемся ненадолго в живописном месте, где сливается река Чуя (откуда и тракт-то Чуйский!) с рекой Катунью,
а потом еще в паре мест, откуда хорошо видна панорама Северо-Чуйского хребта.
В селе Кош-Агач по плану остановка и посещение базарчика, на котором можно приобрести местные и монгольские товары: пух, шесть, кожаные кнуты, и все такое прочее, так необходимое нам в повседневной жизни, но мы понимаем, что отстаем от графика (вчера проехали изрядно меньше, чем по плану, и от этого глаза Надежды такие грустно-умоляющие). «Скрипя сердцем», соглашаемся вожделенный базар проигнорировать. Сворачиваем с Чуйского тракта на юг, на укатанную, но уже не асфальтированную дорогу. На погранпункте нас всех регистрируют (до Китая недалеко!) и едем еще около 140км по кочкам и ухабам, пока часам к 5 дня не показывается конечный пункт автомобильной части нашего путешествия – село Джазатор.
На въезде, однако, табличка с надписью «БЕЛЯШИ» (кстати, на всех на картах это село так и числится Беляшами). Народ заволновался, как так, почему «беляши»? Туда ли мы приехали? Ну не смог я сдержаться и тут же выдал всем страшную тайну:
- Объясняю всем: в 1906 году, то есть еще при царе-батюшке, в государстве Германском проходил чемпионат мира по выпечке беляшей. От России в команду конкурсантов входил и повар из этого самого сала, которое в те, незапамятные времена, называлось еще Джазатором (от одноименной речки). И вот этот повар занял там 1 место! Секрет у него особый по выпечке беляшей был, отчего очень уж вкусными они получались. Раз такое дело приключилось, царь быстренько подписал указ о переименовании села в Беляши, вроде как в награду победителю. С тех пор все знают, что самые вкусные беляши можно только тут и поесть, ибо тот поварской секрет до сих пор из поколения в поколение передается. А наследники того повара-победителя тут специальную «беляшную» открыли. Дороговато у них, конечно, но зато а-бал-деть как фффффкусно!
Украдкой смотрю на Надежду, она глаза опустила, улыбку прячет, а народ уже переговаривается, что надо будет обязательно сходить, чудо кулинарное попробовать. Тем более, что есть уже хочется. Потом уж разобрались, что к чему, лапшу с ушей поснимали и долго мне еще этот рассказ припоминали. )))
Устроились и пока то, да сё, пощелкал окружающую природу,
каких-то птичек с кузнечиками в зубах,
мирно пасущихся на окраине села яков (по местному – сарлыки),
а вечером баня, ужин и первый «чо-чой».
Как, Вы не знаете что это такое?! Господи, какие же «дремучие» бывают люди, ни разу не побывавшие на Алтае! Это когда самая большая кружка наполняется водкой, каждый говорит тост, отпивает глоток и предает следующему по кругу. Местный обычай, однако!
Уже более сноровисто расставляем палатки. Спим.
Утром еще несколько фоток,
завтрак, дележка продуктов и общественного снаряжения, по равной части каждому, упаковка, утряска. В качестве некоей компенсации за отсутствующие вкладыши к спальным мешкам, нам выдают по большой простыне. Спасибо и на этом, уже и не ждали, смирившись с тем, что ночевать всю дорогу придется в антисанитарных условиях! Вот все готово и …
И что?
И ничего!
И ничего и никого.
Сидим, ждем лошадей и конюхов. Сидим час, второй. Недовольство у всех, бурчание. Бурчание постепенно смещается в область живота, греем чай перекусываем.
Где то к обеду появились конюхи и почти все кони. Почти потому, что парочка сбежала и конюхи сейчас пойдут их ловить. Только лишь часам к двум, нас, наконец, познакомили с конями.
А их с нами. Конюхи Роман и Ербулан придирчиво нас рассматривали, оценивали, и по каким-то своим критериям выбирали коня для каждого.
Мне достался конь по имени Рыжик. Посмотрел он на меня и так грустно вздохнул, что я сразу почувствовал себя виноватым, пожалел, что весу во мне изрядно больше, чем в молодой стройной девушке. Извинился. Он извинений не принял, отвернулся, смиряясь со своей горькой судьбой. Это уж потом, дня через 3-4 мы с ним стали понимать и уважать друг друга.
Ну, так вот, заседлали, загрузили, конюхи помогли кому сесть, кому взгромоздиться, показали чего куда тянуть, чтобы управлять конем и всё. Вперед, кто как может. Часа в три дня только мы и тронулись.
Тронулись вниз по течению р.Аргут, пока по дороге, рассчитанной на движение транспорта повышенной проходимости, проще говоря трактора и коней. Как раз нам для тренировки и привыкания. Только отъехали пару километров, слева у дороги небольшой водоемчик, на берегу которого отдыхают штук 20 серых журавлей! Ах! Где же мой фотоаппарат?! Где, где? Так и хочется сказать где! Это уж потом я его повесил на шею и не снимал до конца маршрута, а тут… Эх!
Через пару часов дорожка поднимается немного в гору и мы любуемся Самахской степью.
Огромное ровное пространство в долине Аргута, где, говорят, по завершении летнего сезона, местное население гуляет свадьбы. Да с разных деревень, да сразу по несколько пар, да со скачками и на конях и на верблюдах, да с похищениями невест, да с обязательным обильным употреблением огненной воды, да, конечно же, с молодецким разудалым мордобоем! А что, имеют право, однако! И есть ведь где развернуться!
Через четыре часа движения, уже почти в темноте доходим до места первой ночевки, где ручей Карагем впадает в реку Аргут. Долина Аргута в этом месте чрезвычайно узкая и, соответственно, Аргут здесь ревет и кипит на почти непроходимых порогах так называемого Карагемского прорыва. Но, поскольку мы ночуем значительно выше этого места и устраиваемся на ночевку уже почти в темноте, всей этой дикой красоты мы не видим. А некоторым и вообще не до красот вокруг, они так рады, что, наконец, сползли с коней и уже начинают задумываться, а не погорячились ли они?
Дежурная каша. Сон.
Утро великолепное.
Тишина.
Спокойствие.
Красота.
Только начали рассаживаться по коням, как конь, на котором сидела Анастасия (никакая по ее просьбе не Настя!) самая молодая семнадцатилетняя девчонка, вдруг шарахнулся и понесся куда-то, истошно заржав! Видели бы Вы в этот момент глаза ее папы! Как уж девчонка умудрилась удержаться – просто чудо! Слезы, конечно, испуг, но, к ее чести не истерика! Проводники наши напряглись, посоветовались и, дабы исключить подобные инциденты, один из них поехал рядом с Анастасией, ведя ее коня в поводу.
Тронулись.
Места вокруг изумительные.
Тут уж фотоаппарат со мной, и я периодически щелкаю, как наш караван постепенно уходит в горы.
И в этот день и дальше множество снимков делаю в движении, в тряске, из не очень удобного положения, порой оглядываясь и не очень-то прицеливаясь. Естественно, большая часть снимков брак, но, все же, кое-что получается! Понимаю, что надо экономить аккумуляторы (а нас предупреждали, что зарядить в пути их будет негде), и все же не могу удержаться от того, чтобы снять и вот это,
и вот это,
и вон то!
До обеда - четыре часа по пыльной, местами ОЧЕНЬ пыльной дороге не сходя с коней. К концу четвертого часа большинству из нас уже не до красот. Почти слышно как зубами скрипят и матерятся, хоть и про себя, но на лицах-то все написано!
Наконец-то перерыв, перекус!
Кое-как сползаем с коней, отлеживаемся на травке минут пять-десять и только после этого становимся способны двигаться и принимать пищу.
Час перерыва пролетел как мгновение. Снова на коней! А некоторые уже и сесть-то толком не могут. Надо объяснять почему, или сами догадаетесь? Надежда говорит, что эти мучения обязательный атрибут у всех туристов до тех пор, пока их попа не примет форму седла. Обычно это дня два-три. Надо потерпеть.
Так оно, конечно, и главная проблема здесь - это длина стремян. Если они слишком длинные – то ноги себя чувствуют хорошо, но, зато, при ходе коня рысью, все удары приходятся по пятой точке. Если длина стремян маловата, то при ходе рысью можно немного приподняться над седлом, смягчая удары по… (ну, Вы поняли), но при ходе шагом, колени очень быстро наливаются сильной болью, либо вообще теряют чувствительность. А ведь у нас-то всего второй день езды на конях и новички просто не понимают, отчего у них болят колени или иные места организма.
И вот заключительные в этот день, мучительные почти для всех нас еще четыре часа движения в седле без перерыва. Зубами скрипим. Уже почти ничего не фотографирую из-за усталости. Ну вот, наконец спускаемся с последнего перед ночевкой взгорка. Где то вон там, внизу, где небольшая речушка впадает в Аргут, нас ждет отдых и счастье. Воистину туризм это лучший отдых, после которого иногда любая работа кажется отдыхом!
Кони спускаются по крутому склону по чуть заметной тропинке, петляющей между множества камней. Им тоже приходится не сладко, а у нас бдительность теряется в предвкушении близкого отдыха. Я еду где-то в хвосте каравана, а Юрий, двигающийся в самом начале, неудачно отводит рукой ветку куста и она сбивает с него шапочку. Юра чуть придерживает коня, оборачивается, а колючая ветка, тем временем, ударяет Анастасию, едущую следом и Анастасия от неожиданности, чисто по-девчоночьи, громко взвизгивает. От этого конь под Юрием шарахается и, наращивая темп, начинает нестись все быстрее вниз, перескакивая через камни, кочки, коряги и все быстрее и быстрее. Юрий пытается остановить его, но куда там! Крик конюхов, ржание лошадей, невероятный, чудовищный галоп и попытка Юрия спрыгнуть на ходу. Нет, не получилось, застрял ногой в стремени и, как в ковбойском фильме завис на боку несущегося вниз безумного коня. Я вижу эту картинку сверху издали, помочь ничем не могу, да и как помочь? Понимаю, что вот это и есть конец нашего путешествия. Вот сейчас он сорвется прямо на камни и, если останется жив, то нам в срочном порядке предстоит бросить все и, уж не знаю уж каким образом, возвращаться назад (2 дня пути!) для доставки его в больницу! Да и черт с ним с путешествием, лишь бы не сильно расшибся! Вот конь под ним достигает конца опасного спуска и на всем скаку вылетает на пологий травяной спуск и в эту секунду Юрию удается отцепиться и он срывается с убегающего коня на землю. Еще метров пять катится следом, замирает, замирают, по-моему, все. А через мгновение он уже вскакивает! Неужели?! ВСКАКИВАЕТ!!! Начинает что-то сгоряча кричать, а у меня такое облегчение – жив! И, похоже, не так уж сильно повредился!
Надо понимать, что на самом деле весь этот момент длился намного короче, чем Вы об этом сейчас читаете, но адреналину успели хватить все, причем лошадиную дозу! Конюхи ловят убежавшего коня, а мы торопливо спускаемся к Юре, и каждый норовит еще и еще раз спросить его все ли в порядке, точно все?!
Конечно, не всё. С головы содран клок волос, льется кровь, рука изрядно расцарапана, но тяжелых повреждений каким-то чудом нет. Потом, правда оказалось, что он еще и немного растянул ногу, пару дней прихрамывал, и было трудно усаживаться и спешиваться с коня, но это уже мелочи по сравнению с тем, что могло произойти, сорвись он с коня на пару секунд раньше, среди камней! Промокаем бинтами кровь, мажем раны йодом, и спускаемся дальше метров на 300-400 к месту ночевки.
Ура, добрались!
Здесь Аля спешивается с остановленного коня, но ноги ее вдруг подкашиваются и она оседает на землю. Колени практически не держат и ничего не чувствуют. Конь испуганно глядит на нее и тревожно ржет, как бы спрашивая: - Ты чего?! А у нее на глазах слезы от бессилия и понимания, что она не готова к таким трудностям, и что дальше она ехать ну никак не сможет и будет для всех только обузой!
В слезах и Анастасия, у которой тоже все болит и сил нет ни встать, ни сесть.
Ну, ни хрена себе как заканчивается всего-то второй день нашего путешествия! А что же дальше-то будет?!
Успокаиваем женщин, уговариваем. Надежда и я клятвенно обещаем, что это был самый тяжелый день, что завтра все будет намного легче, просто отдохните, просто ничего не делайте, полежите, покушайте, поспите. Все будет хорошо! Вроде поддаются на уговоры и понемногу приходят в себя, успокаиваются.
Наливаем Юре 50 граммов спирта из общественной аптечки у Надежды.
Все они отдыхают, пока мы собираем дрова, разводим костер, ставим лагерь.
После ужина мы с Юрой, уже немного оклемавшимся, на правах старейшин, умудренных опытом многолетних геологических экспедиций, беседуем с Надеждой, объясняя ей, что для новичков принятый ритм движения категорически не приемлем. Нельзя, мол, без остановки находиться по 4 часа в седле! Это, наверное, и для опытных конников непросто, а уж для новичков… Надежда возражает, ссылаясь на необходимость соблюдать план дневных переходов. Поэтому 4 часа движения, час перерыв (ЦЕЛЫЙ ЧАС!), и еще 4 часа движения. В конце концов договариваемся, что далее график будет таким: 2 часа хода, 15 минут перерыв на разминку и естественные надобности, еще 2 часа хода, 30 минут перерыв с перекусом, 2 часа хода, 15 минут перерыв и, наконец, заключительные 2 часа перехода.
На сем порешили и отправились спать.
Пожалуй, и я прерву пока свой рассказ, сам посплю и Вы поспите.)))
И вас утомил, и сам утомился, как-никак все это заново переживаю.
Babatusya57
NatashaB61
Margarita388
Reo-Spb
AleksandrLoparev
saiman
Ya_Tatiana
tavasa
antishatenka
SimbaNa
UGRmarina
Olesya_VS
IrinaRossi
Tati2707
posti1
irina_1957
preciosa
Elena0604
Anna_Vanne
Putnik_Michail
Живет в: Вологда
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Вологда
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Жуковский
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Дубна
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Москва
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Раменское
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Раменское
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Челябинск
Вот вернешься из Нячанга, и пиши продолжение. Ждём!
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Кстати, мне так и непонятно - а почему же все-таки "Беляши"?...))
Живет в: Кемерово
Живет в: Томск
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Москва
Живет в: Екатеринбург