Существует легенда о воинах Чингисхана, якобы доходивших до озера Байкал и перешедших по сухому перешейку на остров Ольхон. Монгольские воины, согласно легенде остановились табором на мысе Кобылья Голова и оставили после стоянки огромный чан с конским черепом. Легенду эту впервые опубликовал в 1750 г. немецкий историк академик Г. Миллер в своём классическом труде «Истории Сибири», названный за свой знаменитый труд «отцом сибирской истории».
Вслед за Г. Ф. Миллером эту легенду воспроизвёл в своих трудах другой известный исследователь Сибири И. Е. Фишер: «Среди озера Байкал лежит остров Ольхон, где на горе стоит таган, а на нём большой котёл; из чего заключают, что великий Чингисхан доходил с войсками до этих мест».
В «Землеведении Азии» (1894 г.) об этой «басне» записан следующий комментарий: «Народные монгольские предания связывают с этим островом воспоминание о своём древнейшем герое — Чингисхане и повествуют, что он располагал стан свой на этом острове Далая, о чём конечно монгольская история умалчивает. Российский историограф Миллер не смог, однако, никак подтвердить это предание свидетельством бурят. Георги также ничего не узнал об этой басне со времён Карла Риттера».
Получивший известность благодаря опубликованной легенде о котле Чингисхана с конской головой мыс Хорин-Ирги (Кобылья Голова) отделяет на севере залив Хул от Малого Моря. Это соседний залив с бухтой Загли, глубоко вдающийся в сушу.
Мыс Хорин-Ирги отделён от полуострова отвесной расщелиной шириной около 4 м и стенками высотой до 10 м до самой поверхности воды, через которую летом можно проплыть на лодке, и напоминает, если смотреть с гребня мыса, гриву лошади с опущенной в воду головой. Со стороны пролива Ольхонские Ворота, с воды, двугорбый мыс скорее похож на спину верблюда, чем на гриву лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья, не удобен и для стоянки табором, более удобные места с широкими пологими берегами находятся в глубине залива. Гребень мыса узок, на нём нет места для табора с большим количеством воинов, отвесные скальные обрывы не позволяют спуститься лошадям к воде. Когда на мысе в начале XX века решили построить дом для смотрителя маяка, для него не нашли ровного места, пришлось возводить его на выносных сваях на крутом обрывистом южном склоне мыса.
Подтверждения в исторических летописях легенды о пребывании Чингисхана на острове не найдено. Эта легенда напоминает вымышленные средневековые рассказы о чудесах и фантастических походах Александра Македонского до границ Обитаемого моря, куда на самом деле он не доходил. В сюжете легенды отражена традиция приписывать Чингисхану все более-менее значительные события глубокой старины и развалины сооружений, о происхождении которых уже забыли. Чан с конской головой, оставленный по легенде на этом мысе, пример более позднего народного фольклорного творчества. Интересно отметить, что в XIX веке жители острова Ольхон были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения в V-X вв. К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду о якобы захоронении Чингисхана в пещере шаманского мыса на острове Ольхон или в Баргузинской долине, ничего общего с историческими реалиями эти рассказы не имеют.
Источник: Сергей Волков "Легенды и предания острова Ольхон"