Киндер-Закавказье. Из Сванетии - да в Дагестан. Часть стартовая

  • 120
  • Нравится!4      
  • 113
  • 0 комментариев
  •  
  • В избранное
В стародавние, но вполне задокументированные времена азербайджанские шахи без стеснения выходили на горные да степные дороги, поднимали руку и стопили фуры.
Их даже в бронзе запечатлели исключительно странствующими - вот так, с конём и поднятой рукой. Ибо фуры тогда были иными*.
*До второй половины XX века фурой называлась большая, длинная телега, запряжённая лошадьми или волами - педивикия.
Но - если сегодня вы вдруг решили пуститься путешествовать автостопом и не знаете, откуда лучше начать - начните с Азербайджана!
Между нами и Азербайджаном невидимой стеной стояли армянские штампы в паспортах. Впрочем, эта стена пугала менее всего - бюрократические надуманные препоны завсегда обходимы.
Куда страшнее оказалась стена субботнего утра Сванетии. И без того тупиковый регион в плане автомобильного движения попросту вымер.
А мы успешно проспали все утренние маршрутки - потому как дорого, а хочется попасть в Россию с минимальными затратами, в идеале - вообще без денежных вложений, и топаем по раскалённому шоссе прочь из Местиа, пониже, чтобы в запасе оказались еще 2-3 деревни, из которых может возникнуть потенциальный транспорт вниз, в Зугдиди.
Первый за два часа стопа убитый фургончик провез аж четыре километра - и скрылся во дворах очередной деревушки. Народ катался в гости к родственникам, перевозил не уставших ещё коров для вспашки очередного поля, обкатывал отремонтированные на выходных машины - не более.
Жара и безнадёга. Ребенок скулил, я морально готовился к ночёвке в горах. Нашли тенистую лавочку на выезде из деревни и решили стопить до упора.
Упор возник через пару минут в виде большого пустого джипа. Этот джип, вернее, его хозяин, просто сделал наш день.
Андрей оказался тем самым примером свана, выросшего вне горной среды и вернувшегося в родную Сванетию уже состоявшимся московским бизнесменом. Переворачивающим представления горцев об устройстве туристического бизнеса в горных селениях, создающим ту самую новую инфраструктуру, которая столь заметно вытесняет традиционный жизненный уклад аксакалов.
И вот, в субботний день Андрей решил поехать за оптовой партией цемента аж до самого Кутаиси. Неслыханная удача для нас - практически половина страны на одной машине, по свободным дорогам. По иронии судьбы эта машина оказалась самой "длинной" за всю поездку.
Именно Андрей утром прошедшего дня отключил свет в доме-музее Хергиани и не дал нам толком ознакомиться с экспозицией. Оказалось - проводил свет в отдалённый поселок. В качестве компенсации завез на Ингури ГЭС - показать, откуда тот самый свет в горах берётся.
С дорогой до Кутаиси сказочно повезло. А вот дальше начался полноценный пешеходный участок.
Дело в том, что окружная Кутаиси проходит фактически по городу. Стопить в таких условиях бессмысленно - пытались на трёх более-менее выгодных точках. Единственный вариант - найти выход трассы из городской черты.
По жаре и в горку - ребёнок окончательно спёкся, пришлось брать на себя два рюкзака и добивать пятикилометровку. По карте видно - если бы ушли в город, с таким расстоянием спокойно обгуляли бы весь центр.
Но и на выходе трасса оказалась крайне сложна. Через полчаса попыток поймали таки машинку, следовавшую в Гори. Хорошо, поскольку наша задача минимум - до полуночи попасть в Тбилиси.
К Гори приблизились в темноте. Высадились на неплохой точке в месте ремонта дорожного полотна, под фонарями. Минут через пять поймали очередной сванский джип - тоже бизнесмены, но теперь из южной Сванетии возвращались в посёлок под Тбилиси.
Определённо, сваны спасли этот непростой день. Хозяин машины, высадив товарищей в посёлке, довёз нас не просто до столицы, а до автовокзала, откуда уходит самая короткая трасса на границу с Азербайджаном. 30 километров, из которых больше десяти - по Тбилиси, просто чтобы помочь путешественникам.
Выбраться из Тбилиси ночью - та ещё задача. Машина, пешком, снова машина. Уже на самом выезде из города случайно поймали такси - согласился подбросить без денег до Рустави.
Таксист оказался весьма вменяемым, посоветовал остановиться на ночёвку в поле за огромным авторынком, куда, по его словам стекаются покупатели из Азербайджана - утром будет проще уехать на границу.
Пока ходил осматривать поле, инициативный ребёнок словил...полицейских. Ребята сильно удивились, завидев на ночной трассе одиночного маленького стопщика. Поговорили - тот же совет, ночевать в поле. Пообещали полный покой и ежечасное патрулирование.
Нещадная жара выпихнула из палатки всего через три часа. Такой вот экзотический вид с точки ночёвки - обычно палатку стараешься спрятать.
Пара километров пешком, грузовик с песчаного карьера, фургон продавца фруктов - и вот она, граница!
Пограничный пункт Мтквари-Садыхлы стоит увидеть своими глазами. Концентрат пафоса граничащих стран во всей красе. Нарочито техногенный минималистичный грузинский КПП и терракотово-золотой "дворец" Азербайджана. Внутри, впрочем, и тот и другой - полный совок и сарай.
На последние лари покупаем минералки. Всё, задача на Азербайджан - не расходовать средства вообще. Посмотрим, выполнимо ли.
Армянские штампы затянули переход границы минут на десять - задали пару стандартных вопросов из серии "а нафига?" и "а Карабах?", переписали данные паспорта в листок особо подозрительных переходчиков и пропустили.
Погранпереход Садыхлы - тупик и глушь. Стоит прорваться сквозь плотные ряды таксистов, протопать стоянку фур - и остаёшься один на один с раскалённым асфальтом. Полдень, жара под 40, ни тени, ни транспорта.
Очередные таксисты нежились в тенёчке придорожного кафе, напротив которого мы выбрали точку стопа. Вот до сих пор недоумеваю - действительно все таксисты категорически не понимают, что есть автостоп, или массово, всепланетно прикалываются? Одинаковые по-театральному округлённые глаза, одинаковое обалдевание и растянутое "без де-е-е-енег?". И "У нас такого не бывает", да.
Через пять минут большой белый Крузер уносил нас от разочарованных таксёров в сторону ближайшего городка.
В городке с запоминающимся названием Казах (Газах) обнаружилась самая существенная сложность быстрого перемещения по стране. Сложность эта заключается в людях, в их неописуемом гостеприимстве. Азербайджан за пределами Баку - страна, сильно обделённая туристическим вниманием. И потому любой человек с рюкзаком воспринимается едва ли ни как личный гость.
Мы шли, пожимая руки и общаясь на ходу. Заходили в гости - потому как неудобно отказывать пожилому человеку, бегущему к тебе через дорогу ради простого приглашения заглянуть на чай. Я вёл беседы о политике и о Москве под сенью смоковниц, в то время как Даня обдирал самые сладкие ягоды с вершины кустов. Мы узнали, что такое варенье из зелёных грецких орехов, называемых красивым словом "Василе", и навсегда влюбились в этот шедевр кондитерского искусства.
Опустошение очередной смоковницы - хозяин притащил лестницу, наверху самые спелые ягоды.
Рюкзак ребёнка существенно потяжелел от угощений - фрукты, печенье, сладости загружались директивно, несмотря на родительские возражения. Мы двигались по первому городку Азербайджана, и делали это крайне медленно.
А ведь в планах на день было не только побродить по древней Гяндже, но и дотянуть до самого Баку, или, что совсем идеально, до Шемахи.
Решили - ввиду жары и дефицита воды соглашаемся только на попить чай-поболтать. Никаких посиделок и тем более предложений остаться на пару дней.
Вырвались из городка - процесс пошел как по маслу. Подняли руки - уехали. Одна, вторая, третья машина - и вот за окном проносится стилизованная крепостная стена с огромными каменными книгами древних философов. Гянджа.
Гянджа разочаровала. Совсем не интересный город, в котором и центр-то обнаружить сложновато. Самое симпатичное место - площадь напротив университета, на которой у нас даже зачем-то проверил документы бдительный полицай.
Город, в то же время, внушителен. Была идея пройти его насквозь и найти дорожку на Шемаху в объезд бакинскому автобану, но после разговора с местными её отмели. Ребёнок начал помирать, соорудил себе походный посох и всячески выражал недовольство масштабом пешей прогулки. В обратку пришлось идти на спор - азарт удивительным образом ускоряет шевеление ног.
Более всего запомнились волшебные гянженские балконы, непонятно за счёт чего повисающие на стенках стареньких хрущёвок и увеличивающие жилплощадь процентов на тридцать. Первые этажи здесь, что странно, не раздувают до масштабов дачи, но балконное строительство поражает.
Обгоняя надвигающиеся грозовые тучи, дотопали до выхода из города и почти сразу тормознули ужасающего жёлтого цвета убитую вазовскую восьмёрку. Попросили подвезти 10 км до трассы на Баку.
Молодые ребята, абсолютно не понимающие по-русски, разобрали только "Баку" - и открыли двери. Редкая, казалось бы, удача.
Но этой, потенциально самой "длинной" машине на нашем маршруте, доехать до места назначения было не суждено.
 

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв

Другие заметки - 3637

Реклама на Rutraveller
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: