Галерея старых мастеров
Во время путешествия в Прагу в 2011 году мы с подругой Татьяной покупали тур, в составе которого была и однодневная экскурсия в Дрезден. По презду в Дрезден нас встретила экскурсовод и провела нас по историческому центру города.
Затем мы получили несколько часов свободного времени. Экскурсовод предложила желающим часть этого времени потратить на поход в картинную галерею, пообещав (за небольшую плату) в сравнительно короткое время показать все самые знаменитые шедевры галереи.
Мы с подругой, конечно же, обрадовались такой возможности и с удовольствием прогулялись по всемирно известному музею.
К моему удивлению, Дрезденская галерея ещё не была упомянута ни в одной заметке на сайте (во всяком случае такую информацию я увидела, открыв описание к данному месту). Это показалось мне несправедливым и я решила хотя бы в небольшой мере исправить ситуацию этой заметкой.
Всемирная слава Дрезденской картинной галереи основана на одной из крупнейших коллекций мировых шедевров живописи.
Лучше образцы итальянской живописи эпохи Возрождения – Тициана, Боттичелли, Рафаэля, Веронезе, Корреджо собраны в ее залах.
Не менее важным является коллекция голландских и фламандских живописцев 14 века. При большом количестве представленных работ Рембрандта и его учеников, здесь можно увидеть произведения Рубенса, Ван Дейка, Йорданса.
Имеется несколько работ немецких, испанских и французских старинных художников, среди них – Дюрер, Веласкес, Гольбейн, Мурильо, Лоррен и другие.
Галерея была основана в 1560 году немецким курфюрстом Августом Саксонским, но основные ее фонды больше всего стали пополняться начиная с середины 18 века.
В 1754 году были приобретены известнейшие мировые шедевры итальянской живописи, среди них - "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Богоматерь с младенцем" Лоренцо ди Креди и "Житие святого Зиновия" Боттичелли.
Целая армия агентов (куда входили художники, дипломаты, придворные) искала по всей Европе произведения искусств для этой галереи при саксонском дворе. В это время были приобретены произведения Вермеера, Франса Хальса, Рубенса, Тинторетто. Постепенно Дрезден приобретает статус всемирной сокровищницы художественного искусства старых мастеров.
Большой урон фондам галереи нанесли военные годы 20 века. Из более чем 2000 единиц художественных произведений уцелело не более четверти – несколько сотен картин погибло или пропало без следа, около тысячи были вывезены из Германии в качестве трофеев и лишь спустя многие годы частично возвращены обратно.
В 80-е годы прошлого века помещения Дрезденской галереи были отреставрированы, созданы самые современные условия для хранения картин и удобства их демонстрации посетителям.
В отличие от других музеев, Дрезденская галерея старается избегать новшеств и сохраняет исторический тип развески картин в потемневших от времени старинных рамах.
Ежегодно залы галереи посещают от 2 до 3 миллионов человек, что позволяет считать ее самым популярным музеем Германии, прославленным на весь мир.
Галерея работает каждый день с 10 утра до 6 вечера, кроме понедельника.
Фотографировать в галерее категорически запрещается.
Буквально три кадра я сделала украдкой.
В залах стоят не просто тётушки в униформе, а самые настоящие охранники. Поэтому после экскурсии я купила открытки с репродукциями самых известных здешних картин и предлагаю вниманию читателя их сканированный вариант.
Антонелла да Мессина "Святой Себастьян" (1475 год).
Одна из наиболее популярных картин художника посвящена сюжету, который весьма часто использовался мастерами того времени.
Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна" (1512-1513 годы).
Афанасий Фет
"К СИКСТИНСКОЙ МАДОННЕ" (1864 год)
Вот Сын Ее, - Он, тайна Иеговы,
Лелеем Девы чистыми руками.
У ног Ее - земля под облаками,
На воздухе - нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться Ей мы на коленях сами,
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать Того, Кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о, Дева, не смущенных:
Здесь угасает пред Тобой тревога.
Такой Тебе, Рафаэль, вестник Бога,
Тебе и нам явил Твой сон чудесный
Царицу жен - Царицею Небесной!
Жан Этьен Лиотар "Шоколадница" (около 1745 года).
Наиболее известная картина швейцарского художника 18 века, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад.
Легенда о создании этой картины такова: в 1745 г. австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны.
«Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки 18 века, увековечив любовь с первого взгляда.
По другой версии будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме - это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery».
И, наконец, третий вариант легенды: художник по собственной инициативе написал картину, поражённый красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна.
Однако, личность модели точно не установлена.
Рембрандт "Блудный сын в таверне" (около 1635 года).
К числу наиболее значительных портретов Рембрандта относятся изображения жены Саскии - иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеждах или театральных[ костюмах. На этой картине они изображены вместе.
В 1641 году у них родился сын Титус, а трое детей умерли в младенчестве. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.
Рембрандт "Саския с красным цветком" (1641 год).
Именно в тот момент, когда Саския была тяжело больна, Рембрандт написал самое нетленное ее изображение.
Саския заняла свое место в непреходящем искусстве, где смерть её пощадит. И Саския вошла в него такой, какой видел ее муж, неизменно правдиво изображавший ее полноватую шею, нежную руку и светлый взгляд.
Она смотрит на него с уверенностью, что не может причинить ему никакого зла. И он отвечает на взгляд исполненной доверия Саскии, нарядив ее в платье с легкими золотыми цепочками, украсив жемчужными серьгами и ожерельями, браслетами, которые ей нравилось носить, – эта элегантная женщина с вьющимися волосами, легкими волнами спадающими на плечи…
На портрете никак не отражена тоска матери, потерявшей троих детей. Или страх художника перед болезнью жены. Он поместил Саскию в свою любовь такой, какой в конечном счете она ему являлась, неизменно пребывая рядом.
Питер Пауэл Рубенс “Вирсавия” (около 1635 года).
Картина напиcана Рубенсом за пять лет до смерти. Это - одно из лучших его произведений, хранящихся в Дрезденской галерее.
По библейской легенде, царь Давид, увидев однажды жену своего военачальника Вирсавию купающейся в бассейне, был поражен ее красотой и воспылал к ней любовью. Негритенок на картине протягивает Вирсавии любовное послание Давида.
Моделью была вторая жена художника Елена Фоурмен.
Вермеер "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (около 1659 года).
Вермеер Делфтский Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи.
Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения.
Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами.
Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома, уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.
Рубенс "Нимфа и сатир ведут пьяного Геркулеса" (1611 год).
"Один только Рубенс, смелою кистию своею, может написать огромного Геркулеса и заставить его балагурить с полупьяными красавицами. Смуглый козоногий Сатир, гуляющий в этой же пирушке, любуется своею кружкою и странною улыбкою смешит и собеседников и зрителей." (Ф. Н. Глинка. "Письма русского офицера", 1812-1814 г.г.)
Б. Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (около 1480-1485 годов).
Это единственный в мировом искусстве портрет ребенка, в котором характерные детские «губки домиком» так хорошо показаны!
Этот портрет написан в 80-х годах 15 века. Через двадцать лет после этого Леонардо в портрете Джоконды поразит весь мир глубоким психологическим анализом и передачей воздушной дымки. В отличие от изысканной стилистики Леонардо в дрезденском портрете мальчика мы находим всего лишь простодушный, незамысловатый рассказ. Но в этом простодушии есть неотразимая привлекательность, совсем как в народных песнях.
Антонио Корреджо «Святая ночь» (1522-1530 годы).
Картина считается лучшей в творчестве этого пармского мастера Позднего Возрождения.
Она представляет собой единственную в творчестве художника ночную сцену. На картине изображено поклонение пастухов новорожденному Христу.
Работая над картиной, Корреджо даже не мог предположить, что судьба готовит ему жестокий удар, словно мстя за его второе имя Аллегри, которое по-итальянски означает «веселый».
В 1530 году, в год окончания картины внезапно умирает любимая жена художника, а через два месяца после нее во время пожара, охватившего дом, заживо сгорают их три маленькие дочки.
Корреждо переживет своих близких лишь на три с небольшим года, но выполнит еще несколько очень красивых работ на мифологические сюжеты.
Джорджоне «Спящая Венера» (около 1508-1510 годов).
Картина венецианского художника, написана им незадолго до смерти. Автор не закончил картину - он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году.
Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног.
Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне.
Инфракрасное исследование показало, что у Купидона в руках были стрела и птица, придававшие картине явный эротический символизм.
Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти, а Купидон будил её. После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма.
Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила, изданной в 1499 году. Эту же позу использовал Тициан в «Венере Урбинской» и Мане - в «Олимпии».
Karl Louis Preusser "В Дрезденской галерее" (1889 год).
Так выглядели галерея и её посетители в конце 19 века.
Источники: muzei-mira.com; www.rembrandts.ru; smallbay.ru;
|
Поделиться
|
|
Добавить фотографии к месту
|
irina_1957
Margarita388
Elena0604
samturist12
DedAl-3
Живет в: Дубна
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Жуковский
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Нижний Новгород
По поводу времени в галерее. Мне кажется, что, если ходить и осматривать чуть ли не каждую картину и внимательно прослушивать аудиогид, то можно провести там много часов. А, если целенаправленно идти к каким-то определённым картинам, остальное осматривая не очень долго, то можно уложиться часа за 2.
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Краснодар
Мы были в Дрездене в начале мая этого (17-го) года. Самостоятельно, два дня. Конечно, в Дрездене один из главных пунктов - знаменитая Дрезденская галерея (Галерея Старых мастеров). Были там больше двух часов. Брали аудиогид, смотрели и слушали. Очень интересно!
Однако информация о том, что "фотографировать в галерее категорически запрещается", на данный момент не верная.
Фото и видеосъемка разрешены в частных, не коммерческих целях, без вспышки, штатива или устройства для селфи, с расстояния не менее 50 см. Об этом указано в Правилах для посетителей (в т.ч. на русском языке).
Т.о. фотографировать в галерее (абсолютно все!) не запрещено и я сделал там много снимков, в т.ч. и "Сикстинской мадонны". Некоторые из этих снимков есть в моем альбоме https://www.rutraveller.ru/photo/albums/sort?show=preview&id=871092&_p=2
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Краснодар