Римские каникулы: Маршрут 2 - Соборы, площади, фонтаны.

  • 240
  • Нравится!8      
  • 213
  • 0 комментариев
  •  
  • В избранное
Маршрут 2: Соборы, площади, фонтаны.
Этот день было решено посвятить площадям, соборам, фонтанам и прочим тому подобным известным местам Рима. Мы ожидали, что ходить на этот раз придется довольно много, однако, вмешался случай. В этот день, как оказалось, у водителей общественного транспорта была объявлена забастовка. Так что, доехать мы смогли лишь до вокзала Трастевере, а далее на своих двоих. Кусок пути, надо сказать, приличный. Но мы все единогласно решили, мол, что ни делается - все к лучшему, заодно и город посмотрим. В результате, к концу дня мы протопали, боюсь даже посчитать сколько километров. Домой, во всяком случае, вернулись совершенно без сил.
Но это еще впереди, а пока мы резво топаем от Трастевере в сторону центра, вертя головой по сторонам и пытаясь найти что-то особенное, что отличало бы Рим от множества других городов, ранее нами уже виденных. Отличий таких обнаружить так и не сумели. Ну улицы, ну дома... Все, как и везде.
Но это лишь до тех пор, пока вы не попали в центр города. Там уже начинается именно что Рим. И дома там другие, и от памятников старины на каждом углу только и успевай уворачиваться.
Немного, правда подкачала погода. Только мы пересекли Тибр, как поняли, что от дождя нам не убежать. Приближалась черная дождевая туча. Решили спрятаться где-нибудь. А тут как раз на площади рядом с нами стоит церковь Сан Карло ай Катинари.
Мы быстренько внутрь, пока не началось. И тут же сразу "АХ!".
Я уже писал, что в Риме никогда нельзя быть уверенным, заходя в любое место, что не наткнешься на что-то особенное. Вообще, церкви Италии очень сильно отличаются от более аскетичных своих собратьев в той же Германии или Франции. В Германии, в массе своей, вообще довольно строгое убранство церквей. В основном или витражи, или иконы. Еще и лепка, конечно, но не так сильно, как в церквях той же Франции, где скульптуры и барельефы преобладают над всем остальным. Это не значит, что в той же Германии или Франции нет фресок, нет-нет. Все там есть, но такой красоты, как в итальянских церквях вы нигде не увидите.
Пока мы бродили с открытыми ртами по церкви Сан Карло ай Катинари, дождь кончился, и мы смогли идти дальше. Нашей изначальной целью была Площадь Навона. Мы сверились с картой и решили, что можем пройти к ней дворами. Мы вообще любим ходить по разным закоулкам гораздо больше, чем по широким улицам, полными туристов. Значительно быстрее знакомишься с городом, когда видишь не только его фасад.
От церкви мы двинулись по "via Giubbonari" и почти тут же в глубине улицы, зажатую между домов, увидели одну из самых маленьких церквей Рима - Церковь Святой Варвары.
Словно игрушечная она примостилась между баром и кафе. Мы, если честно, даже не сразу и поняли, что перед нами церковь.
Пройдя совсем немного дальше по улице, попали на Площадь Кампо деи Фиори. В очень средние века эта площадь имела весьма печальную известность, так как служила местом публичных казней. Одним из тех, кому не повезло очутиться тут в качестве наказуемого, был итальянский монах, философ и поэт Джордано Бруно, о чем свидетельствует памятник известному итальянцу, стоящий посреди площади.
Однако, уже давно ничто не напоминает о мрачном прошлом Кампо деи Фиори. Сегодня там раскинулся один из старейших рынков Рима.
Свежие овощи и фрукты тут всегда к вашим услугам. А такого разнообразия макарон буквально всех цветов радуги мы и подавно нигде не встречали.
Уже выходя с рынка, в одном из мясных магазинов увидели мечту советского обывателя - палку колбасы диаметром с полметра и метра полтора длиной.
У чуда этого можно было не только сфотографироваться, но и отрезать кусочек, так как колбаса эта настоящая, а не муляж. Единственное, что удержало нас от этого шага, так это то, что гуляя по рынку, мы успели того - сего попробовать и были не столь уж и голодны. С болью в сердце уходили мы от магазина с такой чудесной колбасой. Но горевали мы не долго, так как вскоре нашему взору открылась Площадь Навона.
Когда-то на этом месте был стадион, построенный Домицианом. Кстати, это был один из немногих стадионов, на котором никогда не лилась кровь. Тут проводились только спортивные состязания. Со временем он зачах за ненадобностью, а на его месте появилась площадь, которая и сегодня в точности повторяет форму и размеры стоявшего тут стадиона.
Травертин, из которого был сложен стадион Домициана римляне, как водится, растащили для строительства своих домов. Оно и понятно, чего куда-то ходить, где-то доставать, когда вот он - лежит никому не нужный. В этом плане итальянцы, видимо, сродни нам, так же сильно переживающим, если что-то где-то плохо лежит.
Дождь снова начал накрапывать, как только мы подошли к площади Навона. Не смотря на это, народу тут было предостаточно. И уличные музыканты, и художники, и мимы... Все, кому положено были на своих местах.
Ну и туристы, естественно, куда же без них в таком-то месте. И это все в такую погоду. Представляю, что тут твориться, когда хляби небесные дают передышку.
Первое, что бросается в глаза, когда входишь на Площадь Навона - церковь Святой Агнессы.
Красивое белоснежное здание буквально светится, стоит солнечным лучам выглянуть хоть на мгновение. Легенда гласит, что в Агнессу влюбился местный префект. Когда же девушка отвергли его поползновения, тот решил ее примерно наказать. И вдруг узнает, что эта недотрога еще и христианка. А в то время в Риме с этим было строго и Агнессу тут же отправили на одну из арен на потеху гладиаторам, предварительно раздев догола. Но девушка упала на колени и стала истово молиться, в результате чего волосы ее в одно мгновение отрасли и скрыли обнаженное тело от глаз. Тогда префект приказал отправить Агнессу в один из местных борделей. Но и это ничего не дало, так как мужчины, приближающиеся к ней, тут же теряли свою силу и не могли ничего сделать. На этот раз подали голос служители церкви, посчитав, что без колдовства тут явно не обошлось, и предложили, опять же, как водится, сжечь Агнессу к чертовой матери на костре. Но и тут вышел облом. Огонь ее тоже не взял. Тогда, замаявшись придумывать что-то еще, Агнессе просто перерезали горло, как жертвенному агнцу.
Вот такая трогательная история. Случись она сегодня, кто-нибудь обязательно забабахал бы по ее мотивам сериал серий на 150. А так,за давностью лет, вроде бы и не сильно актуально. Кстати, голова Агнессы храниться в этой самой церкви. И тут уж ничего не попишешь. За святость частенько приходится платить последующей расчлененкой.
Напротив церкви Святой Агнессы, прямо по центру Площади Навона стоит Фонтан Четырех Рек, построенный Бернини.
Фонтан символизирует крупнейшие реки четырех континентов: Ганг в Азии, Дунай в Европе, Нил в Африке и Рио де Ла-Плата в Америке, где Амазонка еще не была открыта. По краям площади стоят еще два фонтана поменьше: фонтан Нептуна и фонтан Мавра. К последнему тоже приложил руку Бернини, по проекту которого фонтан реставрировали.
Дома, стоящие на северной части площади Навона, раскрашены в очень веселенькие цвета. Поэтому от малейшего проблеска солнечного света площадь буквально взрывается разноцветными красками. Очень красиво. Жалко только, что солнце нас в тот момент не очень уж и баловало.
С площади Навона мы отправились по римским улочкам прямиком к Пантеону. Если я не ошибаюсь, то Пантеон - единственное античное строение, дошедшее до нас, так сказать, в полностью дееспособном состоянии. Или, во всяком случае, одно из очень немногих. Он остался точно таким, каким его построили во втором веке. Немало этому способствовало то, что в 7 веке Пантеон - Храм Всех Богов - превратили в храм одного бога - христианский храм, выбросив на помойку всех прочих богов, до того времени мирно стоявших в нишах Пантеона. Их место в Пантеоне, а вернее в церкви Святой Марии и Мучеников, как Пантеон стал называться, заняли кости тех самых мучеников.
Внешне Пантеон не производит впечатления столь уж величественного сооружения и больше похож на причудливой формы склад, чем на храм. Каменная бочка приличных размеров без окон и дверей. Что в ней может быть величественного? И даже портик из шестнадцати гранитных коринфских колон, через который вы проходите, чтобы войти в Пантеон, еще не служит причиной, чтобы поменять свое мнение. Но все это лишь до того момента, пока вы не войдете внутрь здания.
Стоя внутри Пантеона, сразу понимаешь, почему он считается одним из главных символов Рима наряду с Колизеем. Трудно представить, как в те времена можно было построить такую махину и чего это стоило. Думаю, что и сегодня это было бы не простым делом, а тогда и подавно. Однако строителям прошлого удалось создать шедевр, которым мы восхищаемся до сих пор. Пантеон отличатся удивительной гармоничностью. Он представляет собой сферу, идеально вписанную в цилиндр, то есть, высота и диаметр сооружения равны по величине и составляют 43,4 метра. Купол Пантеона является самым большим куполом в мире. Даже купол собора Святого Петра в Ватикане уступает ему в размерах.
Несмотря на огромные размеры купола, он не довлеет своей огромной массой над вами, а наоборот - словно парит над головой. Этому эффекту способствуют и прямоугольные углубления, проделанные в бетоне, из которого купол сделан. Они сходятся к центру, создавая оптически дополнительный объем. Однако, настоящее назначение их как раз чисто практичное, а не декоративное. В том числе и за счет этих фигурных ниш удалось уменьшить массу купола, а она, нужно сказать, не маленькая - 5 тысяч тонн.
Венчает купол не замковый камень, как это было принято при строительстве куполов и арок, а огромное отверстие. Вернее, оно на самом деле-то огромное, почти 9 метров в диаметре, но снизу кажется совсем небольшим. Оно является единственным источником света в Пантеоне. Говорят, что в солнечную погоду свет, проходящий через это отверстие, образует почти осязаемый столб света. Должно быть очень красиво. К сожалению, солнце нас на тот момент не баловало совершенно, и этим зрелищем насладиться у нас не получилось.
Кроме того, Пантеон интересен еще и тем, что там похоронено некоторое количество известных товарищей. Один из них, который нас в первую очередь и интересовал - это Рафаэль Санти.
Древний саркофаг, в котором покоится великий итальянский художник и архитектор, украшен двумя целующимися голубками и надписью, сделанной его другом и покровителем кардиналом Бембо: «Здесь тот покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - природа - боялась быть побежденной, а после его смерти умереть».
Рафаэль был первым, кто изъявил желание быть похороненным в Пантеоне. Позже там стали хоронить и других известных людей Рима, в том числе и некоторых членов королевской фамилии Италии. Кстати, Рафаэлю, несмотря на его внешность и имидж оторванного от жизни небожителя, отнюдь не был чужд прагматизм. Иначе, зачем бы он покупал дом на улице Коронари, доход от которого должен был использоваться на содержание его могилы в Пантеоне.
На площади напротив Пантеона стоит симпатичный фонтан. Но в тот раз мы почти не гуляли около него. Мы вернемся к нему еще на следующий день, вот тогда я об этом фонтане и расскажу.
А пока, выйдя из Пантеона, мы улочками двинулись к нашей следующей цели - Фонтану Треви. Хоть до него от Пантеона буквально рукой подать, но по дороге нам посчастливилось увидеть несколько интересных вещей. Потому шли мы к Фонтану Треви достаточно долго.
Пройдя всего пару сот метров от Пантеона, мы вышли к маленькой, но симпатичной площади Святого Игнатия со стоящей на ней одноименной церковью. Дома на этой площади имеют очень необычную форму.
Такое ощущение, что архитектор, строивший их, никогда не слышал о прямых углах. Как раз вышло наконец-то солнце и ярко желтые дома, отражая его свет, буквально залили золотом всю площадь.
Церковь Святого Игнатия, как и площадь, названы в честь основателя ордена иезуитов - Игнатия Лойолы.
Войдя внутрь, первое, что мы увидели, была шикарная роспись на потолке, благодаря чему, объем церкви увеличивается раза в два. Даже не сразу и понимаешь, что это лишь роспись, а не реальные своды, возносящиеся над головой.
Кому приходилось видеть 3d граффити на асфальте, меня поймут. В самом центре собора огромный черный купол. Он нас, надо сказать, несколько озадачил, так как подходя к собору мы его не заметили. И только присмотревшись, мы к своему удивлению увидели, что и купол нарисован на абсолютно плоском потолке.
Все дело в том, что церковь Святого Игнатия расположена среди домов на довольно тесном участке. Если бы купол у нее был настоящим, то он бы заслонял свет жителям стоящих поблизости домов. Именно по-этому возникла идея создать вместо настоящего купола нарисованный. С этой задачей блистательно справился художник и математик Андреа Поццо, а его шедевр по праву вошел во все учебники архитектуры.
Двигаясь от церкви Святого Игнатия далее в сторону Фонтана Треви, мы в какой-то момент решили срезать дорогу через небольшой крытый дворик и неожиданно для себя попали в волшебное царство Галереи Скьярра.
Сама галерея - это расписанный внутренний дворик фамильного дворца. Роспись достаточно свежая, всего лишь XIX век, в то время, как сам дворец был построен в XV веке. Одновременно с росписью появилась над двориком и стеклянная крыша, которая служит тут единственным источником света. Потому, любоваться Галереей Скьярра лучше всего в ясную солнечную погоду.
Вид расписанных стен был для нас таким неожиданным, что мы надолго присохли к этому зрелищу, щелкая фотоаппаратами и пытаясь захватить в объектив как можно больше. Это сделать, правда, совсем не просто, так как колодец, образованный домами, очень узкий и высокий.
Выйдя из галереи, мы практически сразу увидели Фонтан Треви. И огромную толпу, которая не иссякает тут ни днем, ни ночью, в чем мы смогли убедиться на следующий день.
Фонтан, конечно, впечатляет. Совершенно невероятное сооружение, которое, кажется, заполняет собой практически всю небольшую площадь перед ним. А то пространство, что каким-то чудом остается свободным, заполняют толпы туристов. Буквально яблоку негде упасть. Временами нужно выстоять небольшую очередь, чтобы подойти к фонтану поближе. Но оно того стоит. Ну, а уж дорвавшись до фонтана, можно всласть пофотографироваться на фоне этого великолепия.
Фонтан построен в 1762 году архитектором Николо Сальви по проекту Бернини. Тот был любителем театральных эффектов, оттого, наверное, площадь перед фонтаном и напоминает постоянно заполненный зрителями амфитеатр, сценой для которого служит сам фонтан.
Здание, на фоне которого располагается Фонтан Треви - дворец Поли. В XIX веке он принадлежал русской княгине Зинаиде Волконской, в салоне которой на знаменитых четвергах собирался весь цвет Рима. Здесь 3 февраля 1833 года на одном из благотворительных вечеров Гоголь читал "Ревизора".
Находясь у фонтана Треви, считается необходимым сделать несколько вещей. Ну, естественно, бросить в фонтан монетку, повернувшись к нему спиной, чтобы еще раз сюда вернуться. Причем, если бросить в фонтан одну монетку, то обязательно еще раз приедешь в Рим, если две - то найдешь здесь свою любовь, а если три - в ближайшее время женишься или выйдешь замуж. Так что нужно внимательно смотреть, сколько монет ты в фонтан бросаешь, а то - мало ли чего... Те же пары, которые хотят никогда не расставаться, обязательно должны одновременно испить воды из "трубочек влюбленных", которые находятся справа от Фонтана Треви.
На фонтан можно просто смотреть часами. Многие именно этим и занимаются, пристроившись на многочисленных камнях и скамейках вокруг фонтана. А то и просто на земле, подстелив под себя куртку или коврик.
Прямо напротив Фонтана Треви расположена церковь Святых Винченцо и Анастазио.
В 2002 году эта церковь была Римским Папой Ионном Павлом II передана Болгарской Православной Церкви. Она совсем небольшая, скорее даже маленькая. Знаменита же церковь Святых Винченцо и Анастазио тем, что тут хранятся сердца 22 римских пап. Кстати, в этой церкви похоронена и Зинаида Волконская, о которой я писал выше.
От Фонтана Треви путь наш лежал к Испанской Лестнице – очередному чуду вечного города. По дороге прошли мимо миленькой площади Сан-Сильвестро со стоящей на ней церковью Святых Клавдия и Андрея Бургундов.
Мы уже поняли, что все церкви Рима в такой короткий срок нам не обойти ни за что, просто времени не хватит. Даже если будем просто открывать дверь, заглядывать одним глазком и уходить. Потому, на этот раз мы обошли церковь стороной.
К Площади Испании мы подошли с южной стороны и первое, что мы увидели - это Колонну Непорочного Зачатия.
Одиннадцатиметровая колонна, на вершине которой стоит Дева Мария с венком из живых цветов в руке, поддерживается у основания фигурами библейских пророков: Моисея, Исаии, Иезекиили и царя Давида. Солидное сооружение, хоть и напоминает те десятки уже виденных нами колонн.
От колонны еще не видна Испанская Лестница, но Фонтан Баркачча - Лодочку уже видно как на ладони.
Прямо от этого замечательного творения Пьетро Бернини далеко вверх уходит Испанская Лестница, которая соединяет Площадь Испании с церковью Тринита дей Монти.
Апрель - май для Рима - самое удачное время для посещения – цветет все, что может. А что и не может – все равно пытается. В это время Испанская лестница по традиции почти сплош уставлена терракотовыми горшками с цветущими азалиями. Очень красиво. Народу здесь не меньше, чем у Фонтана Треви. Многие просто сидят тут же, на лестнице, наслаждаясь видом цветов, Испанской Лестницы, фонтаном у ее ног и самой Площадью Испании.
Мы, естественно, тоже с удовольствием посидели на ступенях. Тем более, что протопали на тот момент уже изрядно.
Единственная опасность в таких посиделках, что вставать потом уже совершенно не хочется. Так бы сидел и сидел. И в гробу видал все эти достопримечательности. Но ты говоришь себе «надо», и тянешься за женой к очередной церкви.
Вот и мы поднялись по Испанской Лестнице к церкви Тринита дей Монти, чтобы хоть одним глазком на нее посмотреть.
Дольше и не получилось, так как там в тот момент проходила служба, и вдумчиво погулять по церкви не удалось. Да, чуть не забыл, с обзорной площадки около церкви открывается прекрасный вид на Площадь Испании и улицу Кондотти.
От Испанской Лестницы мы пошли к последней из запланированных на сегодня целей - Площади Пополо. По дороге нам в который уже раз попались несколько фонтанчиков с питьевой водой. Их в Риме очень много и практически каждый из них - произведение искусства.
Мы вначале по привычке таскали с собой постоянно бутылки с водой, а потом, видя такое дело, отказались от этого в виду очевидной бессмысленности. Всегда где-то недалеко найдется фонтанчик. Вода в них холодная и очень вкусная.
Из всего, виденного нами в этот день, Площадь Пополо понравилась мне лично меньше всего. Вполне возможно, что на это повлияло то, что мы весь день провели на ногах и к ней попали в самом конце. Сил уже совершенно никаких не было. Плюс к тому, один из Храмов Близнецов стоял в лесах. В общем, факт остается фактом.
Мне она показалось какой-то бестолково большой. Огромное свободное пространство, статуи по периметру, террасы... Нет, красиво, конечно. Но как-то там не особо уютно, что ли. Не знаю. Все очень субъективно.
С другой стороны, Площадь Пополо достаточно молодая. Ее построили только в начале XIX века. И даже весьма почтенного возраста Обелиск Фламиния, торчащий посреди площади фаллическим символом, мало что может исправить в этом плане. К слову сказать, в былые времена он имел четь торчать совсем в другом месте - у Большого цирка. Того, что находился около Палатинского холма и от которого остались лишь воспоминания и большая овальная площадка, которая служит сегодня в основном как излюбленное место для выгула собак. А еще там часто проходят концерты и различные развлекательные мероприятия.
Уходили мы с площади через Северные Ворота Фламиния. Справа перед воротами стоит небольшая скромная церковь Санта Мария дель Пополо.
Одну из капелл этой церкви - Капеллу Киджи - проектировал сам Рафаэль. Зайдите туда хоть ненадолго, не пожалеете. Очень симпатичная церковь.
Время медленно, но неуклонно приближало нас к ужину, и мы начали активно подумывать, где же совершить на этот раз данное действо. И тут вспомнили, что по дороге в центр проезжали мимо какой-то пирамиды. Было решено поехать и посмотреть на нее подробнее и где-нибудь там заодно и поужинать.
«Какая-то пирамида» при ближайшем знакомстве оказалась Пирамидой Цестия. Построена она была примерно во 2 или 3 веке до нашей эры, как мавзолей по инициативе Гая Цестия Эпуло. Как раз в это время на волне завоеваний в Египте в Римской Империи был бум моды на все египетское. Так иногда бывает, что страна победитель начинает впитывать культуру побежденных ею народов, незаметно для себя меняясь под действием этой культуры. Ничего нового тут нет. В это же время из Египта в Рим перевезли во множестве и другие произведения искусства. В частности колонну, которая стоит на Площади Пополо, доблестные римляне сперли именно из Египта.
Уже позже, в третьем веке нашей эры, при строительстве стены Аврелиана пирамиду включили в нее, как естественное укрепление. Оно и понятно. Грех было не использовать в оборонительных целях громадину высотой 37 и с длиной стороны в 30 метров из бетона и кирпича. Может быть именно тому факту, что пирамида стала частью Аврелиевых стен, мы и должны быть благодарны. Иначе, кто знает, дожила бы она до наших дней или и ее, как многие другие произведения искусства, римляне растащили бы по камешку, чтобы построить у себя во дворе, скажем, курятник.
В саму пирамиду мы не попали. Во-первых, было уже достаточно поздно, а, во-вторых, вход в пирамне открыт всего несколько дней в месяц. Ну и ладно, ее видом вполне можно насладиться и со стороны.
Найти место, где бы можно было поужинать, оказалось значительно труднее, чем отыскать саму пирамиду. Примерно с час пытались найти хоть что-нибудь. В результате совершенно случайно набрели на малюсенькую русскую то ли лавку, то ли киоск. Слово «магазин», как гордо называл свое заведение ее владелец, подходило тут плохо. Однако и он ничего вразумительного по поводу хоть какого-то пункта общепита поблизости сказать не мог. Но, к счастью, один из его посетителей подсказал нам нужное место, и мы ринулись туда, так как очень уж всем есть хотелось.
Ресторанчик, куда мы попали, оказался очень уютным. Он видимо пользовался у местных жителей большой популярностью, так как вскоре после нашего прихода народу набилось столько, что свободных мест не осталось совершенно. В ожидании горячего можно было полакомиться многочисленными холодными закусками по принципу: платишь и берешь, сколько влезет в тарелку. Все было такое вкусное, что до горячего у нас ход не дошел, вполне хватило и холодного.
КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ
 

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв

Другие заметки - 3637

Реклама на Rutraveller
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: