- 360
-
Нравится!12
Наверное перед многими из вас частенько встает вопрос, как провести выходной. Как правило ехать далеко не всегда хочется и из-за этого мы в лучшем случае отправимся на прогулку в ближайший сквер или парк, а в другом случае проведем выходной около те...
- 116
- 12 комментариев
-
- В избранное
Наверное перед многими из вас частенько встает вопрос, как провести выходной. Как правило ехать далеко не всегда хочется и из-за этого мы в лучшем случае отправимся на прогулку в ближайший сквер или парк, а в другом случае проведем выходной около телевизора. А потом жалуемся на то, что все достопримечательности находятся далеко и ехать туда не очень удобно, тем самым чаще всего оправдывая свою лень.
А все ли достопримечательности сильно удалены от вас? Вы хорошо рассмотрели карту вашей местности? Лично я ее практически не рассматривала, но была уверена, что поблизости от моего дома нет ничего примечательного. И когда я случайно решила подробнее рассмотреть карту подмосковья на предмет интересных мест поблизости, вся моя уверенность моментально растаяла, а обнаруженные результаты повергли меня в легкий ступор. Прямо у меня под боком, в 2-х остановках на электричке, в 5 минутах езды, я обнаружила монастырь, который был основан царем Алексеем Михайловичем еще в 1658 году! После обнаруженного я прильнула к карте и стала досконально изучать ближайшие районы. Поиски увенчались просто огромным успехом: я обнаружила несколько монастырей и усадеб различной степени древности и сохранности, а в приложение к этому еще и богатейшей и интереснейшей историей! Все-таки интернет великое достижение современности!(если его правильно использовать).
Вообщем, как вы уже наверное поняли, поездками на несколько ближайших выходных я себя обеспечила.
Первое место, куда я отправилась, находилось в деревне Расторгуево, что рядом с городом Видное или даже это часть этого города, если честно я толком не разобралась, но в принципе это и не важно, там меня заинтересовал Свято-Екатерининский монастырь.
К этой поездке основательно подготовиться времени у меня не было и я обладала лишь минимальными познаниями о монастыре. Только по возвращении я села и прочла его историю: от его необычного основания до трагических событий 20-века и до наших дней.
Начну по порядку.
Я приехала в монастырь в воскресный день. Утренняя литургия уже началась, во дворе я не встретила ни одного человека. "Откуда тут люди"- подумала я, "деревня не такая уж большая, а храмы и поблизости имеются". Зайдя в храм я от неожиданности остановилась посреди прохода- храм был полон народа! Второй неожиданностью для меня была встреча в храме с человеком, которого я не видела около 20-лет! После службы, я находясь еще под впечатлением, побродила по территории монастыря, подробно все разглядывая. Потом, уже дома, читая историю этой православной обители, я мысленно возвращалась туда, уже зная о чем идет речь.
История монастыря:
Для своей царской потехи Царь Алексей Михайлович повелел устроить на землях Ермолинских Рощ зверинец, около которого любил часто охотиться. «Закончив поле, — пишет Иван Шевелкин в своем очерке «Из воспоминаний странника», — Царь не возвратился, как предполагалось, в Москву, а остался здесь на ночлег, для чего были раскинуты теплые шатры.
Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показалось ему, что шатер его осветился необыкновенным сиянием, и перед ним предстала дева ангельской красоты, облаченная в белую, как снег, одежду» «Не ужасайся, Царь, – сказала она, – но благодари Господа. В эту ночь по Его воле разрешилась от бремени супруга твоя и принесла тебе дщерь на утешение». Царь узнал небесную гостью – это была великомученица Екатерина.
Пробудившись от сна, объятый одновременно ужасом и радостью, велел Государь будить всех бояр и холопов, и, объявив о чудном видении, приказал тут же сниматься с места. У села Коломенского встретился охотникам гонец, который летел им навстречу, чтобы сообщить Государю радостную весть: Царица родила дочь, и обе они, и «юная мать, и новорожденная находятся в вожделенном здравии». Царь, обливаясь слезами умиления, снял шапку и, осенив себя крестным знамением, воскликнул: «Чудны дела Твои, Господи!» И тогда же он положил на месте чудного видения основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему святой великомученицы Екатерины. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря н.ст.) 1658 года.
Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года Царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения. Государь сам следил за устроением новой обители. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священно-служителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, прославившуюся как чудотворная. К 1679 году была выстроена новая каменная церковь.
Годы Царствования Государыни императрицы Екатерины Великой стали годами бурного строительства небольшой подмосковной пустыни. Правда, своим возрождением пустынь более обязана митрополиту Московскому Платону (Левшину), а с 1784 года — настоятелю обители иеромонаху (впоследствии архимандриту) Мелхиседеку.
За семнадцать лет настоятельства отец Мелхиседек с помощью Божией, благодаря содействию Владыки Платона и христолюбивых благотворителей, выстроил великолепный собор, сделал обширные пристройки к первоначальному старинному храму, обновил надвратную церковь с колокольней, поставил два каменных корпуса келий, обнес монастырь «не весьма высокой, но красивой» каменной оградой с четырьмя башнями по углам.
Старинная церковь была переосвящена в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а новый соборный храм - во имя святой великомученицы Екатерины.
Наступает 1802 год. Митрополит Платон переводит игумена Мелхиседека в Серпуховский Высоцкий монастырь с возведением в сан архимандрита. Со слезами покидал старец благоустроенную им обитель, меняя тихие рощи и луга на шумный торговый город. Он просил лишь о том, чтобы разрешили ему, когда не будет уже сил управлять Высоцким монастырем, окончить жизнь в любимой Екатерининской пустыни, а если и этого не дано будет «по грехам его», то быть хотя бы там похороненным.
Он и был погребен на месте, которое сам указывал. Тело старца, скончавшегося в 1813 году, несли из Серпухова на руках богатые и именитые граждане в сопровождении чуть ли не половины жителей города.
Первую мировую войну Екатерининская пустынь встретила, руководимая игуменом Пантелеимоном, который настоятельствовал с 25 октября 1915 года вплоть до закрытия монастыря в 1918 году.
С началом войны беженцы из разоренных германцами западных областей России направляются в Москву, где ищут себе пристанища и защиты. Через полгода мучительных странствий в начале февраля 1915 года прибывает в Москву большой Красностокский женский монастырь из-под Гродно. По ходатайству святого Патриарха Тихона, красностокским монахиням были предложены помещения Свято-Екатерининской пустыни. Остававшиеся в мужской обители монахи по указу Святейшего Синода в 1918 году были переведены в разные монастыри Московской губернии.
Летом 1931 года пришла бумага из Москвы: в двадцать четыре часа очистить помещения монастыря. Первые аресты красностокских монахинь последовали сразу же после закрытия монастыря.
После закрытия Свято-Екатерининской пустыни еще четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь.
В надвратной церкви продолжались регулярные службы, а на территории монастыря появились новые необычные «насельники». Строения бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения. После закрытия церкви в 1934 году, святыни монастыря — чудотворные и чтимые иконы, некоторые предметы церковной утвари — на рассвете, тайно, в телеге, прикрытой сеном, вывезли в соседнее село Ермолино. Там они и находятся по сей день. Нет только дара Царя Алексея Михайловича — чудотворной иконы святой великомученицы Екатерины. Вместе с еще несколькими иконами она была украдена в начале 1970-х годов. Ее долго искали, но не нашли.
В 1935 году земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму, располагавшуюся с 1931 года в стенах монастыря, куда-то перевели. До 1938 года помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев. Но в конце 1938 года без каких бы то ни было постановлений об изъятии монастыря на его территории начались обширные работы по переустройству. Западная стена была отодвинута, для чего пришлось снести две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения монастыря. Спешно велись какие-то подземные работы.
Вскоре Святые врата наглухо замуровали. Через хозяйственные ворота восточной стены был устроен въезд для автозаков и оборудован контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных.
Из-за близости имения Суханово новая тюрьма стала именоваться Сухановской. Устроителем ее был сам нарком внутренних дел Н. И. Ежов. Он вложил немало сил и изобретательности в создание печально знаменитой Дачи пыток, как впоследствии стали именовать Сухановскую тюрьму. Тюрьма была рассчитана на 150—160 заключенных. Надзирателей вместе с внутренней охраной было 70 человек. Снаружи тюрьму охраняла еще спецрота дивизии НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, вдалеке от тюрьмы.
Все, имевшее отношение к новой тюрьме, содержалось в строжайшей тайне. Имен здесь не было. Не только заключенные, но и охрана существовала под номерами. Даже трупы умерших «от различных болезней», значились под номерами. В официальных бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110». Знающие люди понимали, что Сухановка — это конец, гибель, ад кромешный.
В Сухановке содержались лица, занимавшие прежде крупные Государственные посты: видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы. Но попадали сюда и обыкновенные студенты, и члены семей «врагов народа».
Седьмого апреля 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, его место занял Берия. Восьмого декабря 1938 года Ежов был арестован, а еще через четыре месяца, 10 апреля 1939 года препровожден в основанную им тюрьму, где он провел девять месяцев.
Палач был казнен. Но страшная тюрьма, основанная им, продолжала действовать. После ареста Ежова Сухановка обрела нового хозяина. Народная молва прочно связала Сухановку с именем Берии, называя ее бериевской личной тюрьмой и даже «дачей Берии». Рассказывают, что в Екатерининском соборе был устроен крематорий, но документального подтверждения этому нет.
С 1931-го по 1991 год монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. А в 1958 году в бывшей Сухановке разместилась областная тюремная больница.
С 1992 года началась медленная поэтапная передача строений Свято-Екатерининского монастыря Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения многострадальной обители, в том числе и Екатерининский собор были еще заняты различными службами ГУВД. В алтаре храма прорублены ворота, куда въезжали грузовики, в помещении старинного собора размещен гараж и авторемонтные мастерские. В Пасхальный день, после шестидесятилетнего перерыва, вновь зазвучали в монастырских стенах слова молитвы.
Вот такая у монастыря необычная, насыщенная и трагическая история. Но приятно осозновать, что история со счастливым концом: обитель вновь возвращена верующим и сейчас практически восстановлена.
Когда я приехала в монастырь светило яркое солнышко и я, не предвидя никаких подвохов со стороны погоды, фотосессию решила отложить, отправившись в храм на службу. Но на погоду в последнее время полагаться не стоит вообще, угадать какой она будет через несколько часов не реально. Вот и в этот день она решила показать свой характер, сменив милость в виде солнышка, на гнев в виде туч, пасмурного неба и холодного ветра. Фотографии получились соответствующие. Не откладывайте на завтра.., ну вы помните эту пословицу. Как всегда народная мудрость вспоминается нами слишком поздно.
Если в монастырь я от станции приехала на автобусе, то обратно решила пройтись пешком, заодно хотелось поближе познакомиться с деревней. Пройдя немного от монастыря я вышла к развилке, на которой установлена Стела вечной славы, в память землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Идя к стации я разглядывала окрестность, пытаясь обнаружить красивые деревянные постройки. Но тщетно. От старой деревни домов осталось совсем не много.
А вот новых домов, чаще напоминающих загородные отели
или деревянные крепости из древних времен
в этом месте , наверное, 90%. Поселок разнолик и не очень пригляден, мне не понравился совсем. Единственным приятным для меня местом, кроме монастыря, оказался парк отдыха с прудом.
Но несмотря на не очень приятные впечатления от самого поселка, поездка мне понравилась. Уже дома я узнала о том, что в 2-х километрах от Свято-Екатерининского монастыря находятся остатки усадьбы Суханово. Жаль, что я этого не знала во время поездки, можно было бы еще и туда прогуляться. Но с другой стороны остался повод вернуться.
Местом моего следующего воскресного путешествия стал Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Лукино. Мне понадобилось всего 40 минут, чтобы от дома добраться до него на общественном транспорте.
История этого монастыря не такая долгая, ему нет еще и двухсот лет, но не менее трагичная, чем история Свято-Екатерининского монастыря в Расторгуево.
Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".
На пожертвованные Параскевой Родионовной Саватюгиной деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет Дроздов прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
Владыка Филарет не переставал опекать богадельню . Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: "Здесь не богадельня, а монастырь!". Эти слова оказались пророческими.
Через 5 лет, в 1865 году, благодаря его ходатайству, богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина.
В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.
Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер.
На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской.
Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.
В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы.
За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.
Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров.
В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.
В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза "Лукино". Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу "Ферейн". Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок...
В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам...
27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.
Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.
В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил...
Страшное время Великой Отечественной войны... В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.
После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.
В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.
В то время, когда в других обителях и храмах устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, заводы, производящие оружие массового поражения, и прочие несовместимые с церковным служением учреждения, Крестовоздвиженский монастырь всегда оставался местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов - богадельней, приютом для беспризорников, Домом отдыха, госпиталем, санаторием, Детским реабилитационным центром. (Для реабилитационного центра на монастырской территории в 1980-е годы построили новый современный корпус. "Пригодился" и фундамент разрушенной паровой мельницы: на нем тоже возвели одно из зданий Центра. На лечение сюда по-прежнему приезжают дети со всей России.)
Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время "собирать камни".
В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви и началась его вторая жизнь.
Территория монастыря в Лукино, намного больше, чем в Расторгуево (вернее сказать в Расторгуево территории почти нет, а в Лукино она очень большая). Сначала вы попадаете к первым воротам,
а от них по длинной тенистой аллее
нужно пройти до следующи ворот с колокольней.
Сразу у входа расположена церковная лавка,
затем по левой строне гостиница Иерусалимская
, а за ней трапезная для паломников.
Пройдя вторые ворота вы попадете на основную территорию монастыря. Прямо напротив входа высится Вознесенский собор. В момент моего посещения он еще реконструировался и из-за этого территория вокруг была огорожена. И фотографировать его можно было только издали.
По тропинке, петляющей меж берез и стройных сосен
я через всю территорию монастыря направилась к Крестовоздвиженскому храму, там проходила воскресная служба. Храм поразил меня своим цветом- такого яркого я еще не встречала. А внури он оказался очень светлым и спокойным.
Спокойной и светлой показалась мне и вся территория монастыря. Я бродила по ней мимо огорода, парников, садовых деревьев, прудика с фонтаном, и меня не покидало чувство чего-то близкого и родного.
А какие там цветники! А какие там розы! Как они пахнут! Я такие розы последний раз видела в Крыму много лет назад! А один куст меня просто потряс, такого я еще не видела, чтобы на одной ветке цвели розы сразу аж 3 -х разных цветов!
А еще я там впервые увидела вот такие дровницы.
так они мне понравились, что я постоянно их фотографировала.
А какая там тишина! Всего каких-то 500 метров в сторону от оживленной трассы, ведущей в аэропорт Домодедово, а такое чувство, что ты находишься где-то в далекой глубинке, куда "только самолетом можно долететь!".
Погода, в отличие от прошлой поездки, оказалась солнечной в течение всего дня. Приятно было прогуливаться , впитывая в себя тепло последних летних дней.
На обратной дороге я зашла в трапезную, устроенную специально для паломников, подкрепиться. Там за большим столом сидели прихожане и беседовали с батюшкой. В воскресный день, после литургии, здесь проходят беседы со священником. Каждый может прийти и задать ему свои вопросы.
Находясь на территории монастыря и даже за его воротами, чувствуется покой и необыкновенное умиротворение. Очень благодатное место! И я все бродила и бродила и в стенах монастыря и за их пределами и мне никак не хотелось оттуда уезжать. Удивительно, но ведь всего несколько дней назад я даже не подозревала о его существовании.
Как часто мы стремимся в далекие страны, надеясь увидеть там обязательно что-то необыкновенное. А то, что находится рядом мы считаем привычным и практически ни чем не примечательным. Лично я очень долго так думала и оказавшись где-нибудь за границей старалась посетить как можно больше различных достопримечательностей. В частности в Баварии я посетила, наверное, больше городов, чем в своей родной стране. И мне очень захотелось исправить эту ситуацию. Этим летом я планировала начать путешествовать по России. Но кризис внес изменения в мои планы, отодвинув поездки на неопределенный срок. Тем не менее, я все-таки выбралась в Нижний Новгород с друзьями, посетила с экскурсией Переславль Залесский, собираюсь встретиться с друзьями во Владимире, съездила в гости к родственникам в Ульяновск, ну и немного поездила по Подмосковью. Но начало все же положено. В моих планах Псков и Ярославль, Петербург и Суздаль, Кострома и Плес, очень хочется на Соловки и Валаам, в Карелию и на Байкал, мечтаю о Камчатке, а еще было бы не плохо попасть на Алтай и...... Да много куда бы мне хотелось поехать, ведь страна наша такая огромная и такая разная, и такая красивая!
Ссылки на сайты, где я брала историческую информацию:
irina_1957
galja-k
Melani65
tavasa
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Бирск
Спасибо за заметку и прекрасные фото!!!
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
После Вашей заметки стала подумывать о том, что тоже стоит внимательно изучить карту местности:)
Живет в: Москва
Живет в: Челябинск
Живет в: Москва
Живет в: Челябинск