- 990
-
Нравится!33
Дайбабе – однако, забавно звучит для религиозного учреждения, но именно так называется действующий мужской монастырь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, расположенный в 4 километрах от Подгорицы на одноименной горе у доро...
- 213
- 19 комментариев
-
- В избранное
Дайбабе – однако, забавно звучит для религиозного учреждения, но именно так называется действующий мужской монастырь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, расположенный в 4 километрах от Подгорицы на одноименной горе у дороги, идущей в сторону Адриатического побережья.
Это место интересно не только своим названием. С виду обычная церковь с двумя колокольнями по бокам, а стоит подойти ближе, и обнаруживается, что у нее есть только фасад, пристроенный к скале. Сам же храм Успения Пресвятой Богородицы находится внутри пещеры.
Пещеры горы Дайбабе были священным местом с древней древности.
Святые отшельники поселились здесь задолго до появления в этих местах славянских племен, а еще есть предположение, что в этих пещерах нашли когда-то убежище римские христиане, гонимые императором Диоклетианом.
Место оказалось очень подходящим - внутри горы был источник пресной воды, а вход от посторонних глаз надежно скрывали густые заросли. Поэтому и во времена турецкого нашествия в пещерах горы Дайбабе черногорцы спрятали многие православные ценности и святыни. Говорят, что некоторые из них не найдены до сих пор.
Основателем и первым настоятелем монастыря Дайбабе был Савва Попович (будущий Святой Симеон Дайбабский).
Он родился в 1854 году в Цетине, был пострижеником в Киево-Печерской лавре, и, окончив духовную академию в Киеве в 1887 году, вернулся на родину. Продав свое имение в Цетине, он стал монахом Симеоном в знаменитом монастыре Острог.
Легенда гласит, что 1890 году (необычно, однако, для легенды указывать точное время) в монастырь Острог пришел бедный крестьянин из села Дайбабе Петко Ивезич. Он рассказал Симеону о чудесном видении – будто в безлюдном месте увидел он человека, одетого в расшитое золотом одеяние и шапку с изображением креста. Испугался было Петко, но человек сказал: «Я не злой дух, как ты думаешь. Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником великого святого… Хочу, чтобы ты построил мне монастырь». Петко был сиротой - за душой, как говорится, ни гроша.
- Я беден, отче!
- Богатый и не нужен. Нашлось бы желание. Построй сначала маленькую церковку.
Симеон, как человек образованный, сразу понял, что речь идет об ученике святителя Саввы Сербского, мощи которого монахи спрятали в Дайбабских пещерах во времена османского ига, боясь, что турки осквернят святыню, и решил помочь юноше исполнить волю святого. Его замысел благословил митрополит и одобрил черногорский правитель Николай I.
Так в пещерах горы Дайбабе появилась церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая была освящена 22 декабря 1897 года. Петко же стал монахом Платоном нового монастыря. Спустя несколько лет у пещерной церкви был выстроен наружный вход с колокольнями по бокам, а чуть выше на горе странноприимный дом.
В этом монастыре Симеон провел всю свою жизнь и умер 1 апреля 1941 года, здесь покоятся его нетленные мощи…
Спустя полвека после смерти он был канонизирован как Святой Симеон Дайбабский.
В монастыре все очень просто. На террасе у входа большие изображения известных святых и преподобного Симеона Дайбабского, конечно.
Старые фотографии рассказывают об истории обители. Низенький вход ведет в пещерный храм – войти можно только поклонившись святому месту...
Фотографировать внутри нельзя…
Пещера имеет форму креста. Возможно, ее облик и определил положение будущего монастыря. Длина храма 21,5 метров, а ширина – всего 2,5 метра. Главный канал пещеры самый большой, в нем находится алтарь, а по бокам расположены небольшие капеллы. Стены и потолок украшают росписи на религиозные темы. Что-то осталось еще от древних христиан, но большая часть выполнена рукой преподобного Симеона и, надо сказать, очень искусно! Особенно меня поразило изображение Христа в левой капелле. Разве можно так нарисовать простым углем на простом камне? Ощущение полного присутствия!.. Такие добрые, живые глаза!.. Встретишься с ними взглядом и ловишь себя на мысли – что же он мне сейчас скажет?..
А что же с названием? По официальной версии оно происходит от древнеславянской молитвы-просьбы, обращенной к женскому божеству. Поэтому, говорят, и церковь была посвящена Успению Пресвятой Богородицы.
Но словоохотливый монах рассказал мне, что есть еще 2 легенды по поводу названия монастыря, а вернее названия селения, находившегося рядом.
По одной из них, во времена османского ига черногорцы, пытаясь уберечь молодых дочерей от турецкого рабства, переодевали их в бесформенные старушечьи наряды, а на лица накладывали своеобразный грим из глины или теста. Турки сначала уходили из селения ни с чем, а потом догадались и стали хватать всех женщин подряд, покрикивая: «Дай бабе!»
Другая рассказывает, что в селении жила богатая женщина, которая носила деньги в фартуке. Дети бежали рядом, кричали: «Дай, баба!», дергали за фартук и подбирали падающие из него монетки.
Tati2707
moshkovo
Tatiana-N
RomikRU
Iharoa
Donna_2014
Живет в: Новосибирск
Живет в: Вологда
Живет в: Дубна
Живет в: Вологда
Живет в: Аликанте
Живет в: Вологда
Живет в: Рязань
Живет в: Вологда
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Живет в: Жуковский
Живет в: Вологда
Кстати, Рит, когда впечатлениями поделишься?
Живет в: Жуковский
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Вологда
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Умм-эль-Кайвайн