Потрясенный Байоном
- 150
-
Нравится!5
Рассказать о том, что чувствует турист, оказавшийся в храме Байон в Камбодже, я пока не могу, хотя и был там лично в июле 2015 года. Просто не нахожу слов…
В справочнике написано, что на рубеже XI – XII веков храм Байон был центром города Ангкор-Тх...
- 68
- 2 комментария
-
- В избранное
Рассказать о том, что чувствует турист, оказавшийся в храме Байон в Камбодже, я пока не могу, хотя и был там лично в июле 2015 года. Просто не нахожу слов…
В справочнике написано, что на рубеже XI – XII веков храм Байон был центром города Ангкор-Тхом, в котором проживало до миллиона человек. Он строился как место поклонения Будде и одновременно как прижизненный памятник королю Джаявармане VII. (Именно его подвиги изображены на одной из стен храма, полностью покрытой искусно вырезанным в камне барельефами). Это величественное сооружение поражает воображение своей древностью, совершенством формы и загадочностью содержания. Почему надо было украшать башни храма (сейчас из 37, а изначально было намного больше) гигантскими изображениями человеческих лиц? Никто пока точно сказать не может. Много споров вызывает вопрос о персонификации этих лиц. Есть версия, что именно так выглядел правитель кхмерской империи, повелевший строить храм, и башни хранят его портретное изображение. Некоторые исследователи утверждают, что на башнях изображены божественные персонажи, если не сам Будда. А некоторые вообще доказывают на внеземное происхождение изваяний, ссылаясь на то, что людей с подобным строением лица на Земле никогда не было и быть не могло (подобная теория существует и относительно Большого Сфинкса в египетской Гизе). Наш камбоджийский гид Ким выдвинул свою версию: каждую башню украшает четыре лица, каждое из которых символизирует одну из четырех добродетелей. Тем самым добродетель распространяется на все стороны света, защищая народ Камбоджи от злых сил.
Однако, пока что в защите нуждается сам храм. Об одной из опасностей, которые угрожают древнему сооружению, мы узнали от гида. «Воруют», – с огорчением сказал он, указывая на скульптурные композиции, окаймляющие дорогу к храму Байон. И действительно, в череде полуприсевших демонов и богов, цепко ухвативших руками тело гигантского змея, зияли провалы. То есть, отсутствующие части композиции перекочевали из храма к какому-то богатому кхмеру и украсили его жилище или офис. А мы-то думали, что памятнику угрожают лишь силы природы.
Но если разрушительную деятельность людей еще можно как-то остановить с помощью суровых законов, то противопоставить что-либо разрушительному влиянию времени пока не удается. Невооруженным глазом видно, что каменные блоки, из которых, как из кубиков, составлен храм, явственно раздвигаются, отходят друг от друга. Каменные перекрытия галерей почти полностью разрушены, колонны ворот, у которых туристов встречают продавцы сувениров, угрожающе накренились. Архитектурный комплекс Ангкор взяла под охрану ЮНЕСКО, правительства многих стран выделяют большие деньги на его сохранение, здесь работают лучшие реставраторы со всего мира. Но можно ли «законсервировать» каменные сооружения, построенные без каких либо цементирующих растворов? А применение металлических стяжек обезобразит храмы, особенно Байон с его «портретной галереей».
Как выяснилось, сфотографировать Байон невозможно. То есть, если повезет с освещением, можно получить набор более или менее удачных фотографий, но передать смысл и энергетику этого художественного явления с помощью фиксации изображения не получится. Отбирая фотографии для этого репортажа, я поймал себя на мысли, что хочу вернуться туда еще раз, но уже без фотоаппарата. Чтобы увидеть все не глазами, а сердцем.
Фотографии, которые хоть в какой-то малой степени позволяют представить, как выглядит храм Байон, можно увидеть в моем фотоальбоме «Лики Байона. Ангкор, Камбоджа».
|
Поделиться
|
|
Добавить фотографии к месту
|
|
Живет в: Омск
Живет в: Селятино