ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ: о чем судачат актеры и молчат старые театры?

  • 300
  • Нравится!10      
  • 562
  • 0 комментариев
  •  
  • В избранное

Бродячие артисты. Фантазийное фото Владимира Федотко

- Человек имеет право выпить немного портвейна рядом со своим собственным пожаром! – слова, которые городские легенды приписывают Шеридану, автору «Дуэньи» и «Школы злословия», хладнокровно заказавшему стаканчик, пока горел его театр, лондонский «Друри-лейн». Как отреагировал на пожар серый призрак, обосновавшийся в том же театре за полторы сотни лет до Шеридана, неизвестно.

1/2
Королевский театр Друри-лейн в наши дни и во времена Шеридана
По-крайней мере, прозрачный мужчина в треуголке и при шпаге, по словам старожил, никуда не делся, и до сих пор, случается, приветствует актеров и служащих, которые засиживаются в Королевском театре допоздна. Говорят, еще на заре «Друри-лейн» похожий человек настырно преследовал одну из актрис. В потасовке поклонника убили, а труп быстренько замуровали в стену.
Арлекин нападает на Пьеро в комедии дель артэ
Скелет со старинным кинжалом между ребер обнаружили только во время капитального ремонта театрального здания, в Викторианскую эпоху.
Городские предания возникают из коктейля исторических событий, слухов и сплетен, приправленных местным фольклором. Каждое поселение, от маленькой деревеньки до мегаполиса, обрастает собственными историями, жуткими или забавными, но всегда захватывающими и придающими месту неповторимый колорит, такой притягательный для нас, путешественников!
Колоритный дом с привидениями - признанный сюжет городских легенд.
Кто не слышал о Кровавой Мэри из Пенсильвании или из Англии, о лондонском кошмаре - Джеке Потрошителе, о вампирах Нового Орлеана или князе Дракуле из Валахии? А помните страшные истории пионерского детства: Красная Рука, Гроб на Колесиках, Желтые Перчатки, Зеленое Пианино? Ни одна поездка в летний лагерь не обходилась без вызова Пиковой Дамы, а то и духа Пушкина, который, по словам знатоков, «беспардонно ругается».
Нет, серьезно. Городские легенды уже делятся на жанры.
Зачастую их задача не испугать, а поведать о любопытнейших событиях. Городские рассказы - познавательные истории и притчи, способные превратить прогулку даже по знакомому городу в приключение. Чтобы заинтриговать и подтолкнуть пытливых путешественников к новым открытиям, мы придумали сообщество «Городские легенды». А для этой статьи подобрали три истории, в которых главные действующие лица принадлежат миру театра - по-своему таинственному, иногда полному суеверий, но во все века притягательному.
Уличный актер-иллюзионист, Прага
В старину нередко случалось, что искусных актеров и циркачей принимали за колдунов. Иногда они от этого выигрывали, но частенько страдали. Горожане могли не жаловать трубадуров, но совладать с тягой к зрелищам, насыщенным страстями и эмоциями, красками и движением, было выше их сил.

ПРАГА: лицедей-волшебник, четыре зверя и янтарная маска

Легенды рассказывают, что в XVI веке наведывался в Прагу бродячий актер-чародей по имени Янек. Лицедей играл на флейте, а его дрессированные животные – козел, свинья, пес и петух – так залихватски пританцовывали в такт, что однажды заставили плясать вместе с собой всех зрителей на площади.
Музыканты на Карловом мосту, Прага
Говорили, что Янеку помогает заколдованная маска, вырезанная из целого куска янтаря. Будто он способен погружать людей в сон, а потом будить, по своему желанию, а еще так влиять на поведение стражников, придворных и чиновников, что им не приходит в голову мешать его представлениям. Вполне вероятно, что актер был талантливым гипнотизером, но не только.
Современный менестрель Староместской площади, знакомый многим гостям Праги. Удивительный дедушка поет и играет на колесной лире. Другие названия затейливого средневекового инструмента - 'органиструм' или 'хёрди-гёрди'.
Как-то раз по воле Янека у всех мздоимцев Праги, которые притесняли странствующих актеров, руки окрасились в несмываемый синий цвет. А потом мистическим образом пострадал королевский шут, который плел интриги против артистов.
На негодяя неожиданно напал черный козел, и таскал по Праге день напролет на своих рогах.
Представление на главной пражской площади. Автор картины Виктория Франциско.
Слухи, связанные с Янеком, фантастические и правдивые, на несколько столетий сделали его покровителем бродячих комедиантов. Считалось, что после ухода Янека из Праги, в городе остались его животные, и если исполнить тайный ритуал, от стены на Угольном рынке отделятся тени козла, свиньи, пса и петуха, и не поздоровится тому, кто обижает артистов.
Площадь Угольного рынка. Место, где Янек и его чудесные животные давали свои представления.
Янтарная маска Янека – еще одна загадка. Споры о ее существовании ведутся со Средних веков. Ходят предания, что маска приносит творческий успех, отваживает завистников и защищает своего владельца от всех бед. Обладать янтарным сокровищем жаждали не только служители Мельпомены, но и придворные, студенты, торговцы, ювелиры и даже французский король, говорят, пытался добыть маску для своей любовницы-актрисы. Тщетно.
Янтарная маска появлялась и исчезала. Ее подделки приводили к убийствам и самоубийствам. По одной из легенд, маска спрятана в Праге, возможно, на Златой улочке. По другой версии, ее увезли в Вену.
Многие истории о янтарной маске сопровождаются исчезновениями людей.
В начале ХХ века в Праге гастролировал австрийский цирк-шапито. Во время одного из представлений под куполом цирка необъяснимым образом пропал канатоходец. Рассказывают, что он увлекался древней магией, а на свой последний номер вышел в странной сияющей желтой маске.
Злата улочка знает столько секретов, что могла и забыть, где спрятана янтарная маска.
Любопытно прослеживать связи между людьми и событиями из разных стран и эпох. В театральной среде такие связующие моменты особенно заметны. Например, нынешний владелец театра «Друри-лейн», мелькнувшего в нашем предисловии, не кто иной, как композитор Эндрю Ллойд Уэббер. Персонаж его мюзикла по роману Гастона Леру – действующее лицо следующей городской легенды.

ПАРИЖ: театр, похожий на баню, подземное озеро и призрак-театрал

Премьера в парижской «Гранд-Опера», или, по фамилии ее создателя, в «Опере Гарнье» - повод купить новое изящное, но строгое вечернее платье. Обычаи блестящих премьер продолжают соблюдаться в главном театре Франции, как и правило, которое запрещает сдавать ложу №5 первого яруса кому бы то ни было. Говорят, что пункт с таким содержанием прописан в официальном контракте директора «Гранд-Опера».
Зрительный зал 'Гранд-Опера' в Париже.
Разумеется, несколько раз правило нарушали, и всегда – с самыми пагубными последствиями.
Потому что ложа №5 на веки вечные зарезервирована за Призраком театра.
В течение ста с лишним лет привидение подтверждает пристрастие к хорошим постановкам и систематически появляется на своем месте, чуть позже после начала спектакля. К этому времени публика обычно поглощена тем, что происходит на сцене, и не замечает появления необычного зрителя.
Тем, кто захочет проверить, сколько в этой легенде от рекламного трюка, рекомендуем попытаться забронировать билет в пресловутую ложу. Честно признаемся, у нас не получилось. Место занято – даже на спектаклях, которые будут идти через несколько месяцев. Похоже, «Гранд-Опера» решила подыграть городской легенде. Самым дерзким и целеустремленным остается лишь поехать в Париж, явиться на представление и лично проверить, что же происходит в ложе №5. Почему бы нет, как говорят французы?
1/3
Здание Оперы Гарнье в нашем столетии и сразу после открытия.

- Вопиющая безвкусица! – возмущалась императрица Евгения, когда изучала проект стройки «Гранд-Опера». – В этом нет никакого стиля!
- Это стиль Наполеона Третьего, мадам! – нашелся архитектор Шарль Гарнье, и возражения приутихли. Правда, через 15 лет Клод Дебюсси с удовольствием прокомментировал: «Здание выглядит как вокзал, но если вы попадете внутрь, то скорее спутаете его с турецкой баней».

Помпезный и эклектичный, с несуразным сочетанием стилей, обилием деталей из «разных опер», - вопреки всему театр Гарнье ухитряется производить гармоничное и монументальное впечатление. Главный архитектурный курьез в том, что на площади в 11 тысяч квадратных метров спроектированы просторные кабинеты для администрации, огромные репетиционные залы, гигантская сцена, фойе и роскошная парадная лестница, но зрительный вмещает не более 2-х тысяч человек.
1/2
Парадная лестница и фойе театра.
Установка декораций в 'Опере Гарнье', Париж
Дополнительные слухи и домыслы о театре порождают его многочисленные тайные коридоры, двойные стены и подвальные лабиринты.
В «Гранд-Опера», как и в романе о Призраке Оперы, есть настоящее подземное озеро.
Водный резервуар на минус втором этаже раньше служил для пожарных нужд и приводил в действие машинерию под сценой. Теперь его сохраняют ради уникальной акустики, которую озеро создает для зрительного зала. Тех, кто мечтает покататься по подземному водоему на лодке, как Призрак в кино, спешим предупредить: вероятны затруднения из-за слишком низких потолков.
1/2
Киноверсия озера в подземелье театра и фотография современного аквалангиста, плывущего под низким потолком.
Существует ли Ангел Музыки или нет, доподлинно неизвестно. Однако талантливый актер по имени Эрик, с врожденным дефектом лица, действительно существовал. Он не решался играть на публике, но много репетировал в подвалах «Гранд-Опера». Легенды рассказывают: когда Эрик влюбился в красивую танцовщицу, она поначалу согласилась остаться с ним в подземелье. Но не смогла жить без солнечного света и ушла. После этого Эрик отказался от еды и воды и замуровал себя в одном из подвалов.
Плафон люстры в зрительном зале 'Оперы Гарнье', расписанный Марком Шагалом.
В духов и призраков театрального подземелья верил сам Шарль Гарнье. Именно от него Гастон Леру узнавал фактические подробности и легенды для сюжета своего романа. Включая эпизод, когда, по невыясненным причинам, оборвался канат с противовесом, и на публику упала многотонная люстра. Несчастье случилось на спектакле «Фауст», сразу после слов Маргариты: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» Не исключено, что в тот день кто-то неосмотрительно продал билет в ложу №5. Как вы думаете?
Кадр из фильма 'Призрак оперы'.
Старинные городские легенды не упускают возможности принять форму волшебной притчи. Кажется, героям нашей третьей истории пригодилась бы защита их коллеги и чародея Янека из Праги. Если бы они только знали, что их ждет, когда постучались в ворота гостеприимного тосканского города! Но, может быть, хилый старичок на осле да двое детишек и сами способны за себя постоять?
Тосканские виноградники. Вдалеке на холме - средневековые башни города Сан-Джиминьяно.

САН-ДЖИМИНЬЯНО: сказка о талантах и поклонниках

Маленькая девочка подпрыгивала на канате так высоко, что жители Сан-Джиминьяно теряли шляпы, наблюдая за ней. Мальчишка крутил тройное сальто и играючи разгибал подковы. У него были лохматые желтые волосы и яркий озорной взгляд. Девочка отличалась невероятной гибкостью и заплетала волосы в черную блестящую косичку. Старик весело играл на жиронде, старинной шарманке.
Фото Владимира Федотко, посвященное бродячим артистам.
Самые замысловатые трюки дети выполняли легко и с таким удовольствием, что их радость и азарт передавались зрителям.
Горожане не хотели отпускать талантливых циркачей и уговаривали остаться. Каждый день публика приносила деньги и еду, а бродячий театр с благодарностью давал новое представление. В коронном номере девочка жонглировала десятью зажженными факелами, а мальчик держал ее на своих плечах.

- Как удалось тебе обучить детей диковинным трюкам? – спрашивал старика подеста, глава города.

- Мальчика я купил в Пенджабе, а девочка отбилась от китайского каравана. Я ничему не учил их и просто благодарен за то, что они кормят меня, старого менестреля, и составляют компанию в бесконечных странствиях.

Городская площадь в Сан-Джиминьяно, Италия.
И настало время прощаться. Бродячих артистов звала дорога, новые площади и города. Каждый житель Сан-Джиминьяно лил слезы, потому что все успели привязаться к добрым и обаятельным лицедеям. Тогда подеста предпринял последнюю попытку: он посулил старику столько денег за маленьких артистов, что можно было построить дворец и жить безбедно до конца дней.

- Дети не продаются, - ответил менестрель. – Они могут в любой момент улететь и убежать, куда захотят. Запрешь их – и лишишь дара. Только на свободе расцветает их талант и способность приносить счастье другим.

Еще в Средние века Сан-Джиминьяно прозвали 'городом башен'.
Что случается в подобной ситуации в драматических историях? Вы правильно догадались: подеста похитил детей, но старика схватить не удалось, он как будто исчез. Да кому он был нужен? Детей старались задобрить подарками и одеждой, а они пытались сбежать. Девочка карабкалась по крепостной стене, а мальчик разгибал прутья решеток. Они не желали выступать, не разговаривали, не ели и только рычали и огрызались на своих тюремщиков.
Через некоторое время подеста заглянул в башню, где держали пленников.
Вместо детей он обнаружил двух огромных изможденных чудовищ.
Одно было желтым зверем с косматой гривой и острыми когтями, а другое – черной чешуйчатой тварью с раздвоенным языком. Их вой и шипение стали слышны горожанам, и скоро каждый в Сан-Джиминьяно узнал, что вместо веселых маленьких циркачей в крепости спрятаны сатанинские чудища.
Очаровательный итальянский городок. Какие страсти кипят в нем?
На городской площади собрали дрова для большого костра и водрузили ни них клетку с монстрами. Два зверя скулили, пытаясь уклониться от летящих в них камней и копий. Они смотрели на толпу, которая ими раньше восхищалась, любила и ласкала, а теперь собиралась убить. Люди с пылающими факелами уже подступили к клетке, когда послышалась музыка.
Жиронда звучала так светло и легко, мелодия была такой радостной, а главное, хорошо знакомой всем на площади, что палачи остановились.
Чудовища с каждым звуком оживали. Одним ударом лапы косматый зверь расколол клетку надвое и издал громоподобный рык, а второй расправил черные крылья, взмыл над Сан-Джиминьяно и выпустил из пасти столб пламени. Горожане в панике разбегались, но многие погибали от огня, зубов и когтей.
Нападение дракона на картонный город.
К вечеру город погрузился в мертвую тишину. Лишь один старый шарманщик видел, как, взмахивая крыльями, улетал прочь от Сан-Джиминьяно переливающийся в закатных лучах дракон, унося на своей спине желтого гривастого льва.
Площадь Сан-Джиминьяно и тосканская долина с высоты полета, птиц или драконов.
Драматическая притча о любви, жестокости и суровой справедливости. Из чего только не сотканы городские легенды! Мы находим в них мудрость и волшебство, слезы и счастье. Конечно, не обходится без мистики и приукрашенной исторической хроники. Какой город не держит собственных привидений? Какой театр откажется от своих легенд?
Большой театр, Москва.
Поговаривают пожары, от которых много раз страдал Большой театр в Москве, возникают из-за призрака преступника. Злодея, травившего людей во время эпидемии чумы, убили и бросили в болото на месте будущего столичного театра.
Рекомендуется хватать огнетушитель, если в подвалах Большого заметите фигуру в черном плаще с надвинутым на лицо капюшоном.
А в Лондоне популярна история о том, как Королевскую Оперу в Ковент-Гардене долгие годы снабжала электроэнергией немецкая подводная лодка. Дизельный двигатель, который держали в театре «на всякий случай», оказывается, сняли с трофейной субмарины Первой мировой войны. Сей факт обнаружили только в 90-х годах ХХ века.
Королевский театр 'Ковент-Гарден', Лондон.
За городскими легендами одни отправляются в дальние страны, другие находят тайны и постигают секреты своих родных городов. Мир по-прежнему полон загадок, особенно если соединять географию с историей и культурными «белыми пятнами». Мы считаем, что каждая городская легенда обладает потенциалом большого интересного путешествия. Давайте открывать эти возможности вместе!
 

 Поделитесь своими впечатлениями

Месяц
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Год
2024202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970
С кем был
ПаройС друзьямиС коллегами по работеС семьейВ одиночкуСемьей с маленькими детьмиСемьей с детьми

Добавить отзыв

Другие заметки - 3637

Реклама на Rutraveller
  Обратная связь Предложение сотрудничества

Пишите нам об ошибках, неточностях и просто свои соображения о проекте.

Ваше имя:*

Укажите тему обращения:*

Сообщение:*

E-mail для связи:*

Телефон для связи: