- 1470
-
Нравится!49
Хотите вы этого или нет, но, приехав в Прагу, вы обязательно увидите его творения - необычные и вызывающие.
Давид Черны (David ern ) – современный пражский скульптор, автор провокационных работ, в основе которых лежит социальная и политическая са...
- 1028
- 63 комментария
-
- В избранное
Хотите вы этого или нет, но, приехав в Прагу, вы обязательно увидите его творения - необычные и вызывающие.
Давид Черны (David Černý) – современный пражский скульптор, автор провокационных работ, в основе которых лежит социальная и политическая сатира.
Родился в еврейской семье в Праге в 1967 году. В 1996 году окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна.
Самым грандиозным творением Давида Черны является созданная в 2007 году инсталляция «Metalmorphosis» (металлморфозы) - огромная человеческая голова (7,5 метров в высоту) из нержавеющей стали с бьющим изо рта фонтаном. Скульптура состоит из множества пластин, объединенных в семь сегментов, которые постоянно трансформируются. Управляется она по интернету. Полностью собранную голову можно наблюдать только один раз в день. Крутится-вертится эта штуковина в городе Шарлотт, штат Северная Каролина.
Начало скандальной славе эпатажного скульптора было положено в апреле 1991 года, когда Давид перекрасил в розовый цвет советский танк ИС-2, установленный на площади Кинских в пражском Смихове в память об освобождении Праги советской армией в 1945 году, а также установил на его башне палец в виде фаллического жеста.
По словам автора проекта, он хотел высмеять символику советских военных памятников, воспринимаемых после подавления Пражской весны 1968 года и последующей «советской оккупации», как угрозу мирному населению. Стоит ли смешивать такие разные страницы истории? И где бы был еврей Давид Черны, если бы не русские солдаты в 1945, и был ли бы он вообще? Неудивительно, что эта акция была воспринята большинством жителей страны, как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в годы Второй мировой войны, и вызвала бурю возмущения. Российское правительство выразило официальный протест. Художника арестовали за вандализм, а танку был возвращён первоначальный вид. Однако появились и сочувствующие. После попытки вновь перекрасить танк, бедняжку увезли за пределы Праги - в музей военной истории в Лешанах.
Кстати, эта акция была не первой попыткой привлечь к себе внимание. В 1990 году под одиозным памятником Сталину в Праге Черны установил инсталляцию «Кости» в виде гигантского черепа с костями. В том же году на Староместской площади появился «народный» автомобиль «Трабант», производимый в ГДР, на человеческих ногах под названием «Quo vadis» - «Куда идёшь». Говорят, что жители социалистической Германии приезжали в Прагу на своих трабантах и, бросив их, бежали просить политического убежища в посольство ФРГ. Скульптурная машинка тоже со временем перекочевала в парк при посольстве Германии. Эти произведения особого ажиотажа не вызвали, но после истории с танком интерес к творчеству Черны появился и не иссякал, подкрепляясь новыми эпатажными «шедеврами».
Когда Давида освободили, он продолжил искать выход своей бурной фантазии, и в 1999 году в противовес монументальному памятнику покровителю Чехии Святому Вацлаву на площади его имени, на другом ее конце появился «Перевёрнутый конь». Скульптура изображает Святого Вацлава, в отнюдь не горделивой позе сидящего на брюхе дохлой лошади, подвешенной за ноги и с вывалившимся из раскрытой пасти языком. Так Черны посмеялся над пиететом, с которым чехи относятся к Святому Вацлаву и знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека. Это событие вызвало огромный резонанс в стране. Чехи не стерпели такого плевка в душу и выдворили пародию вон с Вацлавской площади. Но нашлись жалостливые люди – «подобрали, обогрели», как говаривал новогодний Ипполит. Сейчас конь расположился неподалеку - висит под потолком в пассаже «Люцерна» на Водичковой улице.
Хотя чехов это решение раздражает, хозяева торгового центра не собираются с ним расставаться. «Перевёрнутый конь» привлекает туристов и уже стал известной достопримечательностью Праги, ведь об истории его появления мало кто задумывается. А не мешало бы…
А вот к другому творению Черны пражане отнеслись достаточно благосклонно. В 2000 году на Жижковской телебашне появились скульптуры десяти огромных младенцев. Гигантские младенцы без лиц, достигающие 3,5 метров, были установлены ненадолго в связи с международной выставкой, без каких либо политических заявлений, и... остались, став своеобразным символом Праги.
Таких же малюток можно увидеть и в одном из сквериков на острове Кампа.
Также задержался в тиши темных улочек старой Праги и болтающийся над головами прохожих, уцепившись за шест на высоте четвертого этажа, «Подвешенный человек».
Туристы гадают: «Самоубийца, что ли? И что это значит?» Русские узнают знакомые черты: «Ну, вылитый Ленин – тот же взгляд с задорным прищуром, та же лысина, бородка, жилеточка и рука в кармане брюк…»
Но Давид Черны, наверно, удивил всех, заявив: «Это Зигмунд Фрейд», и никаких пояснений!
Явно не собираются покидать дворик на Малой Стране и писающие мужчины (что мелочиться на мальчиков, как в других странах!). Этот образчик современного искусства, созданный в 2004 году, назван «Piss-Кирпичный завод Гергета» (по месту установки). Инсталляция находится прямо у входа в музей Кафки – и захочешь, да не пройдешь мимо!
«Красавцы»! Два мужика, искусно собранные из бронзовых пластин, стоят друг напротив друга в небольшом водоеме, своими очертаниями, между прочим, повторяющим карту Чехии, и… писают.
Получайте, чехи! Вот что заслужила ваша страна!..
Скульптура имеет насос, регулирующий интенсивность подачи жидкости, микропроцессоры отвечающие за поворот «бедер» и положение шлангов, так что струями выводятся крылатые выражения и цитаты. Кстати, «мужичкам» можно сделать заказ, отправив смс на специальный номер, и они постараются написать полученный текст. Такая вот развлекуха! Группу немецкоговорящих туристов очень даже завлекла.
туристов видно только на полном экране...
А мне вспомнились слова из фильма «Покровские ворота»: «Высокое, высокое искусство!..»
Много шума наделала созданная в 2005 году инсталляция «Акула», которая представляет собой фигуру связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида.
Эта композиция являлась пародией на знаменитую работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». «Акула» завоевала специальный приз на Пражском бьеннале 2005 года, а у общественности вызвала бурю возмущения. Некоторые страны наложили запрет на ее демонстрацию, например, Бельгия, Польша, а Ирак потребовал убрать эту работу с выставки, как кощунственную. Сейчас скандальное произведение находится в музее молодого искусства AMoYA, но мне как-то совсем не захотелось на нее смотреть…
А вот инсталляция «Пистолеты», расположенная во дворе этого музея, меня, наверно бы, заинтересовала.
Гигантские копии пистолетов развешены над головами посетителей. Иногда можно услышать щелчок курка и звук выстрела. Не знаю, какой смысл вложил в эту композицию Давид Черны, но я слышала очень позитивную трактовку: «В любой жизненной дуэли на спусковой крючок нажимает Судьба, но чаще всего от самого человека зависит, окажется ли этот выстрел для него смертельным, или он найдет в себе силы подняться и жить дальше».
В 2005 году появилась и «Автобусная остановка» - настоящая остановка городского автобуса в Либерце, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду, под которым расположены места для пассажиров.
Вроде бы все пристойно, но местные жители выступили против этого артобъекта. Если вглядеться в предметы на столе, то можно увидеть, что на тарелке лежит проткнутая вилкой голова. Как утверждает автор инсталляции, это остатки обеда гоблинов. Однако, не может Черны без чернушки…
Да, похоже, в соответствии с фамилией, черного юмора, юмора ниже «пояса» в его произведениях хоть отбавляй. Вот яркий пример – не ставшие знаменитыми, но засветившиеся на фото туристов скульптуры из галереи «Футура» под названием «Подхалимство».
Загляните в задний проход статуе и увидите небольшой фильм о том, как двое чешских политиков кормят друг друга помоями под мелодию “We are the Champions”. Противно? А идея, между прочим, заложена серьезная - скульптуры символизируют варварское отношение к памятникам архитектуры.
Подходя к театру «Divadlo Na Zabradli», мы увидели нечто. Водосточная труба на углу здания расширялась, превращаясь в бесформенный нарост омерзительного нутряного цвета, который вдобавок светился в сгущающихся сумерках.
Это творение под названием «Эмбрион» скульптор подарил на пятидесятилетие театра в 2008 году, сопроводив глубокомысленной фразой: «Вот так зарождается творчество!..» Не поспоришь, в общем-то… Хотя зрелище не радует…Хорош подарок! Работники театра до сих пор не знают, как от него избавиться…
2009 год ознаменовался бурей, разразившейся в ЕС по поводу нового произведения Черны. Представитель Чехии в ЕС, давний приятель Давида и поклонник его творчества, предложил Черны возглавить интернациональный коллектив для изготовления инсталляции, посвященной Евросоюзу. Тут уж скульптор-хулиган отвел душу! И зачем коллектив? Он сам слепил шедевр под названием «Энтропа» в виде решетки, на которой размещены контуры стран с характерными, по мнению автора, чертами.
Германия отмечена сетью автобанов, складывающихся в изображение свастики. Дания сложена из лего так, что на ее фоне вырисовывается портрет пророка Мухаммеда (нынешний скандал с публикацией карикатур отнюдь не первый). Бельгию снабдили надкусанными шоколадными конфетами. Болгария покрыта «традиционными турецкими унитазами» (дырка в полу с подставками для ног), как намек на бедность и долгое турецкое иго. Остальным членам Европейского Союза тоже досталось, так что руководству Чехии пришлось приносить официальные извинения правительствам обиженных стран.
А что автор? Приняв смиренный вид, он сказал, что пошутил. Просто хотел проверить чувство юмора членов ЕС, а его в очередной раз не поняли. Поплакался, в общем, «простите засранца!» и дальше фантазировать. Натворил еще немало произведений разной степени скандальности. Например, перед выборами 2013 года в плавание по Влтаве был запущен фиолетовый «фак», направленный в сторону Пражского Града.
Интересно даже, откуда у Давида столько средств на свои творения? Наверно, есть кто-то очень заинтересованный в его продвижении...
Но, пожалуй, к счастью, не все полеты воспаленной мысли воплощаются в жизнь. Например, однозначно был отвергнут проект под названием «Народ себе навсегда», который шумно рекламировался с использованием фотомонтажа и компьютерной презентации. По замыслу скульптора предполагалось на здание Национального театра – гордости и даже святыне для чехов – усадить десятиметровую золотую скульптуру голого мужика, занимающегося онанизмом. Причем скульптура должна быть действующей, недвусмысленным образом испускающей струи пара и воды, окатывая прохожих.
Воспринимать ее должны были как пародию на слова «Народ себе», написанные над сценой Национального театра, построенного на народные средства. Дело в том, что на строительство этого театра и на восстановление его после пожара чехи собирали деньги всем миром. Зачем над этим смеяться? Я не понимаю…
Спонсор (он все-таки есть), отстегнувший кругленькую сумму, пожелал остаться неизвестным. Говорят, скульптура была уже готова (сейчас, наверно, обитает в усадьбе мецената), и обиженный творец обозвал несговорчивых чехов «плохо перемешанной, неинтересной и кнедликообразной массой, пропитанной пивом».
Гуляя по темным улочкам старой Праги, мы наткнулись на одно из последних творений Черны. Шестиметровая деваха восседала на одном из перекрестков Еврейского квартала, поблескивая стальными кубиками.
Называется она «UnUtero» - «В утробе». Идея такова: рождение человека является для него огромным стрессом, и всю свою жизнь он неосознанно мечтает вернуться обратно, чтобы почувствовать себя защищенным. Скульптор предоставляет такую возможность - заберитесь внутрь тем же путем, которым появились на свет, и вы спрячетесь от жизненных невзгод.
Поехав в Прагу, я конечно же знала о феномене Давида Черны, но так как его творчество частенько выходит за пределы моих представлений о морали, я вовсе не собиралась им интересоваться, искать его работы, фотографировать (поэтому большинство фотографий взяты из интернета) и, уж тем более, писать о нем заметку. Но стоя рядом с этой железной «дурой», я подумала, что вряд ли можно почувствовать себя комфортно в ее холодном чреве, и что никакие проблемы в жизни не заставят меня туда ползти или заглядывать в задницу футуристическим скульптурам!
Давид Черны безусловно талантлив, но свое вдохновение он черпает в самых низменных инстинктах человечества, смакуя их в своих произведениях и насмехаясь над чувствами людей…
Все-таки должна существовать некая грань, за которую не стоит переходить в проявлениях иронического отношения к окружающему, саркастического юмора, свободы самовыражения и буйной фантазии.
Недавно прочитала, что «картина Праги была бы неполной без уродцев Давида Черны» и что «работы Черны уже стали отчасти визитной карточкой Праги».
Не знаю… Мне так не кажется… Я помню Прагу без этих украшений, восхитительную, чистую какую-то…
А сейчас у Праги есть вот такая сторона… Не вызывающая восторга…
PS. Для чего я все это написала? Уж конечно, не для того, чтобы пропиарить Давида Черны! Все-таки, путешествуя, стоит не только тупо фотографировать причудливые объекты, а и ознакомиться со смыслом, в них заложенным, прежде чем рекламировать то и иное «чудо». И еще, с каждым днем все тошнотворнее от сводок новостей, в которых бесстыдное перевирание истории, оправдание массовых убийств, откровенный стёб над верой, пренебрежение настоящими человеческими ценностями… Так что на примере одного человека хотелось показать, как легко в погоне за сомнительной славой перешагнуть границы морали.
А дальше что?..
Большинство фотографий удалены администрацией, может это и к лучшему – ни к чему на них любоваться...
Tati2707
UGRmarina
Margarita388
preciosa
Babatusya57
VeraNovi
posti1
moshkovo
rus5tik
Uvik
samturist12
Elena0604
Nathalie-36
amur1313
Blagonina
Orinoko73
Ya_Tatiana
Живет в: Дубна
Живет в: Вологда
Живет в: Дубна
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Завлекло название, бросила дела и прочитала. Почти ничего не видела из его работ, кроме Пистолетов. Вот теперь сижу и, пардон, офигеваю... Действительно - "Все-таки должна существовать некая грань, за которую не стоит переходить в проявлениях иронического отношения к окружающему, саркастического юмора, свободы самовыражения и буйной фантазии"
Мне вот буквально на прошлой неделе наши соотечественницы (на другом сайте), по разным причинам срулившие в свое время из России в Великобританию и Францию, практически с пеной у рта доказывали, что мы - зашоренные совки, а у них - свобода, "и при чем тут вообще мораль?"
Живет в: Вологда
Живет в: Вологда
У меня знакомая вышла замуж в Великобританию. Вроде и дом есть, и финансово неплохо, и... все. Дом, уборка, еда, магазин, прогулка с ребенком. нет ни друзей, ни общения, ни каких-либо интересов (все время занято повседневными хлопотами). Вырвется на недельку в Вологду, носится по театрам, концертам, кино, ресторанам и базам отдыха, а потом обратно с невыносимой тоскою...
Живет в: Москва
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Вологда
А о совковости... Мы объехали полсвета, и есть, что рассказать, есть неплохое образование и куча талантов, главный из которых умение выживать и радоваться в любых условиях, не впадая в депрессию от мелких проблем и не ища успокоения в извращенных ценностях... Так что сие понятие вряд ли к нам применимо...
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Вологда
По поводу установленного ссылаются на популярность у туристов. Сколько в интернете прочитала советов типа: " обязательно зайдите в пассаж у Вацлавской площади, там конь висит перевернутый!" А зачем и почему? - хочется ли голову ломать, главное - необычно...
Живет в: Жуковский
Но КАК заметка за 40 минут набрала баллы с шести до четырнадцати?????
Кхм, очередные происки врагов?
Живет в: Вологда
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Если честно, несколько удивлена этим твоим замечанием...
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Живет в: Новосибирск
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено.Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Вологда
Живет в: Новосибирск
Живет в: Вологда
И, действительно, стоит задумываться о том, какой смысл вложен в тот или иной необычный объект, ведь он может оказаться весьма сомнительным, дурно пахнущим…
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
И о чужом монастыре поспорю. В мире сейчас все настолько взаимосвязано, и хотел бы отгородиться, да не получается...
А во бревен, действительно, не мало...
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
И почему нельзя высказать своих отрицательных впечатлений только потому, что у нас у самих все далеко не гладко?
А насчет параллелей, так каждый высказывает свое мнение, как может, как видит, как чувствует.
Живет в: Москва
Живет в: Кемерово
Живет в: Вологда
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Вологда
Когда писала заметку, долго сомневалась, загружать ли фото… Все-таки загрузила с мыслью, что не жду к ним оценок, не буду создавать на их основе мест или привязывать к уже добавленным неразборчивыми пользователями. Администрация приняла свое решение. Большинство фотографий удалено с пояснением, что я не являюсь их автором. В общем-то я это и не скрывала, указав в заметке, что много фотографий из интернета…Не задумалась даже, ведь на сайте достаточно много фото, авторами которых не являются пользователи, их разместившие… С пониманием отношусь к этому, если изображения нужны для заметок и автор это указывает, а не для рейтинга. Но в моей ситуации может это и к лучшему – совесть не мучит, что столько безобразия навыкладывала.
А в Прагу, Лен, надо обязательно съездить! Уверена, тебе понравится, ведь этот минус абсолютно теряется во множестве плюсов от знакомства с древней красавицей.
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Екатеринбург
Заметку прочел с удовольствием, спасибо! Информация собрана и подана хорошо, слов нет.
Я, наверное, один из старейших (в смысле возраста) участников этого сайта да и многое повидал к своим 66 с лишним и все же не могу однозначно высказаться о том, что Вы написали. Не хочу спорить, чего-то доказывать, у каждого может быть свое видение мира. Мне все эти выкрутасы в большинстве своем неприятны, но кому-то это все может и нравиться?! В Праге был, кое что из всех этих художеств видел, не впечатлился и думать забыл. Доказывать кому-то что все это, как и знаменитый квадрат Малевича, имеет весьма малое отношение к искусству, дело не благодарное, и зачем? Пусть все это остается на совести автора и его поклонников. Нравится - и Бог с ними!
Я всегда, во всех своих поездках предпочитал глазеть на чудеса и необычные явления природы. Это моё! В гораздо меньшей степени меня привлекает то, что создано человеком, хотя иногда и это интересно, не как в этом случае.
В се равно, Спасибо Вам еще раз за Ваш рассказ! Он вызвал массу эмоций, комментариев, значит Вы сделали правильно, написав его!
Удачи Вам!
Живет в: Вологда
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Челябинск
Живет в: Вологда
Живет в: Вологда
Плакат, где знаменитые буквы "Голливуд" заменили на "Холокост"…
Довольные и неплохо выглядящие узники улыбаются из-за колючей проволоки – пародия на страшные кадры заключенных в лагере смерти "Освенцим", сделанные весной 1945 года, сразу после освобождения…
Видеоинсталляция, снятая в газовой камере Освенцима - голые люди весело играют в пятнашки…
Юмор и ирония в канун 70-летия окончания самой кровавой войны в истории человечества!
"Нужно понять, что это художественный музей, и мы демонстрируем предметы искусства, проявления творческого самовыражения. У нас нет цензуры'', - заявила куратор выставки Раэль Артель.
ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ ЦИНИЗМА МОЖНО ДОЙТИ В ВОСХВАЛЕНИИ ЭТОЙ САМОЙ «СВОБОДЫ»?
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Нижний Новгород
По поводу смс-ок для писающих мужиков - читала, что уже не работает тот номер, они произвольно всё это делают. А язык коню Святого Вацлава в "Люцерне" периодически красят в разные цвета.
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
И прискорбно, как раз то, что ты не видишь связи между идеями, воплощаемыми Черны, и инсталляциями в Тарту.
Неужели ты считаешь нормальными насмешки и издевательский стёб над человеческим горем, памятью, верой, настоящими человеческими ценностями?
Живет в: Омск
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Если честно, мне кажется, что заметку Вы прочитали «по диагонали», не уловив ее настоящего смысла.
«Все-таки должна существовать некая грань, за которую не стоит переходить в проявлениях иронического отношения к окружающему, саркастического юмора, свободы самовыражения и буйной фантазии».
И это не только о современном украшателе Праги, это вообще о нашей жизни. Ведь, как бы кому не хотелось, но безграничной свободы не существует…
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Конечно, это неплохо, когда у заметки много комментариев, но наш диалог, похоже, зашел в тупик. Если мы не можем прийти к единому мнению, то надо остаться каждой при своем и не тратить бессмысленно время.
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Вологда
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Вологда