Это сообщество — для тех, кого привлекает Тунис своим арабским о... Ещёчарованием: величественная Сахара, древний Карфаген, финики, талассотерапия и, конечно же, прекрасные пляжи.
Берберы (берберийцы) — североафриканский народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII—VIII вв. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам Северной Африки. Теперь же во всех странах региона они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве.
Проблемы берберов чем-то похожи на проблемы курдов в Турции, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается до 20 млн. человек. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным они составляют 60% населения этой страны), еще 30% — в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.
История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки, пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.Арабы оттеснили берберов вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Методы использовались разные: например, до 40-х годов ХХ в. берберов пытались расселять совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм — сочетание элементов ислама и суфизма с доисламскими культами.По всей территории Туниса разбросаны куполообразные дома берберских отшельников-суфиев, которые имеют в народе огромный авторитет. Эти люди ведут крайне аскетический образ жизни, многие из них занимаются врачеванием. Как мы узнали, к отшельникам за помощью идут тогда, когда медицина оказывается бессильна, при этом суфии категорически не берут деньги, а лишь продукты питания (это явно сближает их с африканскими шаманами).Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но суфийские и доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице — на лбу, щеках, подбородке — специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата, расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50—60 тыс. человек, — Татуин и приозерный Кебили. В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут берберы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений. Далее можно направиться через пересохшее соленое озеро — солончак Эль-Джерид в еще один берберский район Туниса — Тамарзу, где проживает около 1 млн берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически всё контролирует местная мафия. Государственная граница с Алжиром весьма условна, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.
Пещеры Матматы представляют собой искусственные глубокие ямы, в отвесных стенах которых сделаны двери в подземные комнаты. Так спасаются от палящего солнца летом и от холодных ночей зимой. В одной комнатке спят дети, в другой — работает телевизор. Нечто подобное можно наблюдать и в турецкой Каппадокии, где люди столетиями строили себе жилища либо в земле, либо глубоко в скалах.
Если в Каппадокии под землёй находятся церкви, то в Тунисе – мечети, а в местечке Ченини есть даже мечеть «Семи спящих отроков». Исламская легенда очень интересно обыгрывает раннехристианский рассказ о Семи спящих ефесских отроках: юноши спали до прихода пророка, проснулись, приняли истинную веру и снова уснули. В мечети показывают семь огромных гробов, утверждая, что юноши во сне быстро растут.Поселения берберов (здесь их порой называют троглодитами, т.е. жителями пещер) — небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры — представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств — электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6—8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны.Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на разварившуюся пшённую кашу).
Ранее берберы разговаривали на различных языках, относящихся к берберской группе языков, которая в свою очередь относится к семито-хамитским языкам. В настоящее время, подавляющее большинство бербер также разговаривает на арабском языке (на уровне родного языка) и языках бывших метрополий (например, в Тунисе или Алжире – на французском языке, а в Западной Сахаре – на испанском языке). Тем не менее, берберский язык все еще сохранен в некоторых регионах на достаточно хорошем уровне. Подавляющая часть бербер, разговаривающих на диалектах берберского языка, проживают в странах Магриба – Тунис, Алжир, Марокко и Ливия.
Среди бербер существует четкое разделение на этнические группы (племена). Таких групп множество, и их принято разделять по стране проживания.В Марокко проживают племена Слу (шиллу) в центральной и верхней южной части Атласных гор, Риффов – на прибрежных землях Северных Рифовых гор, и Тамазитов (амациргов), которые проживают в центральных и северных областях Атласных гор. В Ливии и Египте проживает по одному берберскому народу – Нафузи (Ливия) и Сива (одноименный оазис в Египте); в Алжире проживают представители пяти больших берберских племен – это туареги, кабилы, мозабиты, сокна и чинуа. Однако стоит также отметить, что туареги и зената проживают на всей территории стран Магриба.Берберы Марокко (амацирги) в средние века были известны, как злостные пираты, которые грабили и уничтожали многочисленные европейские и арабские корабли. Они вошли в историю, как Риффские пираты. Туарегов как берберское племя стоит выделить отдельно, этот берберский народ отличается от других бербер внешне, они имеют более темную кожу и отличаются общественной организацией, нетипичной для арабского и мусульманского мира. Женщина в обществе туарегов играет очень важную роль – она не только не закрывает лицо, как принято у мусульман, но и в обществе существует своего рода культ поклонения женщине – мужчины женятся один раз, и они в отличие от женщины могут быть необразованными, а также соблюдается матрилинейная родословная в семьях. Поскольку в последние столетия страны современной Северной Африки были колониями европейских стран, после окончания периода Колониализма в середине 20-ого столетия, многие берберы эмигрировали в поисках лучшей жизни на европейский субконтинент. Большая часть бербер осела во Франции (в основном это кибелы), и многочисленные известные французы среди своих предков имеют бербер. В частности, стоит отметить, что берберское происхождение есть не только Зинедина Зидана, но и у Эдит Пиаф и Изабель Аджани. Риффы преимущественно оседали в Испании, Бельгии, Нидерландах и в Северной Америке.
Керамику берберов можно встретить в различных лавках больших городов, которые располагаются на пути туристических маршрутов. Однако нужно отметить, что изделия уже давно потеряли свою аутентичность. Изготавливается посуда на гончарных кругах, а затем расписывается красочными узорами из ярких красок – это всё характерно для арабских традиций.Тем не менее, наблюдение за работой гончаров представляет большой интерес. Прямо на глазах мастер создаёт настоящий шедевр при помощи гончарного круга с ножным приводом. Для этого ему нужен всего лишь кусок вязкой глины! Он может превратить его в тарелку, кувшин, горшок – да во всё, что угодно!Сырые изделия необходимо подвергать термической обработке. Делается это при помощи куполообразных печей. Посуда загружается на обработку целыми партиями, которые обкладываются сухой травой для того, чтобы поджечь. Обработанные изделия попадают прямиком к художнику, который украшает посуду яркими и интересными узорами, а затем покрывает их глазурью.Сами берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. Мастера укладывают жгутики из влажной глины по спирали, именно так формируются сосуды. Перед обжигом посуда обрабатывается гладким предметом до появления блеска. После термической обработки поверхности становится влагонепроницаемой.Узоры, изображённые на берберской керамике, как правило, связаны с природой и сельским хозяйством. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр.