Узкий проход в конце Златой улички ведет к страшной башне Далиборка.
Рядом с ним можно увидеть небольшую бронзовую скульптуру «Фигура с черепом», созданную скульптором Ярославом Рона в 1996 году.
Идея произведения - «momento more», то есть «помни о смерти». И куда мы идем?
Башня Далиборка построена в 1496 году над Оленьим рвом и изначально была гораздо выше, чем сейчас.
Она являлась тюрьмой для знати и дворян вплоть до 1781 года, а назвали башню по имени первого узника - Далибора из Козоед. За что его посадили, доподлинно неизвестно. То ли он помог восставшим крестьянам своего соседа пана Плосковицкого, то ли сам возглавил восстание беглых крестьян, то ли, наоборот, воспользовавшись крестьянским восстанием, захватил имущество соседа, но в 1498 году за что-то Далибору все же отрубили голову.
Легенда гласит, что за время заключения он научился играть на скрипке и делал это так проникновенно, что под башней собирались толпы людей, несчастного жалели и носили ему еду. С тех пор в Чехии существует поговорка: «Беда научила Далибора играть на скрипке». Странно, конечно, ведь считается, что скрипка появилась в XVI веке, т.е. позже описываемых событий. Я думаю, более достоверным является другое, довольно мрачное объяснение, почему имя Далибора ассоциировалось с игрой на скрипке. Словом «скрипка» в те давние времена называли своеобразное приспособление для пыток. Кстати, по форме оно было похоже на скрипку с отверстиями для головы и рук, а «струнами» были верёвки. Когда устройство приводили в действие, заключенный издавал «музыку». Так что упомянутая выше поговорка, скорее всего, означает, что под пытками Далибор вынужден был признаться в преступлении. Но легенда остается легендой, и на ее основе известный чешский композитор Бедржих Сметана, автор чешского гимна, создал в 1867 году оперу «Далибор».
В башне Далиборка и сейчас можно увидеть тюремные камеры, различные приспособления для пыток, а в полу нижнего этажа расположен люк, который ведет подземелье для приговоренных к голодной смерти, называвшееся «гладоморна», куда узников спускали на верёвке.
вход в 'гладоморну' виден на полном экране
Во время современных исследований башни в канале, выходящем в Олений ров, были найдены останки человеческого скелета. Похоже, узник рыл тоннель, пытаясь сбежать из застенков, но на последние 30 см земли сил не хватило… А свобода была так близко!
Узкие каменные лесенки соединяют этажи страшной темницы.
Когда-то по ним волокли несчастных заключенных на мучения, и хмурые стены хранят их истошные крики, кровавые пятна, а может и похороненные здесь чьи-то тайны…
Брр!.. Что-то не хочется мне ничего фотографировать, да и смотреть не очень хочется…
Покинув вызывающие дрожь застенки, мы радостно вдохнули свежего, хоть и мокрого воздуха и, поплутав немножко в лабиринтах крепостной стены,
попали … в рай! Рай для детворы мелкой и уже повзрослевшей.
Музей игрушек считается одним из крупнейших собраний такого рода в мире. А началось все с нескольких игрушек, которые ныне хозяин огромной коллекции кинорежиссер Иван Штайгр приобрёл для одного из своих фильмов в начале 70-х годов прошлого века. Тогда и появилось непреодолимое желание их коллекционировать. Сначала это были машинки и паровозики, фарфоровые куклы XIX века и плюшевые мишки, солдатики и другие фигурки.
Штайгр собирал игрушки, где только мог: ходил по друзьям и знакомым, расспрашивал пожилых людей, лазил по старым чердакам, посещал барахолки, давал объявления в газету и путешествовал по разным странам. Коллекция стремительно разрасталась и вскоре перестала умещаться в его мюнхенской квартире. В 1989 году собирателю удалось получить для ее размещения старинный особняк с башней. И где? В Пражском граде! Бургграфский дворец – просто идеальное место для игрушечного музея.
Сейчас коллекция насчитывает более 5 тысяч экспонатов.
Чего только нет в этом королевстве игрушек!
Куклы разных эпох
и плюшевые мишки – своеобразный символ музея,
кухонные принадлежности,
крепости, города и деревни,
миниатюрные елочные украшения и уже украшенные елки, ведь скоро Рождество,
Деды Морозы, Санта Клаусы и, конечно, Святой Микулаш,
коллекция Щелкунчиков,
мебелированные комнаты и целые дома (в детстве мы сами мастерили подобные домики),
фигурки святых и игрушечные иконостасы (я и не предполагала, что такие игрушки существуют),
театр теней, в котором можно разыгрывать настоящие спектакли,
заводные игрушки (я помню, у одной из моих одноклассниц был такой повар, который, подкидывая, переворачивал блинчики - сейчас этим никого не удивишь, а в моем детстве это была чудесная игрушка),
фигурки индейцев,
оловянные солдатики всех времён и народов,
различные механизмы и целые производства,
поезда и железнодорожные станции,
так называемые экшн-мены - популярные киногерои и известные личности,
металлические и деревянные конструкторы, автомобили, корабли, самолеты, цирк и зоопарк и ещё много-много различных экспонатов.
Разве все перефотографируешь?
Самыми старыми в коллекции являются древнеримские, древнегреческие и древнеегипетские игрушки (им почти две тысячи лет), а самыми редкими считают индейские игрушки из хлеба.
Отдельный этаж отдан кукле Барби.
Кстати, она по нашим меркам уже пенсионерка, так как родилась в 1959 году. Я и не задумывалась, что девчонки играют с ней так давно, и за эти годы выпущено такое разнообразие Барби!
Хотя я никогда не была ее фанатом, выставка заворожила… Как ту маленькую японочку, что долго стояла у красивой витрины и не могла оторвать взгляд от этого богатства.
Если я не ошибаюсь, в коллекции Барби насчитывается около 3 тысяч кукол. А сколько роскошных нарядов!
Некоторые из них создали знаменитые дизайнеры - Кристиан Диор, Жан Поль Готье, Джанни Версаче.
Игрушечный музей вовсе не считают детским, ведь взрослые посещают его с не меньшим интересом и удовольствием, погружаясь в воспоминания о своем детстве!
Вот и мы погрузились…
От посещения этого одного из самых популярных пражских музеев остались очень приятные ощущения – коктейль из восторга с легкой грустью…
Посетить очень рекомендую!
Кстати, в музее игрушек свои билеты, конечно же, с веселыми плюшевыми медведями, стоимостью 70 крон.
У нас остался последний пункт «большого круга» - Рожмбергский дворец.
Вход в Рожмбергский дворец с площади Св.Георгия
На месте, где он сейчас находится, в XVI веке представитель знатного чешского рода Рожмберков построил большой дом, а вскоре, выкупив два соседних особняка, перестроил все три дома в один помпезный Рожмбергский дворец, славившийся живописной росписью на стенах. Благодаря частым приёмам и балам, дворец некоторое время был центром политической и культурной жизни Праги, и … приглянулся императору Рудольфу II, который захотел увеличить Старый Королевский дворец за счёт соседнего Рожмбергского. Хозяину пришлось перебраться в нынешний Шварценбергский дворец (не мог же он отказать монарху). Вскоре Петр Рожмберк и вовсе покинул Прагу, переехав в городок Тршебонь, где через 10 лет (в возрасте 72 лет) скончался, не оставив наследников. Так прервался род Рожмберков.
В 1753 году по приказу императрицы Марии Терезии началась реконструкция Рожмбергского дворца для Института благородных девиц, предназначавшегося для воспитания девушек из обедневших дворянских семей. Заведение, еще называвшееся «Институтом аристократок», открыли в 1755 году, и 30 девушек стали его первыми воспитанницами.
Комната воспитанницы Института благородных девиц
Первой аббатисой была назначена дочь Марии Терезии - эрцгерцогиня Мария Анна.
Портрет эрцгерцогини Марии Каролины - сестры эрцгерцогини Марии Анны
В 1919 году Институт благородных девиц был упразднён, и во дворце вплоть до 1990 года размещалось Министерство внутренних дел. Затем здание реконструировали. Только с 2010 года туристы могут посещать Рожмбергский дворец.
Вход со стороны Музея игрушек
Кроме часовни Святой Троицы с впечатляющей росписью, ничего особо не увлекло наше внимание.
Несколько скромно обставленных комнат мы осмотрели минут за 15.
В одном из залов расположилась выставка горгулий,
где нас позабавили большеротые фигурки горгулий-человеков.
УРА!!!
Мы выполнили свой план!
Мы – молодцы!
Домой! (в отель, то есть)
По дороге забежали в ресторанчик «Stara radnice» (Старая ратуша).
Вкусненький жареный гермелин и глинтвейн, пробежавший теплом по всему телу… А вот чесночный супчик оказался каким-то не чешским, подозрительно напоминающим грибной из пакетов. Но не поэтому я не рекомендую сие заведение. Обсчитывают, нагло и, похоже, всех подряд. Мы сидели недалеко от барной стойки, где находится касса, и видели, как скрупулёзно разбирались немцы с каждой позицией счета (деньги им вернули). Проверив наш счет, я обнаружила, что некоторые суммы странным образом удвоились. Сделав грозный вид, я указала на приписки и оплатила ровно столько, сколько мы употребили. Русские за соседним столиком тоже нашли явные «неточности» в счете. Судя по тому, что официанты даже не пытались ничего оспаривать, здесь это обычное дело. Так что однозначно не рекомендую, ведь в Праге достаточно ресторанчиков и пивных, без обмана радующих желудок и душу…
Добрались до отеля, блаженно растянулись на кровати, наслаждаясь теплом, расслабленностью, и предались сомнениям:
-А может ну ее, эту вечернюю экскурсию? Вечеров еще впереди много, погуляем по Старому городу сами, а о привидениях в книжке почитаем?
-Нет, жалко отказываться! Ноги вроде не сильно устали (очередная хвала кроссовкам).
-Неужели слабО? Настоящие туристы мы или нет!
-Идем!
Трамваи еще и не думали ходить. Самый короткий путь до метро через Пражский град. На удивление скоренько до него добежали и пересекли тоже достаточно быстро. Выйдя через Восточные ворота, мы резко тормознули – ведущая вниз Старая замковая лестница блестела как зеркало. Голый лед! Как спускаться? Оглянулись на ворота Пражского града, на Черную башню, сочувственно смотревшую нам вслед.
Поворачивать назад как-то не хотелось, и мы решили рискнуть. Стараясь как можно крепче держаться за обледенелые перила, мы медленно скатились вниз.
Уффф!
-Интересно, что сейчас делается в метро?
Я представила, что бы творилось в Москве или Питере, если бы встал весь наземный транспорт… В пражском метро, на удивление, было спокойно: ни паники, ни толкучки, ни ругани, а ведь время, когда люди возвращаются с работы… Молодцы, пражане! В общем, до площади Республики добрались без проблем.
Прошлись с экскурсоводом по мистической Праге, насмотрелись всяких темных уголков в сопровождении рассказов об алхимиках и масонах, о привидениях и легендарном Големе, о ворах, убийцах и особенном пражском жителе – палаче.
Несмотря на такую устрашающую компанию, противную морось и мерзкий пронизывающий ветер, прогулка получилась веселой.
Уже без ног мы добрались на станцию метро Mustek, что на Вацлавской площади и бухнулись на скамейку.
Судя по небольшому количеству пассажиров и бодрому голосу диктора, беспрестанно говорившего что-то о трамваях, они, наконец-то, пошли. Минут через 15 соизволил появиться и поезд (нечасто они в пражском метро по вечерам ходят), две остановки и мы на Малостранской. Вышли на трамвайную остановку – людей достаточно много. Ждут…
-Смотри, трамвай едет!
-Ой, наш, 22!
-УУУРРРААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Но трамвай медленно и понуро прошествовал мимо?..
Технический, на разведку поехал.
Неужели все так плохо?
Придется идти в отель пешком?
В гору?
По ледяной лестнице?
О, НееееееееееееееееееееееееееееееееееТ!!!!!
Но глядя на с трудом взбирающийся в гору трамвай и на часы, где стрелка приближалась к половине одиннадцатого, мы поняли: «Да…» И надо торопиться, ведь в одиннадцать захлопнутся ворота Града, отрезав кратчайший путь к отелю. Какие пути-дороги тогда искать?
Пошли! Беспрестанно оглядываясь, вдруг трамвай все-таки появится и повезет пассажиров, и можно будет вернуться на остановку, а не ползти в ледяную гору…
Нет, не появляется… Мы прибавили шаг. Лестница, к счастью, уже не была такой скользкой – потеплело. Восточные ворота и Черная башня с прежним сочувствием, но теперь уже нас встречающая.
А в Пражском граде – КРАСОТА!
Разве можно пройти и не сфотографировать?
Время неумолимо приближалось к одиннадцати вечера, и Саша заволновался:
-Вдруг ворота закроют, останемся здесь ночевать.
-Ну, уж проверят, наверно?
-А за воротами черная собака бродит… Жаждешь повстречаться?
Довод подействовал молниеносно. Спрятав фотоаппарат, я с возрастающей скоростью помчалась к отелю.
Легенда гласит, что вход в Пражский град со стороны Градчанской площади охраняет призрак огромной черной собаки. Появляется он с одиннадцати до двенадцати часов ночи и сопровождает запоздалых прохожих до Лореты, а затем испаряется. И хоть говорят, что никакой агрессии собака не проявляет, жутковато было бы встретить ее на ночной пустынной улице.
И куда делась накопившаяся за день усталость? Ноги моментально принесли нас к Чернинскому дворцу, и лишь здесь мы перевели дыхание и осторожно оглянулись на слегка освещенную Лорету.
Огромная тень метнулась в ее сторону и растаяла в ночном воздухе…
Margarita388
Elena0604
Ya_Tatiana
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Вологда
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
В описанном мной случае в счете просто приписали еще один суп, еще одну корзинку хлеба и два глинтвейна.
У меня появилось предложение - составить антирейтинг ресторанов, отелей и мест.
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Вологда
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Вологда
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Вологда
Живет в: Умм-эль-Кайвайн
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Вологда