Константинополь (Стамбул). Остатки Византии.
По Константинополю. Январь 2014 года.
Попасть в Константинополь (а теперь я четко для себя разделяю Константинополь и Стамбул) мне захотелось не так давно. Случайно скаченный в начале 2013 года эпический турецкий фильм «1453.Завоевание» дал повод для экскурса в прошлое. Были прочитаны: «История византийской империи» Ф.И Успенского, «Падение Константинополя в 1453» С.Рансимена, «В поисках Константинополя» С.А Иванова. Теперь оставалось самому посмотреть на то, что раньше было столицей империи и слиянием разных эпох. Такой повод возник неожиданно, когда моя любимая женщина бронировала нам билеты в Оман. Случайная фраза: «а стыковку рейсов делаем через Стамбул или Доху?» - породила «логичный» ответ. «Конечно в Стамбуле. Заодно там и погуляем дня три-четыре…». Не будем говорить о паузах после ответа, ограничимся тем, что эта стыковка дала возможность четыре дня гулять в Стамбуле. Напомню, что основная цель полета в Стамбул – увидеть Константинополь, и проверить слова одной из книг: «… столица византийцев исчезла с лица земли. Нет больше Константинополя. На его месте находится другой город, столица новой страны, другого народа и иной цивилизации. Византийские сооружения в Стамбуле наперечет. Их примерно 80. Но самое обидное, что многие из них, подчас весьма впечатляющие, не поддаются отождествлению. То есть памятники стоят, а как они назывались и чем вообще были, - неизвестно»
Первый день в Стамбуле ошеломил – более мусульманского города я в своей жизни еще не видел. Может быть Мекка, но туда моя нога еще не ступала. Не постесняюсь сказать, что меня просто накрыло» огромными и величественными мусульманскими храмами. И ведь я отлично помню, что большинство из них были созданы почти сразу после завоевания Константинополя. Искренне и почтительно кланяюсь Мехмету II Фатих – он и его ближайшие последователи создали великий и совершенно новый город, который смело можно называть символом ислама. Я уверен: в Стамбуле нет «преемственности древних культур» - не поддавайтесь рекламным штампам. Стамбул – это величие ислама. Стамбул - это только мусульманская культура с примесью светского государства. Стамбул – это центр мусульманской империи на протяжении 700 лет. Стамбул – это экскурсии по мусульманской истории, исламу и памятникам турецких правителей. И иное мнение было бы несправедливо.
Но не теряя энтузиазма, на следующий день я пошел искать Константинополь и его время. Башня Галата – как-бы самое очевидное Константинопольское место после Айя-София, да и построена была башня еще в 1346 году генуэзцами. Жаль только, что это не та башня, к которой крепилась известнейшая цепь через Золотой Рог. Той башни уже нет. А нынешняя несколько раз перестроена, но в принципе – действующая часть истории осады Константинополя. Галата – это исторический город Пера, наблюдавший за падением великого города. В нескольких местах вокруг башни остались небольшие части крепостных стен, но их не стремятся сохранить, как, впрочем, и во всем остальном Стамбуле. На «том берегу» мне больше ничего особенного («из византийского») не попадалось на глаза. Видимо, сказалось отсутствие специальных историко-археологических познаний. Но в этот же день, в районе самого распространенного шествия туристов вдоль линии Айя-София – Голубая мечеть, мной последовательно были осмотрены почти незаметные остатки Ипподрома (эпоха Константина) и отлично сохранившиеся обелиски: египетский и Константина, а также Змеиная колонна (без трех змеиных голов). Судя по хроникам – три эти колонны раньше стояли среди восьми или девяти других в самом центре Ипподрома (вокруг них и проходили соревнования). Все четыре объекта видели падение Константинополя и были его частью, хотя пережили они его совершенно случайно. Мимоходом я сделал заметки, что нужно обязательно посетить базилики (цистерны) и глянуть, что внутри осталось от Айя-Софии – все-таки это тоже было немалой частью Константинополя. Наступивший вечер отвлек от византийской истории, и погрузил в стамбульские улочки, базарчики и турецко-османскую кухню. Правда, почти весь старый город использует древние константинопольские стены как часть бытовой архитектуры. Никогда не угадаешь, что и в каком виде тебе может открыться за углом.
Грандиозным проектом на следующий день должна была стать «прогулка» вдоль Феодосиевых стен. Это как раз те самые стены, штурмом которых и завершилась история Константинополя. На мой взгляд, совершенно не замутненный стереотипами, эти шесть с небольшим километров крепостных стен должны быть обязательной программой изучения Константинополя – но такое мнение разделяемо не всеми. Не вдаваясь в мелкие детали прогулки вдоль сильно разрушенных стен от Золотого Рога до берега Мраморного моря, хочу поделиться некоторыми наблюдения. Первое, если Вам любима история – начинайте осмотр стен с района Влахерн. Иначе, Вы не увидите следы последнего штурма и ворота св.Романа, через которые в 1453 году прорвались турки и где погиб император Константин Палеолог (кстати, многие ли «императоры» сейчас готовы умереть, защищая не себя, а свой город с мечом в руках?). Откуда мои сомнения? Примерно на третьем километре от Мраморного моря Вы устанете от пути и некоторого однообразия. Да и «основные» достопримечательности а-ля «Золотые ворота» и «Семибашенный замок» уже будут Вами осмотрены. Сможете ли Вы после этого продолжить нелегкий путь? Второе, лично мой сухопутный путь занял около 4 часов (при этом, в Семибашенный замок я не успел) и составил около 16 километров (ну погорячился я, увлекшись прогулкой). Гуляя, будьте готовы к тому, что стены были проложены по холмам с ощутимым перепадом высот. Третье, не стесняйтесь заходить внутрь всех ворот, попадающихся на Вашем пути и бродить по стенам. Время и люди беспощадны к истории, и величие Византии нужно уметь представить, заглядывая в закоулки. И наконец, четвертое. Продумайте как Вы потом, закончив прогулку вдоль всей стены, попадете к своему месту проживания. Транспорта хоть у Влахерн, хоть у Мраморного моря не так много, да и маршруты не всегда однозначны. Зато, когда я увидел берег Мраморного моря, я был готов припасть к нему с возгласом: «дошел!» Ощущения непередаваемы (и тут надо улыбнуться)! Добравшись до отеля, примерно через шесть часов после начала пути к стене, я незамедлительно прервал осмотр достопримечательностей на этот день. Смог поужинать в ресторанчике в десяти метрах от входа в отель (дальше идти уже не шлось).
Последний день в Константинополе был завершен неторопливым осмотром цистерн Базилика и Бинбиндирек, колонны Константина, Айя-Софии (таки добрался до нее) и Археологического музея. Не знаю, стоит ли обязательно смотреть Айя-Софию, какой-то она непонятный симбиоз Византийского и мусульманского мира, хотя и величественна, а вот цистерны и Археологический музей смотреть обязательно! Бытует мнение, что в музее гробница Александра Македонского. Нет, конечно, там «по мотивам» тех времен есть беспардонно выкопанные и выставленные саркофаги, очень красивые и монументально исполненные. Но вот Македонского саркофага там нет. Кстати, как человек, сидевший на пирамидах в Египте, гулявший по пирамидам и сооружениям майя в Гватемале, осматривавший замки в Закарпатье и Львове – могу сказать, что Феодосиевские стены Константинополя намного грандиознее их. Просто попробуйте сложить пирамиды или построить аналог Царьградских (русское название Константинополя) фортификационных сооружений. Ни объемы, ни сложность, ни размеры построек не в пользу пирамид, просто в последние можно «впихнуть» якобы мистическую суть, а вот в стены никак. Но это исключительно мое мнение, не претендующее на истинное.
Окидывая взглядом и ощущениями мои несколько дней в Константинополе – могу с грустью подвести итог. «Константинополь пал! Действительно и безвозвратно..» На месте Константинополя - красивейший Стамбул, со своей собственной культурой и историей.
|
Поделиться
|
|
Добавить фотографии к месту
|
|
rozmarin61
nazzapachi
Живет в: Казань
Живет в: Томск
Живет в: Великий Новгород
Живет в: Москва
Живет в: Москва