Речь пойдёт о Канавинском районе Нижнего Новгорода - одном из старейших в городе.
Обычно путешественники не обращают внимание на то место, куда они непосредственно прибывают по железной дороге. В лучшем случае остановятся у вокзального Царского павильона; проезжая мимо ярмарки. Обратят внимание на красивое главное здание, да полюбуются собором Александра Невского на стрелке уже с территории Кремля. А между тем это район с очень богатой историей и, соответственно, её свидетелями – архитектурными памятниками захватывающе интересного прошлого.
Когда вспоминают историю нашего города, то обычно используют термин «слобода» (ставшее вновь модным – теперь им с удовольствием пользуются отели, составляя с ним броские названия) и названия: «Ильинская слобода», «Благовещенская слобода», «Печерская слобода» и, наконец, «Кунавинская слобода». И если названия первой связано с самым старым храмом на территории, а второй и третьей – с названиями монастыре, вокруг которых они образовались, то последнее название до сих пор остаётся загадкой.
Некоторые филологи считают, что оно произошло от слова «куны» - в старину так называли деньги. Другая версия происхождения - от эрзянского (мордовского) женского имени Кунава (значение имени - жена знатного человека, царица). Возможно, что женщина с таким царственным именем владела этими землями до русского нашествия.
Название «Канавино» также вызывает ассоциации со словом «канава» и попытки истолковать название «Канавино» как производное от этого слова делались в середине 19 века в нижегородской периодической печати.
Самая красивая версия основана на легенде, что якобы на левом берегу Оки стоял шинок, принадлежавший молодой красавице-вдове (по нижегородской легенде её звали Кунавой), а любители гульбы и пьянства ещё с реки, приближаясь к шинку, кричали «Кума, вина!» (Кумой её звали в знаменитой опере П. И. Чайковского «Чародейка», либретто которой создано на основе легенды, которую я недавно пересказала в сообществе «Городские легенды»). Эта версия филологами отвергается.
Более 300 лет Канавино именовалось слободой (в составе Нижнего Новгорода). А в 1925 году получает статус города, но ненадолго. В 1928 году Канавино вновь присоединяется к Нижнему Новгороду, уже в качестве одного из городских районов. Вплоть до середины 1940-х годов район назывался Кунавиным, затем его стали именовать Канавиным. В 1935 г. район был переименован в Железнодорожный, причем часть его отошла к другому району, Сталинскому. И лишь в 1966 году району было возвращено прежнее название - Канавинский.
Историкам не известно, когда на этом месте возникло русское поселение (скорее всего, одновременно со строительством первого нижегородского кремля). Первое упоминание о нём как о Кунавинской слободе относится к 1599 году.
Кунавинская слобода стояла на низменном месте, на самом берегу Оки, весною затоплялась. Рядом с Кунавиным была еще одна слобода, называемая Гривкою (основана в 1599 году). Местоположение Гривки было лучше, чем Кунавина. Она стояла выше и не затоплялась при разливе реки.
В 1621 году в Кунавине было 32 двора, а в Гривке - 29 дворов и две деревянные церкви. Для сравнения скажу, что писцовые книги 1622 года зафиксировали во всём Нижнем Новгороде (включая Кунавино) 2364 двора.
Кунавино принадлежало городу, а Гривка – монастырю (не знаю, какому – в начале 17 века в Нижнем Новгороде было 3 монастыря, ещё 7– на территории нынешней Нижегородской области). Долгие годы длилась тяжба за лидерство между Гривкой и Кунавиным. Закончилась она в пользу города – в 1678 году Гривка, в которой было уже 142 двора, соединилась с Кунавиным. Гривка утратила свое название, а вся заокская часть Нижнего Новгорода стала известна под общим названием Кунавинской слободы.
С этой поры население Кунавина стало быстро расти, и к 1816 году в слободе было уже 400 дворов. Главный промысел кунавинцев состоял в ковке мелких гвоздей, в судостроительстве и поставке припасов на суда. Женская же часть населения Кунавина занималась ткачеством тесемок.
Перевод ярмарки из Макарьева в 1817 году и построение ее близ Кунавина совершенно изменили положение слободы и открыли ей новые значительные источники благосостояния.
Нижегородская ярмарка была крупнейшей ярмаркой дореволюционной России. Понимая важность постройки нового экономического центра в Нижнем Новгороде, император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Всего на ярмарку было потрачено из казны 6 миллионов рублей. Строительство возглавил председатель столичного Комитета строений Бетанкур. Основой для создания архитектурного ансамбля ярмарки послужил план, разработанный ещё в 1804 году архитектором Захаровым (позже ставшего автором здания Адмиралтейства).
Строительство началось в феврале 1817 года, а в июле 1822 года в каменном гостином дворе и деревянных временных помещениях была открыта торговля. Продолжительность ярмарки составляла более месяца: флаги поднимались 15 июля и опускались 25 августа. Но настоящий торг начинался в августе и продолжался до начала сентября.
Ярмарка раскинулась на площади в почти 8 квадратных километров на левом низком берегу реки Оки, на большом мысу (Стрелке), образуемом при впадении Оки в Волгу.
Центральной частью ярмарки был гостиный двор, состоящий из 60 отдельных корпусов, с 2530 лавками. Главный дом в духе классицизма и боковые административные корпуса образовывали центральную парадную площадь. Для защиты от весенних вод, затоплявших это место, было насыпано основание высотой 3,5 метра. По берегам обводного канала было выстроено ещё более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров.
Одно из бывших ярмарочных зданий для торговли и склада товаров
Подковообразный обводной канал 100-метровой ширины с трёх сторон окружал центральную часть архитектурного ансамбля. Уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и Пырским каналом. По масштабу комплекс был сравним с гидротехническими сооружениями Царского Села и Петергофа. В настоящее время от канала и системы мостов ничего не осталось.
Особое внимание привлекал уникальный для того времени плашкоутный (наплавной) мост через Оку. Имея 510 метров в длину, он являлся самым длинным наплавным мостом того времени. Постоянный Канавинский мост появился здесь уже в советское время.
Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор - одно из немногих зданий, сохранившихся до 21 века. Строительство собора было начато в августе 1818 года по проекту архитектора Монферрана (который в это же время проектировал Исаакиевский собор, сходство с ним достаточно очевидно). К лету 1822 года была закончена отделка собора, выполненная основателем Арзамасской школы живописи академиком Ступиным. На площади за собором располагалась высокая (54 метра) колокольня, разработанная архитектором Леером. Сооружение выполняло роль заметного ориентира для приплывающих на ярмарку судов.
Спасский (Староярмарочный) собор
Спасский (Староярмарочный) собор
Учитывались и потребности прихожан других религий, для чего были построены Армяно-григорианская церковь и мечеть. Площадь перед собором с противоположной стороны украшали Китайские ряды - четыре корпуса в духе китайской архитектуры, предназначенные для торговцев из Азии, основным предметом торговли для которых являлся чай.
Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения - подземная сводчатая канализация. Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Подземные галереи представляли собой длинные коридоры с каменными стенами и сводами и кирпичным полом. Вдоль задней стены коридора пролегал желоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары. Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве. Гораздо позднее подобные подземные галереи появились в Париже.
Вторая половина 19 века была эпохой расцвета для Нижегородской ярмарки. Открытие Николаевской железной дороги (1851) почти утроило стоимость привозимых товаров, которая ещё больше увеличилась с открытием Московско-Нижегородской железной дороги (1862).
Царский павильон нижегородского железнодорожного вокзала
Железнодорожный пассажирский вагон 4 класса (Музей 'Паровозы России')
Открытый железнодорожный пассажирский вагон (Музей 'Паровозы России')
Паровоз конца 19 века (Музей 'Паровозы России')
В таких ёмкостях привозились товары на Нижегородскую ярмарку (Музей 'Паровозы России')
В таких ёмкостях перевозился керосин (Музей 'Паровозы России')
Ярмарка приобретает международное признание: кроме русских купцов на неё приезжают торговцы из Европы, Армении, Персии, Бухары, Тпшкента, Хивы. Во время ярмарки из города приезжали нотариусы, банки, коммерческие конторы. На Нижегородскую ярмарку ежегодно съезжалось до 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало тогда менее 20 тысяч.
Количество приезжающих на ярмарку гостей приводит к развитию Кунавинской слободы (да и всего города) - строятся гостиницы, трактиры, рестораны, чайные, развивается сфера услуг. Вскоре в слободе появились красивые дома, широкие улицы, а чиновникам и горожанам позволено было занимать места под строительство домов.
В слободе началось интенсивное строительство заводов и фабрик - с 19 века ведут свою историю завод «Красный Якорь» (изготовление цепей), масложиркомбинат, мукомольный завод и кондитерская фабрика «1 Мая» (к сожалению, сейчас не работает). Активно процветает судоходство, вдоль левой набережной Оки прокладывается важная транспортная магистраль - Московское шоссе, значение которой сохранилось до настоящего времени.
В 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новый собор в память о посещении ярмарки императором Александром II. В 1867 году ярмарку посетил великий князь Владимир Александрович, который участвовал в церемонии освящения места закладки собора. Строительство Александро-Невского собора длилось 13 лет. В июле 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящен в присутствии императора Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая.
Собор Александра Невского
Вид на собор Александра Невского с высокого берега Оки
Вид с Волги на собор Александра Невского
В 1860-х годах нижегородский купец Шмит установил на территории ярмарки 650 фонарей, к 1885 году появляется электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц. В 1870 году на ярмарке появляется водопровод и фонтаны перед Спасским собором и Главным домом, сооружается водонапорная башня.
Один из фонтанов Нижегородской ярмарки теперь стоит на площади перед дворцом им. Ленина, напротив входа в парк 1 Мая.
К концу 1880-х годов Главный ярмарочный дом настолько устаревает, что специальная комиссия приходит к выводу о полной его перестройке. Новое здание в формах древнерусской архитектуры 17 века строилось по проекту архитекторов Треймана, фон Гогена и Трамбицкого. Здание продолжало выполнять роль административного центра, во время ярмарки в нём размещалась квартира губернатора и его канцелярия, ярмарочная контора и комитет, отделение государственного банка; на первом этаже находился красивый пассаж, в котором шла бойкая розничная торговля.
Ассортимент товаров, представленных на ярмарке, был очень богат, однако в первой половине 19 века первостепенная роль на ярмарке отводилась чаю, а во второй половине века основными товарами, наряду с чаем, являлись хлопок и хлопчатобумажные товары, рыба, соль, хлеб, меха, вина и железо. Непроданное на ярмарке железо оставалось на складах и использовалось железоперерабатывающими предприятиями Нижегородской губернии (знаменитый завод в Павлово и др.).
Большие массы привлеченного ярмаркой народа способствовали развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарки. Уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра. Владелец театра - князь Шаховской, труппа его крепостных крестьян выступала на ярмарке до 1830-х годов. Ежегодно театр посещали лучшие артисты Москвы и Петербурга того времени: Михаил Щепкин, Шумской, Мартынова и другие. Драматург А. Н. Островский посетил ярмарку в 1845 году, написав, что ярмарочный театр не уступает московскому. Кроме театра на территории ярмарки располагался цирк и множество временных балаганов.
Середина 19 века стала временем подъема концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного ярмарочного дома. Среди выступавших был и молодой нижегородец М. А. Балакирев, будущий дирижёр и композитор, глава «Могучей кучки». С 1860-х годов начинается период гастрольных выступлений оперных и балетных трупп. В 1868 году на сцене выступили итальянские певцы с операми «Севильский цирюльник». «Риголетто» и «Фауст».
В 1896 году, в возрасте 23 лет впервые приехал из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород петь в театре знаменитой Нижегородской ярмарки Фёдор Иванович Шаляпин.
В том же 1896 году недалеко от ярмарки открылась Всероссийская выставка, которая была профинансирована Николаем II и проходила в течение четырех месяцев - с мая по сентябрь. К открытию выставки был пущен первый в России электрический трамвай и была открыта пароходная скоростная линия, связавшая верхнюю и заречную части города.
Первый нижегородский трамвай в музее электротранспорта
XVI Всероссийская Художественно-Промышленная Выставка, проведенная в 1896 г. в Нижнем Новгороде, стала самой большой в дореволюционной России. Предыдущая промышленная выставка прошла в Москве в 1882 году. Подобные мероприятия первоначально проходили в российских столицах, но с 1896 года их стали проводить в крупных региональных центрах империи, которые вносили огромный вклад в хозяйство, экономику и благосостояние всей страны. Первым таким центром стал Нижний Новгород (до этого выставки проходили только в Москве, Петербурге и Варшаве).
На главном фото заметки - царская чета выходит из Императорского павильона (подаренного городу по окончании выставки) во время Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
На выставке были представлены 20 отделов, каждый из которых был посвящен своей тематике: кустарным промыслам, сельскому хозяйству, торговле с Китаем и Японией и т.д. Широкой публике были показаны интереснейшие новинки из самых разных отраслей промышленного производства и искусства.
Проведена презентация первой в мире гиперболоидной башни Шухова, первого в мире радиоприёмника (грозоотметчика) Попова, показан первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе. Его наблюдал в действии лично Николай II. Каслинский чугунный завод и фирма по производству фарфора Кузнецовых, представившие на выставке свои произведения в собственных павильонах, удостоились высшей награды – права ставить на изделиях клеймо Государственного герба.
Экспонаты павильона «Москва» показали достижения в области городского благоустройства, просвещения и благотворительности. Выставка стала показателем экономической мощи, высокого уровня индустриального развития России; на ней экспонировались изделия отечественных и иностранных фирм, новые технологии и новые машины.
В художественном отделе были представлены как академисты , так и передвижники (А. Архипов, И. Шишкин, В. Серов). Конфликт между ними произошел из-за экспонирования работ М.В. Врубеля – «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», после чего С.И. Мамонтов выстроил для них отдельное здание при входе на выставку. Особые павильоны на выставке имели К. Маковский (для картины «Воззвание Минина к народу» ) и Ф. Рубо (для панорамы «Взятие аула Ахульго»).
Место для выставки было выбрано на левом берегу реки Оки, между главной линией Московско-Нижегородской железной дороги и лесом графа Шувалова, почти рядом с ярмаркой (в настоящее время на этом месте находится парк им. 1 Мая). По своей площади она превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в 3 раза больше предыдущей Всероссийской (1882 год) выставки в Москве.
Благодаря Нижегородской ярмарке и Всероссийской выставке Нижний Новгород стал средоточием торговой жизни России и сравнивался с такими мировыми промышленно-торговыми центрами, как Париж, Гамбург, Лондон и Ливерпуль.
Для соединения города с выставкой прокладывается замощенное 900-метровое Выставочное шоссе (ныне ул. Чкалова) с дренажной системой и озеленением, шедшее от главного входа на выставку до железнодорожного вокзала.
Вскоре после завершения работы выставки городские власти принимают решение разбить на ее территории «парк-сад», столь необходимый в Заречье, где к этому времени не существовало «ни единого уголка растительности». Основой для будущего парка становилась «большая коллекция садовой и лесной растительности, высаженная «по плану лучших садоводов и лесоводов», с «правильными дорожками» и «превосходно устроенным прудом».
Эти насаждения со временем предлагалось пополнить новыми, и превратить «достойную увековечения местность в большой тенистый парк, который наименовать, в память пребывания Их Императорских Величеств, Императорским парком». Нескольким сохранявшимся павильонам отводилась роль «готовой декорации», а один из них – Императорский, «высочайше» подаренный городу, становился центром нового общественного пространства, усиливая торжественность его звучания и представительность визуального образа.
Работы по устройству нового парка завершились осенью 1901 г. Парк стал вторым по площади (после Александровского сада на Волжском откосе).
День Победы в парке им. 1 Мая
Причиной освоения этой нежилой ранее территории стал огромный пожар, случившийся на южной окраине Канавина в августе 1898 года. Начавшись на паровой мукомольной мельнице Башкирова, огонь быстро распространился вдоль берега вверх по Оке, уничтожив расположенную здесь Катызовскую слободу, стихийно возникшую около середины 19 века. Слободу решили не восстанавливать на прежнем месте, а прибрежные участки использовать с большей пользой для города - сдавать их под склады лесоматериалов, фабрики и заводы.
Для погорельцев же отводилась местность к северо-западу и северо-востоку от бывшей выставочной территории. Проект новых жилых кварталов разработал архитектор Малиновский. Основной композиционно-планировочной осью служило Выставочное шоссе, внутриквартальное пространство разделялось несколькими продольными и поперечными путями сообщений.
Некоторые из них становились улицами и получали названия: Железнодорожная, Выставочная, Напольно-Выставочная и др. Образовавшиеся в 19 кварталах 182 земельных участка, различных по площади, должны были удовлетворить не только погорельцев, но и восполнить нехватку мест под застройку в Макарьевской части, резерв которых к этому времени был практически исчерпан.
Однако план Малиновского был составлен без привязки к местности, представлявшей из себя «очень высокие бугры» с «ямами», к тому же частично занятой постройками «по оброчным статьям» и другими сооружениями. Поэтому на самом деле участков, удобных к обустройству, насчитывалось не более 60, что было крайне недостаточно. В сентябре 1898 г. корректировку проекта выполнил техник строительного отделения Нижегородского губернского правления Мичурин. Размеры участков сокращались, а территория, ранее отведенная под отдельный небольшой сад, становилась жилым кварталом. Последние изменения в проект были внесены летом 1899 г. архитектором Вернером, когда «в виду уборки вагонного депо» появилась возможность разбить освободившуюся землю еще на несколько участков.
В августе 1900 г. Министерство внутренних дел согласовало «изменительный план» Нижнего Новгорода, и новые кварталы официально вошли в городскую черту, получив название Выставочного (Ново-Выставочного) поселка (в обиходе он именовался «Новые Катызы» или «Новая Стройка»). В июле 1901 г. городская дума утвердила единым списком 129 оценочных ведомостей на выстроенные «недвижимые имущества».
На следующий год архитектор Вешняков по поручению управы составил дополнительный «план местности» между прудом, находившимся у Выставочного шоссе, и зданием бывшего машинного отдела, разбив ее на 5 дополнительных кварталов. Сюда предполагалось переселить «владельцев домиков», скученно проживавших у «магометанского» кладбища, расположенного в конце Песочной и Пирожниковской улиц. После осмотра местности особой комиссией, установившей, что часть территории затапливается во время половодья, число кварталов было сокращено до трёх.
Продажа новых земельных участков завершилась к середине 1900-х годов, в дальнейшем принимаются меры по благоустройству района. Вкусовые предпочтения достаточно однородного по своему социальному составу населения, обосновавшегося здесь (мещане, крестьяне, отставные нижние чины), способствовали формированию типологического единства застройки.
В отличие от нагорных окраин Нижнего Новгорода, где в обработке фасадов деревянных, каменных и смешанных построек в начале 20 века достаточно широко использовались приемы модерна, это архитектурное направление практически не отразилось в застройке «Выставки». Появление вдоль Выставочного шоссе ряда каменных зданий, выполненных в основном стиле эклектики, объяснялось престижностью данного района.
Одно из каменных зданий на улице Чкалова (бывшее Выставочное шоссе)
На остальных улицах большая часть одно- и двухэтажных домов, преимущественно деревянных, имела простой лаконичный архитектурный облик, выделяясь хорошими пропорциями и добротным накладным декором.
На улицах старого Канавина
Один из деревянных домов, сохранившихся в Канавине
Несмотря на отмечавшуюся «скученность расположения между собою» построек, в Ново-Выставочном поселке отсутствовали «маломерные усадебные места», ширина которых по красной линии улиц не достигала 10 саженей, установленных законодательством. Это стало одной из причин того, что брандмауэрная система, активно внедрявшаяся в Канавине с середины 19 века в противопожарных целях, не получила особого распространения в районе «Выставки». Наконец, здесь практически отсутствовали «промышленные заведения», а благодаря Выставочному парку и обширному лесному массиву, находившемуся поблизости – так называемой Шуваловской даче, «Выставка» рассматривалась как своего рода «дачное место», представляя разительный контраст по сравнению с остальной территорией заречной части Нижнего Новгорода.
Особенностью «Выставки» являлось и размещение общественных построек. Если в других частях города здания общественного назначения включались в ткань жилой застройки, то здесь для их строительства стали выделяться участки Выставочного парка, что объяснялось быстро возникшей нехваткой мест в новых кварталах. Для некоторых учреждений отводились бывшие выставочные павильоны, в том числе и обветшавший Царский павильон, который был реконструирован и переоборудован под ремесленное училище.
Среди новых общественных зданий выделялся каменный комплекс 3-й городской общественной (Ходалевской) богадельни, возведенный по проекту архитектора Буковского в 1900-1902 гг. (сейчас в этом здании расположился детский сад). Помимо жилого двухэтажного корпуса и хозяйственных служб, в комплекс была включена однопрестольная Никольская церковь с небольшой звонницей и главкой на барабане над алтарной частью. Выстроенная в русском стиле, церковь стала доминантой окрестной территории и использовалась в качестве приходской.
Здание бывшей общественной богадельни
Последнее крупное строительство вблизи нового городского района происходит в 1915-1916 годах, когда юго-западнее Выставочного парка под надзором архитектора Вешнякова сооружается «лечебный поселок для раненых воинов» - Ново-Выставочный госпиталь (сейчас здесь располагается городская инфекционная больница № 9). В связи со строительством госпиталя был поднят вопрос об устройстве постоянного пожарного отделения в Выставочном саду (оно сохранилось до сих пор).
Расширение заречной части города в юго-западном направлении стало завершающим этапом регулярных градостроительных преобразований Нижнего Новгорода в дореволюционное время. Строительство, осуществленное в крайне сжатые сроки, привело к формированию целостного архитектурного облика значительной территории. В настоящее время несколько исторических зданий взято на государственную охрану, но большая часть застройки бывшего Выставочного поселка утрачена, частично сохранилась лишь первоначальная планировка.
Источники: book-
hall.ru (портал ЦБС Канавинского района Нижнего Новгорода); dic.academic.ru; rutracker.org;
opentextnn.ru
Natalya-90
Babatusya57
Melani65
Margarita388
krasnova1012
Tatiana-N
Tati2707
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Люберцы
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Дубна
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Вологда
Живет в: Нижний Новгород