- 1020
-
Нравится!34
Франция – родина этикета, и это чувствуется здесь до сих пор. «Пардон, месье», - говорит мне афроевропеец, которого я сам нечаянно толкнул в метро. «Пардон», - отвечаю я, не веря своим глазам. Жители Парижа вежливы и улыбчивы, независимо от на...
- 142
- 16 комментариев
-
- В избранное
Франция – родина этикета, и это чувствуется здесь до сих пор. «Пардон, месье», - говорит мне афроевропеец, которого я сам нечаянно толкнул в метро. «Пардон», - отвечаю я, не веря своим глазам. Жители Парижа вежливы и улыбчивы, независимо от национальности.
Выходцы из африканских стран - повсюду, в ярких нарядах, особенно этим грешат чернокожие женщины. Но все спокойные, не агрессивные – одним словам, французы. Ничто не напоминает об эмигрантских погромах, которые были здесь несколько лет назад.
Что нужно обязательно сделать в Париже? Конечно же, посетить остров Сите, где зародился город, и посмотреть Нотрдам-де-Пари. Погулять по набережной Сены, выпить чашечку кофе и съесть вкуснейшее пирожное в уютном кафе. Побродить по узким улочкам холма Монмартра, где творили художники-импрессионисты, и откуда открывается прекрасный вид на Париж. Зайти на службу в католический собор Сакра-Кер, а выйдя оттуда послушать уличных музыкантов, исполняющих хиты Боба Марли прямо на ступеньках, ведущих в храм. Старое и новое сочетаются в Париже также гармонично, как и люди разных национальностей.
Конечно, нужно побывать в Лувре – бывшем дворце французских королей, а сегодня самом большом музее мира, в котором после реконструкции появилось много технических новшеств, вплоть до эскалаторов. Но, впрочем, обо всем по порядку.
Я провел в Париже три дня, во время июльской поездки по Европе. Прилетел сюда из Барселоны в аэропорт Орли. Всего в Париже три аэропорта – старый Шарль-де-Голль, более демократичный Орли и самый небольшой и бюджетный Бове (он находится далеко на северо-западе от города, это базовый аэропорт ирландского лоукостера Ryanair).
Бюджетный отель Aviatic был выбран мной не только из-за доступной цены, но, прежде всего, за счет близости к метро (100 метров, остановка Mouton Duvernet линии №4), а также расположения в богемно-деловом районе Монпарнас. Это настоящий, тихий Париж – не самый центр города с толпами туристов, но и не эмигрантская окраина. Здесь в уютных кафешках на Авеню генерала Леклера пьют кофе пожилые французские пары. Здесь по утрам пахнет свежевыпеченным хлебом и просто невозможно отказаться от покупки хрустящего багета в настоящей французской булочной.
Монпарнас. Авеню генерала Леклера
В пешей доступности от отеля - площадь Денфер-Роше (станция метро Saint-Jacques), куда прибывают автобусы из аэропорта Орли, и где стоит Бельфорский бронзовый лев, посвященный извечной борьбе Франции и Германии. Здесь же находится вход в знаменитые парижские катакомбы. Неподалеку – кладбище Монпарнас, одно из самых известных в Париже. Если пройти еще подальше, начнется богемный бульвар Монпарнас с кафе La Rotonde, куда любили захаживать различные знаменитости – от Пикассо и Кандинского до Ленина и Троцкого. Зайдите сюда, чтобы почувствовать, каким был Париж начала ХХ века.
В первый день я решил посмотреть два парижских района – центральный Сите и богемный Монмартр.
Сите. Сердце города
Всего 10 минут на метро – и ты уже на острове Сите, в самом центре Парижа. Это древнейшая часть города – первое поселение здесь заложили еще кельты до Рождества Христова. Затем на Сите обосновались римляне. В 6 веке Хлодвиг I перенес сюда столицу франкского королевства, с чего и начался постепенный расцвет Парижа. Сите не дошел до нас в первозданном облике – в 19 веке градостроитель барон Осман снес многие исторические здания.
К счастью, это не относится к одному из главных символов Парижа – Собору Парижской Богоматери (строительство Нотрдам-де-Пари началось в 1163 году, при Людовике VII, и продолжалось около 200 лет). Учитывая огромный по тем временам размер храма, это не удивительно – мы знаем, что, например, Кельнский собор строился более шести веков.
Сегодня Нотрдам-де-Пари – действующий храм и, при желании, можно побывать здесь на службе. Самый красивый вид на него открывается не с большой площади перед центральным входом, где обычно толпятся туристы, а с небольшого моста через Сену, расположенного левее храма.
Обязательно обойдите Нотрдам со всех сторон, тем более, что позади церкви разбит красивый парк. В полдень там играет духовой оркестр, свидетелем чего удалось стать и мне. В репертуаре, помимо прочего, Марсельеза – в современной Франции это произведение уже не воспринимается как что-то революционное.
Духовой оркестр в парке у Нотрдама
В самом соборе обязательно осмотрите витражи и огромный орган. А также впечатляющую скульптурную композицию, изображающую Страшный суд, над центральным входом в храм.
Неподалеку от Нотрдама находится огромный комплекс Дворца правосудия (Palais de Justice), в котором до сих пор находятся судебные и муниципальные службы. Наибольший интерес здесь представляет Консьержери (La Conciergerie) — сначала это был королевский замок, а затем - тюрьма. Во времена французской революции сюда были брошены, а затем казнены сотни заключенных. Здесь находилась в заточении перед казнью Мария-Антуанетта. В общем, Консьержери – это парижский аналог Тауэра: не только в Лондоне бывшие королевские дворцы превращались в суровые тюрьмы.
Сегодняшний Дворец правосудия ничем не напоминает об ужасах, которых творились в Консьержери во времена французской революции
Советую слишком не увлекаться историей и просто погулять по Сите, перейти Сену по одному из девяти мостов, связывающих остров с большой землей. Полюбуйтесь островом со стороны, а заодно обязательно посетите книжный и художественный рынок на берегу Сены. Чего здесь только не продают – старинные книги, плакаты, открытки. Среди пожелтевших плакатов есть и современные, с Лениным, Бобом Марли и Кока-Колой. И, конечно, почти у любого продавца есть постер с карикатурной Моной Лизой в виде кошки. Попадаются на берегу Сены и настоящие художники. Цена на маленькие акварели начинается от 20 евро – вполне гуманно.
Монмартр. Район борделей и художников
На метро добираюсь до станции Blanche – сразу на выходе виден «Мулен Руж» (Moulin Rouge, в переводе с французского – «красная мельница»). Это классическое кабаре, открытое в конце 19 века, до сих пор пользуется большой популярностью. Неподалеку, близ площади Пигаль, находится квартал красных фонарей. Местечко то еще, поэтому селиться на Монмартре я бы не советовал.
От «Мулен Ружа» начинаю восхождение по узким и очень живописным улочкам к собору Сакра-Кер – центру жизни на Монмартре. Можно воспользоваться и фуникулером, но туда стояла такая очередь, что я не стал ждать. Тем более, что подъем на Монмартр – не долгий, не крутой и очень приятный.
Одну из площадей холма облюбовали уличные художники – они продают свои работы и рисуют туристов. Здесь же зарабатывают свои евро уличные мимы – неотъемлемый атрибут любого популярного туристического места в Европе.
Уличные художники на Монмартре
Монмартр прославился в конце 19 века как место, где жили и работали многие знаменитые художники – Ренуар, Ван Гог… Богему привлекали невысокие по сравнению с центром Парижа цены. В 20 веке парижская богема постепенно переместилась в район Монарнас, но слава Монмартра осталась. Хотя сегодня это преимущественно туристическое место.
Собор Сакра-Кер был построен на вершине Монмартра в конце 19 века как бы в назидание греховному району. Это самая высокая точка Парижа (130 метров), поэтому отсюда открываются шикарные виды французской столицы. Впрочем, назидание не пошло Монмартру впрок – на ступенях у входа в собор тусуются сотни человек – от туристов до неформалов. Уличные музыканты развлекают публику хитами Боба Марли. Здесь царит такая свободная, космополитичная обстановка, что диву даешься – как такое может быть рядом с храмом.
Вид на Париж со ступеней собора Сакра-Кер
День взятия Бастилии. Вертолеты над Лувром
На следующий День (14 июля) Париж отмечал День взятия Бастилии. Я не знал этого и очень удивился, когда, приехав на улицу Риволи, что возле Лувра, увидел идущие по ней танки и бронетранспортеры. Затем над центром города пронеслись боевые истребители, над Лувром торжественно пролетели вертолеты. Пришлось поинтересоваться у прохожих, в честь чего развернулось такое действо. Выяснилось, что сегодня День взятия Бастилии - национальный праздник, посвященный Великой французской революции, то есть дню взятия крепости Бастилия в 1789 году. Вечером по телевизору посмотрел, что этот парад принимает сам президент Франции.
Впрочем, военный парад длился не более часа. Затем я пошел в Лувр - вход в него, по случаю Дня взятия Бастилии, был бесплатным. В музей входишь через современную стеклянную пирамиду, вокруг сооружения которой пару десятилетий назад развернулось столько споров. На эскалаторе (что тоже нестандартно для музея-дворца) съезжаю в фойе, где раздают буклеты и аудиогиды. Есть и русский язык. Буклеты очень удобны – на них крупно изображено, в каких залах находятся основные достопримечательности.
Лувр – один из самых крупных музеев мира, поэтому обойти его и за день не получится. Вспомните питерский Эрмитаж и не повторяйте ошибок. Сразу идите по буклету к интересующим экспонатам. Для меня это залы с картинами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана, а также античное искусство (Венера Милосская, Ника Самофракийская и др.). Ну и конечно, как нынче принято говорить, must have – «Мона Лиза». После неоднократных нападений вандалов на «Джоконду», знаменитую картину Леонардо спрятали за пуленепробиваемое стекло. Чтобы попасть к ней придется отстоять очередь, большинство в которой – неугомонные японские туристы, пытающиеся и так, и сяк снять себя на фоне «Моны Лизы». А смысл? Более банального «задника» (прошу прощения у Леонардо) не придумаешь. Чтобы справиться с восторженными туристами, возле «Джоконды» стоят два крупных темнокожих охранника, вежливо, но настойчиво двигающих очередь. Стоит побывать и в той части Лувра, где воссозданы интерьеры, в которых жили французские короли.
После музея советую передохнуть в расположенном возле него саду Тюильри – здесь очень живописно. Туристы и парижане нежатся на лужайках или в расставленных на газонах шезлонгах. Из сада Тюильри открывается красивая перспектива на Елисейские поля и завершающую их Триумфальную арку.
В саду Тюильри. Справа - Лувр
Нынешние Елисейские поля – уже не те, о которых когда-то пел Джо Дассен. Это широкий бульвар с насыщенным потоком транспорта. В зеленых зонах по обе стороны бульвара расположились самые дорогие рестораны в Париже. А в зданиях на бульваре – самые дорогие магазины, бутик за бутиком.
Неспешно дохожу до Триумфальной арки – одной из самых больших в мире. Ее возвел Наполеон в честь своей победы в Аустерлицком сражении. Прообразом Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме, расположенная возле Римского форума. Я был в итальянской столице и могу подтвердить – арки, действительно, похожи.
Триумфальная арка украшена гигантскими барельефами, изображающими победы французского оружия. Но все же самое интересное для туристов – это смотровая площадка на ее верху, с которой открывается потрясающий вид на город. Отсюда хорошо видна знаменитая «Королевская дорога» - перспектива, ведущая к Лувру через Елисейские поля и сад Тюильри. По этому пути ездили многие французские правители, начиная с Людовика Четырнадцатого.
Уже пять часов дня, и я решаю, наконец, поехать к Эйфелевой башне. Как же без нее?! Не буду пересказывать историю сооружения и споров вокруг этого символа Парижа, названного в честь своего конструктора Густава Эйфеля. Лучше расскажу такой анекдот - Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (сейчас это ресторан «Жюль Верн»). Зная, что Эйфелева башня ему не по душе, знакомые спрашивали писателя, зачем он это делает? «Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно», - отвечал Мопассан.
Сегодня Эйфелева башня - самая посещаемая достопримечательность в мире, и если вы хотите попасть на нее, приготовьтесь отстоять внушительную очередь. Вернее, очередей несколько, в зависимости от способа попадания на башню – пешком или на лифте. Честно говоря, вид с башни не слишком впечатлил – тут я не соглашусь с Мопассаном: без Эйфелевой башни панорама Парижа заметно проигрывает. Больше поражают ажурные металлические конструкции, из которых сделана башня – несомненно, что это произведение искусства.
У Эйфелевой башни всегда много народа
Рядом с башней находится Марсово поле – изначально оно использовалось как военный плац, а с конца 19 века здесь стали проводиться Всемирные выставки. Сейчас Марсово поле – место проведения крупных уличных праздников, концертов. В День взятия Бастилии здесь проходил большой концерт, я влился в толпу народа и послушал Nelly Furtado и Tokio Hotel. В финале праздника был большой фейерверк, но я досматривал его уже в отеле, по телевизору.
От Марсова Поля вечером прогулялся вдоль Сены. Правы те, кто говорит, что Париж похож на Питер, это действительно так. Но это Питер в миниатюре, здесь нет широких невских просторов, все очень камерно.
Версальские фонтаны
На третий день я решил съездить в Версаль – пригород Парижа, где расположен знаменитый королевский дворец. Добираться туда нужно на поезде RER (это гибрид метро и электрички: в черте города поезда едут по подземным туннелям, а затем выезжают на поверхность и превращаются в пригородные поезда). В городе линии RER пересекаются с линиями метро, составляя весьма запутанную для новичка систему. Помнится, пару раз я здорово плутал по подземным переходам и даже проехал остановку в противоположном направлении. Если вы часто пользуетесь метро, выгоднее купить так называемый карне (carnet) – блок из 10 билетов за 12,5 евро. Разовый билет стоит 1,7 евро.
Если Париж – это Питер в миниатюре, то Версаль – это маленький Петродворец. Очень неброский, скромный снаружи дворец и красивый регулярный парк. К тому же знаменитые музыкальные фонтаны в Версале работают только в воскресенье и всего три раза в день. Действо впечатляющее, но заметно проигрывает знаменитому каскаду Петродворца. Впрочем, это мое личное мнение.
Версаль - бывшая резиденция французских королей. Дворец сооружался под руководством «короля-солнце» Людовика XIV и долгие годы был образцом для загородных резиденций монархов. Сейчас это музей, вход во дворец – отдельный от входа в парк. Советую приезжать в Версаль пораньше, иначе вы увидите на площади перед дворцом огромную толпу жаждущих попасть туда туристов.
Площадь возле Версальского дворца
Вечерний Париж
Вернувшись в Париж, я купил билет на часовую поездку на корабле по Сене. Отправление катеров с большими открытыми платформами – от моста возле Эйфелевой башни (это основная станция, но есть и другие). Прогулка по Сене приятна, по пути рассказывают об истории парижских мостов и зданий вдоль берега. С воды эффектно смотрится Нотрдам и комплекс исторических зданий на Сите и берегах Сены возле острова.
И, все-таки, самое приятное – это гулять по вечернему Парижу. Я снова приехал на метро на остров Сите, погулял по берегам Сены, по книжному рынку, посидел в открытом кафе. А затем пешком дошел до Лувра и встретил закат вместе с парижанами на шезлонге в саду Тюильри. Если держаться подальше от туристических толп, Париж располагает к себе, умиротворяет своей вежливостью и дружелюбием. Очень приятны парижане, особенно – пожилые люди. Париж - город, куда стоит вернуться, поэтому напоследок обязательно бросьте монетку в Сену.
Закат в саду Тюильри, с видом на Елисейские поля и Триумфальную арку
Olesya_touristka
Klushkina
Sofia555
19691969
EVVO
parstan
Margarita388
kristi_R
iris_2012
Babatusya57
berryes
AllaU
NSofya
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Екатеринбург
Живет в: Москва
Живет в: Красноярск
Живет в: Жуковский
Живет в: Благовещенск
Живет в: Нижний Новгород
Живет в: Киев
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Москва
Живет в: Лондон