- 690
-
Нравится!23
«На Байкал! На Байкал» - кричали дети и бегали по квартире, вместо того чтобы собираться и идти на поезд. До поезда около часа, а впереди – Байкал. Только к знакомой тревоге, которая всегда приходит перед отъездом, добавляются лишние переживания...
- 138
- 17 комментариев
-
- В избранное
«На Байкал! На Байкал» - кричали дети и бегали по квартире, вместо того чтобы собираться и идти на поезд. До поезда около часа, а впереди – Байкал. Только к знакомой тревоге, которая всегда приходит перед отъездом, добавляются лишние переживания. Сможем ли мы увидеть все, что запланировали, как мы будем сейчас ехать в поезде и, главное, будет ли на Байкале красивый лед. Прогноз погоды совершенно не радует – обещают до +15 и это на Байкале в марте! Перед отъездом я неделю подглядывала в вебкамеру и смотрела, не тает ли лед. Лед не таял, но его засыпало снегом. Надежд на огромные зеркальные поля становилось все меньше, и все обиднее было, что мы едем не на Ольхон.
Но поезд уже бежал в Слюдянку. А значит, опять знакомая ветка Транссиба – ночные станции, которые так и останутся не узнанными, станции побольше, про которые знаем только, сколько на них стоит поезд, и меняют ли там локомотив. А потом Красноярск – и опять с перрона видно Столбы. А потом – Иланская, и там по-прежнему продают трубочки со сгущенкой. Как будто и не изменилось ничего за пять лет.
Но мой стакан с поездным чаем отобрали маленькие цепкие ручки, а с другой стороны откусили мою трубочку – и сразу стало понятно, как сильно все изменилось за эти пять лет.
Сидим в поезде, слушаем колеса, которые не стучат, ждем, пока в окне покажется Байкал. В поезде удивительно тихо – все или спят или сидят по своим купе и тоже ждут Байкал в окне. Вот не нравятся мне купейные вагоны – в них душно и не душевно. Но с детьми они, конечно, гораздо удобнее, поэтому и едем в вагоне, где рюкзак не свешивает лямочки с третьей полки.
Из-за очередного поворота дороги открылся Байкал – пока не очень впечатляющий и малоотличимый от других зимних озер. Пока поезд подползает к Слюдянке, высматриваем лед и снег на Байкале – снег есть, льда нет, но тут его и не ждем, он должен быть севернее.
Вокзал в Слюдянке, и правда, очень красивый. Говорят, единственный вокзал сделаный целиком из мрамора. И мрамор этот добывали где-то неподалеку.
Вообще Слюдянку называют минералогическим раем – много чего добывают, а еще больше, чего есть, но не в промышленных количествах. Не удивительно, что одна из главных достопримечательностей Слюдянки – минералогический музей. Правда, минералы тут не только местные, но все очень красивые. Все-таки в камнях есть что-то такое, что буквально притягивает взгляд, к чему так и тянутся руки, и что остается с тобой потом.
Но мы-то сюда не за этим приехали (хотя и прогулка по музею не лишена смысла), поэтому оставляем вещи и идем гулять на Байкал. Слюдянка – это самая южная точка Байкала и с побережья видно, как до горизонта уходит ровное белое поле – Байкал спит под плотным снежно-ледовым одеялом.
На улице жарко (явно выше нуля), поэтому мы по началу боимся выходить на лед, но машины так и бегают туда-сюда, поэтому сначала осторожно, а потом увереннее выходим на лед.
Белый-белый снег исчерчен следами – машин, квадроциклов, лыж и ботинок.
А по берегам стоят горы – с права повыше Хамар-Дабан, слева и пониже – Приморских хребет. На этом месте многие улыбаются или просто удивляются, когда слышат как Байкал называют Морем. А как Его еще называть? Море он и есть. Вот есть Малое море, а значит все остальное – большое, и хребет вдоль него Приморский. А по берегу, вдоль этого самого Приморского хребта идет старая Кругобайкальская Железная дорога, которая ждет нас завтра.
Вдоль берега кое-где проталины – где-то просто вода на льду, а там, где впадает речка – там прямо вода-вода. Но тольщина льда, которую видно в рыбацкой лунке, обнадеживает. Вообще дыхание весны уже чувствуется, но зима еще не скоро сдаст свои позиции.
Когда первые духовные потребности удовлетворены, приходят мысли о потребностях более низменых – омуль и позы. Поскольку пять лет назад мне сказали, что женщина не может съесть больше пяти поз за раз, и я осталась голодной, то тут жадность меня обуяла – я же так долго этого ждала. А омуля мы тоже купили, но оставили на вечер.
Время идет, а его и так не много, поэтому возвращаемся на лед. Сразу уходим подальше в море, где снег ровнее. Снега не много, кое-где из-под него кое-где проглядывает лед и мы «накидываемся» на него с фотоаппаратами, каждый раз забывая, что лед по плану начнется с завтрашнего вечера.
По льду доходим до Шаманского мыса. Про этот мыс есть какая-то романтическая легенда про шамана который там похоронен. Но меня больше заинтересовала реальная история этого мыса. В скалах мыса было множество пещер, в одной из которых и был похоронен шаман, но потом, после строительства Иркутского водохранилища уровень воды в Байкале поднялся, и попасть в эти пещеры стало возможно только по воде или по льду, а потом, за несколько лет, осенние шторма и вовсе разрушили большую пещеру. Сейчас осталась только маленькая на самом краю мыса, и то, говорят, видно только ее свод.
Пещера, и правда, небольшая – всего один зал, но в него можно войти ногами и даже встать в полный рост.
Из пещеры на свет выходят узкие «окна», которыми владеет лед.
А еще лед владеет обратной стороной мыса. Хоть это и не многометровые набрызги, которые мы видели на Ольхоне, но все равно приятно, когда серые камни спрятались под белой коркой сосулек.
А в рюкзаке ждет вечера еще одно чудо Байкала – золотая рыбка омуль! Он все так же прекрасен, хотя цены и не радуют (наверное, потому что места знать надо).
За сутки в Слюдянке посмотрели все что планировали – поезда, камешки и снег на льду. Теперь по плану старая Кругобайкальская дорога, и загадочный поезд-Матаня. Кругобайкальскую дорогу строили больше века назад. Вроде бы собирались сделать ее и правда вокруг Байкала, но построили только от Иркутска до Слюдянки через Порт-Байкал. А потом, после строительства Иркутской ГЭС участок от Иркутска до Порта Байкал оказался затопленным и Кругобайкала превратилась в тупиковую ветку. Сейчас это больше туристическая достопримечательность, чем железная дорога, хотя местные тоже ей пользуются. Посмотреть там очень даже есть, что – на 70 км дороги множество мостов, тоннелей, виадуков. Дорога идет прямо по берегу Байкала, местами прорезана в скалах. Поездов на Кругобайкалке ходит очень мало. Основной способ сообщения – пригородный поезд Слюдянка-Порт-Байкал, который в народе называют Матаней. На нем мы и поехали. Я-то думала, что Матаня это все-таки поезд, а это самый настоящий рельсовый автобус – один вагон, который сам себя возит!
Едет Матаня очень медленно, совсем не как большие поезда, и еще и останавливается каждые пару километров. Но дорога все равно не утомительная, потому что есть, что посмотреть. С одной стороны – просторы Байкала, лед, снег, горы на том берегу, кое-где полосы прибрежных торосов, которые блестят на солнце и кажутся синими.
С другой стороны горы, лес и деревеньки на склонах. А еще же есть и сама дорога – старые каменные стены тоннелей, арки виадуков и рельсы, которые изгибаются, повторяя сложную форму побережья.
Вообще, возникло желание как-нибудь вернуться на Кругобайкалку, чтобы пройти по ней пешком и рассмотреть все эти тоннели поближе. Возможно, через несколько лет мы и правда вернемся сюда, возможно, даже вместе с детьми. Только, на этот раз, летом.
Атмосфера в Матане самая что ни есть туристическая – кто-то бегает по вагону (и это не только мои дети), кто-то кричит «смотри-смотри тоннель», кто-то спит на рюкзаках. Все так мило и весело, что когда проводник (или тут это скорее кондуктор?) говорит, что до Порт-Байкала осталось три минуты, мы к этому оказываемся не готовы.
Порт Байкал это небольшой поселок, стоящий на берегу Байкала и Ангары одновременно. Летом тут, должно быть, кипит жизнь – все-таки порт. А сейчас все тихо и даже пустынно.
Чтобы попасть в Листвянку, где «жизнь» есть круглый год, нужно перебраться на другую сторону Ангары. Да только Ангара почему-то не замерзает. Говорят, это потому что она берет свои воды из глубинных слоев Байкала и вытекает всегда температурой +4 градуса. Как бы то ни было – по льду не перейдешь. Говорят, можно пойти по Байкальскому льду, но для этого надо обойти большую проталину вокруг незамерзающего истока Ангары, а это не так близко, да и дороги мы тогда не знали. Круглый год через Ангару ходит паром, но, почему-то, его расписание не совпадает с расписанием Матани. Когда Матаня приезжает, последний паром уже ушел. Остается либо ночевать в Порт-Байкале, либо переправляться каким-то другим способом.
Мы заранее договорились, что нас встретят на хивусе – катере на воздушной подушке. Это выходит не дешево, зато само по себе интересно. Хивусы эти бегают и по льду и по воде, поэтому их не смущает незамерзающая Ангара. Хивус лихо прыгает в воду, потом так же лихо выскакивает на лед, уже в Листвянке. Потом еще немного он крутится по льду и останавливается прямо напротив дома, где мы будем жить ближайшие несколько дней.
Из окна открывается чудесный вид на Байкал, а закаты вообще незабываемы – ради этого уже стоит приехать в Листвянку, и увидеть как солнце садится за другой берег Байкала. В этот вечер солнце садится в самую тучу, так что ждать хорошей погоды завтра уже не приходится. Но впереди у нас не один, а целых три с половиной дня в Листвянке, так что погода просто обязана вернуться!
Утром погоды нет – пасмурно и идет снег. Проснулись, увидели, как снег падает на лед, испугались, что его совсем засыпет, и прямо не завтракая побежали смотреть лед хотя бы такой, какой видно под этим низким серым небом. А то, вдруг, местный буркан к нам не благодушен и снег скроет от нас всю красоту.
Раз погоды нет, то выбираем более «камерные» планы. Для начала – лимнологический музей, он же музей Байкала. Вот туда я давно хотела – гидрология, геология, животный мир Байкала, а еще и виртуальное погружение. Так что первым делом туда и едем. Музей находится на самом краю Листвянки, почти на берегу Ангары, поэтому по дороге не можем отказать себе в удовольствии посмотреть на границу воды и льда, место откуда начинается Ангара, хотя погода и не способствует.
В музее, и правда, есть схемы образования Байкала, объемные карты, коллекция минералов и в каждом зале какой-нибудь видеоматериал. Но почему-то это все не очень впечатлило. А вот в последнем зале аквариумы – там интересно, там и рыбы всякие (в том числе омуль чуть ли не метровой длины), и рачки какие-то, и, главное - нерпа. Я, почему-то, думала, что нерпа – это маленький тюлень, а он очень даже большой и толстый, совсем не торпеда подводная, а уж, скорее, бомбочка. Понятно, что от аквариума с нерпой детей было не оторвать! А вот на виртуальное погружение нас не пустили, сказали, что дети могут испугаться. Ну не судьба мне нырять в Байкал, даже виртуально!
Пока мы ходили по музею, погода не исправилась, а скорее даже наоборот. А нерпу нам надо было срочно (еле уговорили поесть, а не сразу бежать), поэтому идем в нерпинарий. В нерпинарии что-то вроде циркового представления – пара нерп показывает шоу. Зашли мы, а там нерпа в бассейне плещется. У нерпы огромные черные глаза, а Деня смотрит на нерпу и у него глаза еще больше! Нерпы танцуют, брызгаются, хлопают ластами (для тех, кто был в дельфинарии, программа покажется знакомой). Но это нерпы – толстые черные милашки! Говорят, у нерпы под кожей до 15 см жира, и это с каждой стороны – не удивительно, что они не мерзнут в холодных водах Байкала.
Фотографировать в нерпинарии запрещено, но за дополнительные деньги можно получить «фото с нерпой». Я-то думала, что прям в обнимку, а там просто рядом. Но все равно интересно посмотреть на нерпу вблизи. Детей из фотостудии утаскивали силой, мне кажется, они были готовы в этот бассейн за нерпой нырнуть.
К вечеру погода исправляется и нам достается чудесный закат.
А еще плотские удовольствие в виде омуля, и материальные в виде сувениров. Сувениров продают просто горы – камни, поделки, какие-то шаманские штуки, фигурки нерп всех форм и размеров, и, конечно, традиционные магнитики. Меня порадовало разнообразие всего с картами Байкала, правда, подвеску с картой я себе не нашла, зато всяких мелочей набрала полные карманы.
Погода исправилась и, наконец-то, можно идти смотреть то, ради чего мы приехали – Лед! Утром лед совсем сухой и гладкий. Здесь, конечно, нет таких огромных ледяных полей, как были на Ольхоне, но здесь и не Ольхон. Лед, скорее, проглядывает черными окнами, правда окна совсем не маленькие, наверное, чтобы Байкалу было хорошо видно небо и солнце. Лед здесь шершавый, в таких маленьких пупырышках, поэтому ходить совсем не скользко, зато все время кажется, что его нет и эти пупырышки просто плавают в воде. Лед черный, белый, серый, гладкий, шершавый, звездочками, шариками квадратиками, иголочками. Лед в торосах, лед под ногами, лед на камнях – везде лед, всех форм и размеров!
Ближе к Ангаре лед все больше прячется под снегом, ближе к полудню, слой снега на льду все больше размокает, и ходить становится не так приятно. С торосов сбегают струйки воды, под торосами глубокие лужи.
Даже снова возникают сомнения, не тает ли лед, хотя идем мы прямо по автомобильной колее, и нас время от времени обгоняют машины. Байкал, видимо, решил нас успокоить и показать толщину льда, потому что как только мы собрались уходить на берег, мы увидели большую прорубь, ледяные стенки которой уходили глубоко вниз. А в проруби вода совсем не черная, а, скорее, синяя, и очень-очень глубокая. Потом мы видели как в эту прорубь ныряли дайверы, посмотрели со стороны, позавидовали – дайвинг это что-то выше моих способностей, по крайней мере, пока.
Сегодня Ангара уже более приветлива – вода уже не черная, а ярко-синяя, ломающиеся льдины на границы Байкала и Ангары уже выглядят не крушением надежд, а торжеством весны. Вот что значит солнце!
Наверное, самое интересное место это именно исток Ангары, но любопытно же посмотреть, что там ниже по течению. Тем более, что там легендарный камень (опять шаман-камень). Согласно легенде, когда дочь Байкала Ангара сбежала от него к красавцу Енисею, рассерженный отец бросил ей вдогонку камень, но камень не остановил беглянку, поэтому Ангара - единственная река, которая вытекает из Байкала. Пошли мы искать этот камень. Нашли не сразу. Я-то думала, что там прямо скала огромная или что-то в этом роде, а там камешек такой небольшой лежит по средине реки – не удивительно, что она убежала.
На краю Листвянки есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на Байкал и исток Ангары. Конечно, нам туда надо было. Смотровая площадка находится на горе Камень Черского. Вообще интересный человек был этот Черский – камень его в Листвянке, пик – на Хамар-Дабане, гора в Байкальском хребте, а хребет – вообще в Якутии, сразу видно, хорошо человек погулял. Так вот, на этом самом камне сейчас горнолыжная трасса и на верх ведет подъемник. В подъемнике кресла большие и удобные, поэтому мы даже рискнули поехать с ребенком, а не стали, по традиции, подниматься пешком.
Самый лучший вид на Байкал открывается не со смотровой площадки, а прямо с канатной дороги. А вот смотровая площадка немного разочаровала – Ангару закрывают деревья.
А вид на Байкал и камень на вершине (видимо, именно он принадлежит Черскому), несколько портят желающие «сфотографироваться на фоне» - прямо очередь на то чтобы постоять на камне и сфотографироваться с Байкалом на ладошке. Все это у меня вызывает какие-то двойственные чувства, вроде бы мы за тем же сюда и пришли – фотографировать со смотровой площадке, а вроде и за Байкал как-то обидно, и за Черского заодно. Вот Черский первопроходил все это, описывал, карты рисовал, наверное, всю жизнь на это потратил, а теперь кто угодно может сесть на машину доехать до подъемника, а от туда до вершины, и без лишних усилий смотреть на Байкал. Вроде бы вот он, прогресс, вроде что-то не так.
Все самое-самое уже посмотрели, теперь можно переходить к не самому. В планах мечталось покататься на собачьих упряжках, но реальность оказалась слишком дорогой для этого, поэтому пошли искать еще что-нибудь интересное и отличное от прогулок по льду.
Сходили посмотреть «ретро-парк» - выставка поделок из металлолома. Местный левша собирает железный мусор и делает из него всякие забавные поделки. Деню они очень впечатлили, когда его спросили, что ему больше всего понравилось на Байкале, он сказал «страус», была там какая-то чудо-птица железная.
По дороге случайно нашли музей байкальских самоцветов. Камешки замечательные! Он мне понравился больше, чем Слюдянский, хотя, скорее всего, это только на взгляд простого обывателя.
Еще из мелких достопримечательностей была кузница, но она «сегодня не работает, приходите завтра». Потом хотели поесть в кафе-юрте, а оно тоже «приходите завтра».
Около лимнологического музея есть дендропарк. Мы, вообще-то, туда не планировали, потому что зимой вряд ли интересно смотреть лес и деревья, но он оказался по пути, поэтому зашли. Получилась замечательная прогулка в весну. На деревьях уже набухли почки, вербы выпустили пушинки, вокруг деревьев и вдоль ручья тает снег.
Напоследок, еще немного закатов, потому что они прекрасны.
И еще немного фотографий на льду.
Из Листвянки едем в Иркутск. Вроде бы, можно доехать на маршрутке, но они ходят как-то редко и не понятно, да и не удобно нам было с детьми и вещами в маршрутку лезть. Поэтому договорились с хозяйкой, у которой снимали квартиру, что она нас довезет на своей машине. Ехать совсем не долго – около часа. Дорога красивая – сначала вдоль Ангары, а потом по лесным пригоркам.
В Иркутске совсем весна, если уже не лето – снега нет совсем, все сухое, в парках уже во всю развернулись летние лоточки-ларечки. Гуляем по историческому центру и набережной Ангары.
Ангара здесь тоже не замерзает, кроме водохранилища и отдельных заводей. Течение в Ангаре очень быстрое, иногда мимо проплывают отдельные льдины, напоминая, что еще совсем не лето.
В Иркутске успели посмотреть две набережных и 130-й квартал. В 130 квартале восстановлена старая деревянная архитектура, которой уже не осталось в самом городе. Только в маленьких деревянных домиках не музеи, и не туристические достопримечательности, а самые разные магазины. Но все равно место не лишено некоторой приятности, как и все пешеходные улицы.
Потом еще одна набережная – Гагаринский бульвар, там опять Ангара, мосты и водные птицы.
А потом через мост и на вокзал. И снова поезд отсчитывает километры транссиба, только уже на запад. А всю ночь в окно смотри Кассиопея – созвездие, которое зовет в дорогу. А значит будут новые встречи, уже скоро. Скоро лето, скоро Кодар…
Немножко выводов
-Байкал прекрасен!
-В Листвянке хорошо, по крайней мере, зимой
-Ангара тоже прекрасна
-Омуль дорогой, но он того стоит
-Кругобайкалка стоит того, чтобы вернуться
-А еще есть другой берег, про который я вообще ничего не знаю
-С детьми в поездке проблем не было, кроме поезда обратно, где Сережка, почему-то, решил не спать
-Солнце на Байкале такое, что у меня теперь настоящий походный загар
-Если кто-то сомневается, стоит ли ехать на Байкал, то пусть не сомневается – ехать стоит, и лучше именно в марте!
AnnaZhuk
Tati2707
aleks_1
Elena_18
KuchinaLara
Nathalie-36
MariSV
Живет в: Рязань
Живет в: Новосибирск
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Новосибирск
Живет в: Дубна
Рыбу не люблю,но всегда и везде ее ем,потому,что полезно.
Молодцы,что несмотря на все с детишками,в поездку-ЭТО ПОДВИГ!
Живет в: Новосибирск
Подвиг, для меня, это сидеть дома ;) А в поездку - это отдых!
Живет в: Дубна
Живет в: Москва
Живет в: Новосибирск
Живет в: Москва
Живет в: Новосибирск
Живет в: Петропавловск
Прикололо: "Что боьше всего запомнилось на Байкале?" - "Страус" ))) Полный разрыв шаблона)))
Нерпочки тоже милые! Обожаю их)! Такой стиль поездок, как у Вас (дружно, всей семьей) - моя мечта)! Очень познавательно и для детей, и для Вас, и для нас)) Респект!
Живет в: Новосибирск
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Новосибирск
Живет в: Москва
Живет в: Новосибирск