Я живу на границе! На границе двух районов Нижнего Новгорода. И так исторически сложилось. что краешек моего района (Ленинского) граничит прямо с центром соседнего района, Канавинского. А Канавинский район - в основном железнодорожный. Здесь и железнодорожный вокзал находится, и управление Горьковской железной дороги, и центр транспортного (ж/д) облуживания, и сразу два ДК Железнодорожников (один - Центральный - в 10 минутах ходьбы от моего дома, второй - в поселке (или микрорайоне, кому как привычнее) Сортировочный. На краю этого же поселка базируется музей под открытым небом "Паровозы России", рядом с ДК Железнодорожноков, что у моего дома - знаменитый бронепоезд "Козьма Минин", а на территории вокзала - ещё два интересных объекта, о которых я также расскажу (и покажу фото, естественно).
Учитывая вышесказанное, а также огромный вклад железнодорожников в дело Великой Победы, я решила один из праздничных дней (а именно - 11 мая) посвятить осмотру всех перечисленных памятников истории Российской железной дороги. Забегая вперёд скажу, что я увидела даже больше, чем предполагала!
Но обо всём по порядку.
Название заметки обязывает меня дать хотя бы минимальную информацию об истории железной дороги в мире, России и нашем городе. Отмечу лишь основные вехи этой славной истории:
- Первая наземная (не в шахте) железная дорога - «Уоллатонская вагонная дорога» длиной около 3 км, построена в 1603-1604 годах для перевозки угля между двумя посёлками рядом с Ноттингемом.
- Первая в России железная дорога (она же - первая в мире заводская железная дорога) «Чугунный колесопровод», построен в 1788 году на Александровском заводе (Петрозаводск) для собственных нужд завода.
- Первая в мире железная дорога с регулярными перевозками пассажиров - Железная дорога в Уэльсе, начавшая работать в 1807 году. В качестве тяговой силы использовались не паровозы с виртуальными лошадиными силами ( подходящих ещё в то время не придумали), а настоящие живые лошади.
- Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой протяженностью 40 км была построена в 1825 году Стефенсоном между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия).
- Первая в мире железная дорога между крупными городами была открыта в 1830 году между Манчестером и Ливерпулем (56 км). На линии также использовались паровозы Стефенсона.
- В 1840 году протяжённость железных дорог в Великобритании составила почти 2400 км.
- Первая в России - Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским селом, построена в 1837 году.
- Первые в России двухпутные железные дороги: Санкт-Петербург - Москва (1851 год); Санкт-Петербург - Варшава (1862 год)
- Московско-Нижегородская однопутная железная дорога открылась 1 августа 1862 год. Двухпутной она стала в 1892 году.
Самое старое из сохранившихся зданий нижегородского железнодорожного вокзала - Царский павильон, построенный по инициативе ярмарочного купечества в 1894 году.
Однажды (в 1896 году) павильон использовался по назначению - принимал императора Николая II и членов его семьи, приехавших на Всероссийскую промышленно-художественную выставку.
Проектировал и здание, и интерьеры известный архитектор Д. И. Чичагов (автор дома Московской городской думы, ныне - музей В. И. Ленина на Красной площади). Сейчас здание используется для приёма высоких гостей города и является памятником истории и архитектуры.
Итак, мой долг перед историей выполнен и я могу приступить к описанию своего нанопутешествия, которое началось на платформе номер 5 нашего железнодорожного вокзала. С платформы открывается неплохой вид на ещё один памятник - паровоз. Но я не поленилась сойти с платформы и подойти поближе к памятнику, чтобы запечатлеть его на фоне весеннего утреннего голубого неба.
Паровоз-памятник Су 213-58 был установлен здесь в 2002 году к 140-летию депо Горький-Московский (раньше наш город называлься Горьким, а вокзал - Московским, так был ещё один - Казанский или Ромодановский, теперь наш единственный действующий вокзал называется просто "Железнодорожным").
Су (сормовский усиленный) или ласково «сушка» - советский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1924 по 1951 годы. Это первый паровоз, созданный в советское время. Паровоз Су - универсальный пассажирский паровоз, он мог возглавить пассажирский состав с любым количеством вагонов и, соответственно, любым весом. Это самый массовый советский пассажирский паровоз, который бегал по дорогам СССР до конца 1960-х годов. Ещё одну "сушку" мы увидим чуть позже, в музее "Паровозы России".
Сфотографировав памятную "сушку", я вернулась на платформу и погрузилась в электричку (если кто-то захочет повторить мой путь, то садиться нужно в первый вагон от головы состава, так как идти к музею нужно будет по ходу движения поезда).
Через 10 минут я вышла из поезда на платформу "Сортировочная". В мае всё смотрится красиво в облаках только что распустившейся чистой зелени деревьев. И платформа, на которой я очутилась, не исключение.
Пройдя вдоль путей метров сто, я оказалась у музея. Вот так он выглядит от железнодорожного полотна.
А так он выглядит, если подойти поближе. Какой-то мужчина с дочкой (они как раз входят в ворота) и я были немногочисленными посетителями музея в этот выходной день.
Первое, что попадается на пути - этот красиво оформленный к празднику ретро-состав, состоящий из самого старого музейного паровоза (он построен уже в советское время, поэтому снабжен красной звездой) и дореволюционных вагонов различного назначения. Этот состав я покажу чуть позже подробнее.
А пока я подошла полюбоваться вторым ретро-составом, стоящим на территории музея. Этот состав - товарный. Почему-то паровоз к нему не прицепили, видимо, ещё не решили, какой больше подходит из дореволюционных.
Оба эти ретро-состава до недавнего времени находились на запасных путях ж/д вокзала в Нижнем Новгороде. Я проезжала мимо них на электричке и уже давно изучила надписи, но сфотографировать их было проблематично - они стояли в закрытой для пассажиров зоне, да и фон в том месте был не ахти.
К счастью, этой весной их перенесли на достойное место - в музей. Собственно, это и сподвигло меня вновь посетить музей паровозов (впервые я здесь была жарким летом 2010 года).
Теперь можно и сфотографировать интересные цистерны, в которых до революции перевозили, как мы видим. патоку и керосин. Можно прочесть и имена купцов, торговавших оптовыми партиями этих товаров.
После осмотра грузового ретро-состава я вернулась к пассажирскому. В конце этого состава было прицеплено несколько "столыпинских" вагонов. Все слышали это название, но не все знают, как оно возникло. В начале 20 века по инициативе министра Столыпина началось массовое переселение крестьян из европейской части страны в Сибирь. Переселенцев перевозили по железной дороге, требовалось много вагонов для людей, их скота, личного имущества и сельхозтехники. В 1908 году товарные вагоны были приспособлены для перевозки людей с имуществом, их стали называть "столыпинскими". В этих вагона имелись подсобные отсеки, где размещался весь скарб и животные.
В советское время «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осуждённых. Из литературы, описывающей тяготы узников "ГУЛАГа", мы, собственно, и узнали это название.
Рядом со "столыпинскими" вагонами - обычный пассажирский вагон 4 класса.
Кстати, наступила пора и чуть-чуть весны добавить в повествование! Вот такие неугомонные одуванчики выросли прямо из камней под вагоном 4 класса.
И непосредственно к паровозу прицеплен открытый вагон с деревянными скамейками и красивой решеткой. Такие вагоны использовались на пригородных направлениях и, наверное, только в тёплое время года. Скорость движения поездов на перегонах в начале 20 века была 15-20 км/час (примерно, как у современного велосипедиста), так что летом ездить в них было довольно комфортно, особенно в жару.
И, наконец, паровоз. Если 5 лет назад я искала информацию о паровозах музея самостоятельно, то теперь она была представлена на специальных плакатах. Сфотографировав их и приклеив к фото паровоза, я освободила себя от необходимости выдавать информацию между фотографиями - она перед вами.
Налюбовавшись ретро-составами, я приступила к осмотру и фотографированию первоначальной части экспозиции. Её начало ознаменовалось композицией из нескольких флагов и небольших цветников.
А если подойти поближе, то центральный крошечный цветник выглядит вот так:
Дальше привожу фото паровозов с описаниями. Я расположила их в хронологическом порядке, но не по дате создания машин, а по порядку моего продвижения от экспоната к экспонату.
Кстати, по этой дорожке я прошла до решетки и сфотографировала местное озеро - оно тоже называется Сортировочным и начинается прямо за музеем.
Однако, вернёмся к паровозам.
Надо заметить, что все паровозы очнь ухоженные. Мне даже захотелось сфотографировать поближе огромные колёса, чтобы показать, как они аккуратно покрашены:
Кстати, на фото видно, что не только паровозы, но и рельсы аккуратно покрашены в тот же яркий красный цвет, что и колёса.
На этом паровозы в музее закончились, но в 21 веке и тепловозы уже редко встретишь на бескрайних дорогах России (во всяком случае в нашей, Нижегородской области). Поэтому один из них вместе с прицепленными к нему ретро-вагончиками недавно занял почетное место в экспозиции музея под открытым небом. Он тоже дожидался этого места, тоскливо стоя на железнодорожном вокзале Нижнего Новгорода.
Таблички с описание на тепловозе пока нет, поэтому даю краткое описание. Ту7 (Тепловоз узкоколейный, тип 7) - советский тепловоз для колеи шириной 75-107 см. Спроектирован в 1971—1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе. Всего было построено более 3 тысяч машин.
Выйдя из ворот музея, я направилась в посёлок, чтобы немного осмотреть его хотя бы рядом с платформой, благо свободное время у меня ещё оставалось. Путь мой лежал мимо живописно, но жутко грязного ручейка. Долго я примерялась, но всё-равно не получилось сделать фото без мусора.
Буквально через несколько минут я была уже у Дворца Железнодорожников, построенного почти 60 лет назад, в 1956 году.
Вид у него довольно симпатичный, напротив расположился фонтан (пока не включен, но вода в нём уже присутствует) и несколько цветников.
За цветниками - памятник воинам-железнодорожникам.
Этот памятник виден и из окон поездов, но, естественно, вид сзади - лицом он повёрнут к жилым домам и Дворцу Железнодорожников.
По пути от памятника до платформы больше культурных цветов мне не встретилось, зато одуванчики были великолепны:
Без приключений доехав обратно, я решила путь домой проложить через ещё одно достопримечательное железнодорожное место - бронепоезд "Козьма Минин". Уходя с вокзальной площади, невзначай оглянулась и увидела ещё один памятник - вагон "Буревестника" из 1960-х.
Конечно. я слышала в новостях, что его установили где-то на территории депо, и конечно видела его каждый день, проходя одним и тем же путем на электричку. Но как-то забыла. Поэтому очень обрадовалась, что оглянулась, и поспешила к вагончику.
Для тех, кто не в курсе, поясню, что «Буревестник» - скоростной пассажирский поезд, курсировавший по маршруту Нижний Новгород - Москва и обратно с 1960-х годов до 1 июня 2014 года. Имя поезду было дано по названию известного поэтического произведения нашего земляка А. М. Горького (кстати, птица эта и нарисована на вагоне рядом с названием).
У решётки заграждения я увидела шикарный цветущий куст (вроде бы это вишня, если ошибаюсь - поправьте меня). Конечно, я не смогла оставить его без моего пристального внимания.
Радуясь двойной удаче (вагону-памятнику и цветущему кусту), я направилась к Центральному дворцу культуры железнодорожников (благо. там и дома уже близко). И тут - ещё один сюрприз! На путях около дворца стоял ещё один ретро-состав - "Паровоз Л-3095 с поездом Победы"!
Железнодорожный состав, имитирующий поезд времен ВОВ, можно увидеть здесь в праздничные майские дни. Состав возглавляет паровоз 1952 года выпуска, работающий на угле и периодически издающий громкие гудки (их я слышу у себя дома каждый год в День Победы). За ним следуют платформы с боевой техникой военных лет и солдатские "теплушки". Состав ежегодно собирают к Дню Победы на станции Горький - Сортировочный, откуда он и прибывает на это место.
Паровоз даже просигналил, когда я подошла к нему. чтобы у меня не осталось сомнений, что именно этот громкий гудок я слышу в победные майские дни!
Сразу за паровозом я увидела ещё один железнодорожный раритет - теплушку. Теплушка - товарный вагон, переоборудованный для перевозки людей и животных. Это название появилось аж в 1870-х годах как сокращение от «утеплённый вагон» и используется до сих пор.
Созданный в 1875 г. вагон предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для перевозки войск в военное время. Для этого в вагон ставились двух-трёх-ярусные нары, его утепляли изнутри досками, утепляли также двери, а в центре ставилась печка-«буржуйка». Для перевозки лошадей сооружались стойла. Вместимость такой теплушки - 40 человек или 8 лошадей.
Теплушки использовались для перевозки войск, беженцев и заключенных в период с 1870-х до конца 1940-х годов. Часто название «теплушка» ошибочно применяют по отношению к «столыпинским» вагонам. На самом деле "столыпинские" вагоны уже не были быть приспособлены для перевозки грузов, теплушки же можно было быстро вновь привлечь для перевозки грузов, убрав печку.
На платформах с военной техникой стояли плакаты с описанием, которые я также сфотографировала и приклеила к фото техники. Вот какая техника была представлена в поезде Победы:
На привычном месте - бронепоезд "Козьма Минин". Я писала о нём в предыдущей заметке, посвящённой вкладу горьковчан в дело Победы, поэтому в рамках этой заметки только покажу его новые фото.
Недалеко от бронепоезда я увидела целую полянку одуванчиков. Естественно, мне захотелось сфотографировать знаменитый памятник вместе с первыми весенними цветами.
А потом - и сами одуванчики
Напротив дворца я увидела несколько цветников с тюльпанами и, конечно, не оставила их без внимания.
Напротив дворца стоит прекрасный памятник комсомольцам-канавинцам, павшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Вечная память!
Margarita388
Melani65
Tati2707
Babatusya57
Nathalie-36
Живет в: Дубна
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Люберцы
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Жуковский
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород