kampary 08 июня 2019, 19:28
Культура, Активный отдых, Мифы, легенды, истории в
Пятигорск, Россия, Железноводск, Россия, Кисловодск, Россия
- 390
-
Нравится!13
Должна признаться, описанное путешествие в Ессентуки (Ессентуки – равноценная жемчужина КавМинВод (часть I) ect) не было первым в череде путешествий на майские праздники 2019 года. К тому моменту, как оно состоялось в чудесную дождливую погоду, мн...
- 214
- 13 комментариев
-
- В избранное
Должна признаться, описанное
путешествие в Ессентуки (
Ессентуки – равноценная жемчужина КавМинВод (часть I) ect) не было первым в череде путешествий на майские праздники 2019 года. К тому моменту, как оно состоялось в чудесную дождливую погоду, мне уже ничего не было страшно и любое море (ну или дождевая лужа) было по колено.
Просто потому, что
накануне мы съездили в Железноводск. Накануне – это 3 мая, соответственно, если вдруг кто-то отслеживает. Если нет, то это абсолютно неважная деталь, за одним маленьким исключением: 3 мая по всем КавМинВодам, кроме Железноводска, метеопрогноз
yahoo.com (ему я доверяю в достаточной степени) сулил дожди.
Так что звёзды выстроились именно таким образом, чтобы 3 мая провести в Железноводске. Сами звёзды, понимаете, да? Со звёздами не поспоришь же… Ну а дальше тут можно спеть песнь безумству храбрых, можно спеть оду… ну глупости не хочется, так что безрассудству… В общем, тут настоятельно просится какая-нибудь такая песнь.
Должна сказать, в Железноводске я до этого раза уже была, но было это давно и организованным профессионалами образом. А тут праздники и всё такое… Так что зачем рулить и думать о месте парковки, когда между МинВодами и Кисловодском (64 км пути) согласно завяленному расписанию курсирует электричка? Тем более, вроде бы и в сам Железноводск от основной (под)ветки обещали снова пустить стыковочную электричку… И вообще, добираются же люди в Железноводск как-то, кроме личного авто?.. И мы, значит, сможем – накануне решили мы так и на этом успокоились: главное, по расписанию прибыть на вокзал и погрузиться в электропоезд…
И вот настало утро 3 мая. За завтраком мои спутницы решили, что им непременно нужно посмотреть шляпы. В принципе, насторожиться можно было бы уже тут, но это был бы фальстарт всё-таки… Так что мы тронулись смотреть шляпы. В Большой Кисловодск, если можно так сказать – любимый шляпный салон недалеко от ж/д вокзала.
Как я уже говорила, от станции «Минутка» в Кисловодск цена вопроса – 6 руб./чел. и 6 минут времени, если придерживаться расписания движения электропоездов. Ночью и с утра шел дождь, по дороге нас встречали лужицы и лужи… И тучки… В общем, меня скорее радовала ближайшая перспектива покинуть эти места.
В Кисловодске ж/д вокзал очень живописен, построенный в 1895 году (первое строение) и реконструированный в 2003 – русский модерн опять же, супер популярный в то время застройки и потому необыкновенной значимый для КавМинВод вообще и Кисловодска в частности.
Мы быстро пробегаем мимо выставочного зала
и… после подземного перехода ныряем в шляпный магазин.
Красота необыкновенная,
меня же особенно радует понимание, что мне сюда не надо. Поэтому пока мои спутницы занимаются шляпами, я пользуюсь случаем и бегу с фотоаппаратом к филармонии…
Послушайте, если вдруг вас когда-нибудь занесет в Кисловодск, – это то самое здание, которое нужно рассмотреть. Не глянуть снизу «а да, вот она тут – филармония», а подняться к нему по ступенькам (оно на горке над ж/д вокзалом) и обойти со всех сторон – оно стоит этих 15-30 минут (у меня ушло, кажется, чуть больше, – я пялилась ещё и на вокзал, который необыкновенно хорош, если рассматривать с высоты, а также читала все культурно-информационные стенды). В идеале ещё и перейти по мосту на другую горку и посмотреть оттуда.
С моста виден Кисловодск – проход к Курортному проспекту по ул. К. Маркса.
За мостом какой-то рукотворный гротик…
А напротив она – Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова или попросту Курзал.
Чем же она знаменита? Ну, во-первых, сразу бросается в глаза архитектура 1895 года постройки, опять тот самый пресловутый русский модерн, от которого, по-хорошему, захватывает дух похлеще, чем от некоторого барокко, особенно если исполнение хорошее. А в данном случае – превосходное исполнение (башни, чешуйчатые купола, лепнина… и, наконец, цветовая гамма).
Вообще первый (эскизный) проект филармонии – курзала – был готов осенью 1892 года, потом его дорабатывал «с целью организации досуга курсовых» архитектор Валериан Васильевич Гусев на средства Акционерного Общества Владикавказской железной дороги, при котором он и служил архитектором, собственно, точнее, при его петербургском правлении.
А вот строил Курзал уже инженер Эжен Дескубе (бельгийское происхождение велит называть так) или в русской традиции – Евгений Иванович Дескубес, который впоследствии много чего напроектировал и настроил на Юге России вообще. Курзал был «заточен» в лучших традициях европейских курортов: включал большой театральный зал, библиотеку, ресторан… Курортная публика (курсовые) не должна была скучать!
Но главное, конечно, – это наполнение. Василий Ильич Сафонов, который вообще придумал всё это заведение и имя которого носит филармония – был в то время директором Московской консерватории и председателем Московского Отделения Русского Музыкального общества. Ежегодно он посещал Кисловодск и… придумал необходимость в нём Курзала. А уровень заведения был заявлен практически сразу: Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Айсидора Дункан, Матильда Кшесинская, Сергей Рахманинов… Из немузыкальной публики на его сцене выступали Вера Комиссаржевская, Мария Савина, Мамонт Дальский, читал свои рассказы Александр Куприн.
Уже в советские времена на его сцене играли Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Леонид Коган, дирижировали Юрий Симонов, Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, выступали звезды советской и зарубежной эстрады: оркестры Леонида Утесова, Эдди Рознера, Анатолия Бадхена…
И сегодня тоже постоянно кто-нибудь приезжает: Сергей Ролдугин, Валерий Гергиев, Юрий Кочнев и др. – все эти люди сотрудничают с Академическим симфоническим оркестром им. В.И. Сафонова, который с 2015 года возглавляет Дмитрис Ботинис. Оркестр дает гастрольные туры по стране от Мариинского театра (СПб.) до Большого зала московской филармонии, из заграничных туров они как-то предпочитают Испанию и Италию…
Собственно, в 1972 году к основному залу был пристроен зал им. Александра Николаевича Скрябина (один из любимых учеников Сафонова) – для симфонических и камерных концертов. Но архитектурно он в лучших традициях советского минимализма, так что где-то «беда-беда» чисто визуально. Акустика, впрочем, очень себе ничего. Помню, я как-то слушала там первый симфонический концерт Шостаковича. Сам концерт «беда-беда», конечно (выпускник показал всё, что мог в плане композиторства, что тут можно хотеть?! – он перегружен всем, чем можно и нельзя и ещё много чем сверху, да простят меня любители первого концерта Шостаковича), но звучание в зале отличное. А да, ещё зал изнутри украшен скульптурами Гургена Курегяна, если кто вдруг задержится в Кисловодске настолько, чтобы приникнуть к симфонической музыке и посетить зал изнутри.
Что мне отдельно понравилось – «Музыкальная раковина» 1896 года постройки, отреставрированная и восстановленная. Вот её я не помню совсем почему-то, а тут стоит, прекрасная, веет от неё свежим деревом, а игра подогнанных досочек визуально вызывает аж головокружение. Не то, чтобы это было новаторство какое – это популярное музыкально-архитектурное сооружение как летней музыкальной площадки – всё для услады курортной публики же, – но действительно раковина хороша.
По дороге вокруг филармонии мне повстречалась загадочная разноглазая представительница семейства кошачьих,
смотрела со значением… наверное, тут тоже можно было бы задуматься, но, наверное, было нечем – весь мозговой ресурс был задействован иными процессами… Я восхищалась вокзалом.
Итак, вокзал и филармония – одногодки (1895 горда рождения). Архитектор, понятно Валериан Васильевич Гусев. Стиль – распрекрасный русский модерн, с башенками, чешуйчатыми крышами, шпилями, лепниной… К огромному счастью, его не снесли и не осовременили. Единственно, в 1980-х пристроили башню с часами. Ну и выставочный зал, который мы пробежали с утра мимо – функционирует с 2003 года в здании бывшей столовой. Ну и безопасность требует – вокзал оборудован турникетами, сканерами, рамками металлоискателей… И на него однозначно стоит посмотреть с высоты и во всей широте.
Ну а потом меня снова ждал мостик за архитекторством Дескубеса,
а потом…
мы спустились по ул. К Маркса до Нарзанной галереи, где ныне разбит сквер им. Алексея Федоровича Реброва (бывшая ул. Коминтерна) и где уже практически восстановлена часовня, построенная в начале XIX в. братьями Бернардацци; воссоздавали, говорят, по их оригинальным чертежам (ну тут чистейший неоклассицизм).
За сквером продолжается улица – бывшая Коминтерна, ныне ул. А.Ф. Реброва, с премилой архитектурой всё того же русского модерна.
В том числе и популярного тогда стиля «красного кирпича» )
Но мы по бывшей Коминтерна гуляем недолго – только чтобы обойти Нарзанную галерею,
о которой стоит поговорить отдельно и не сегодня и совсем с другой – парадной – стороны, и войти в парк.
Но времени у нас немного – доходим до Лермонтовской площадки
и возвращаемся на вокзал – нам пора на электричку… И нам ещё надо взять билеты – это рядом с Курбюро.
Не знаю, пользуется ли им кто-то ещё, но оно исправно работает.
Мы приобретаем билеты: ст. Кисловодск – ст. Бештау – что-то ок. 135 руб./чел. – только в одну сторону… проходим все положенные процедуры безопасности и по расписанию трогаемся.
В электричке бдительный кондуктор, проверив билеты, строго интересуется, почему они в одну сторону и как мы планируем добираться обратно?! Мы легкомысленно отшучиваемся… мол, может и на такси… Тут, как вы понимаете, фоном настойчиво звучит та самая песнь, которая была заявлена в самом начале заметки.
…А мы едем… в районе Пятигорска станция «Скачки» – Пятигорский ипподром,
на котором в 1950 году снимался фильм «Смелые люди» с Гурзо в гл. роли. Сейчас завесили тряпочкой, возможно, скоро доведут до ума.
Ну и совсем скоро станция «Бештау». Ну «Бештау» и «Бештау», выгружаемся и… Во-первых, таки пробивается солнце, во-вторых, Бештау, м-мать его!
Ну, вокзальчик симпатичный, ренновированный, глаз радует.
Мы на какой-то средней платформе, оказалось, когда ушли обе электрички. Как-то мы перебрались с неё на землю обетованную – это всё неважно – Бештау…
Да, в тумане сквозь солнечные лучи. Это прекрасно. На самом деле в какой-то момент мне пришла мысль, что дальше уже можно никуда не ходить – зачем?..
Сирень буйным цветом, где-то там аромат, но до него всё-таки далековато. Просто свежий воздух, несмотря на непосредственное окружение ж/д станции...
Тем не менее, мы пошли… с другой стороны здание вокзала было столь же мило и радостно.
А вот вокруг – не очень, сплошное запустение… «тёмные аллеи», «старый сад» - всё такое.
Но рядом остановка, а на ней – маршрутка! уже стоит, нас ждет! мы побежали, заскочили, выдохнули – как всё удачно!..
…заявленная песнь набирает мощь…
kampary
tavasa
Vera-2142
Nathalie-36
Живет в: Сочи
Живет в: Ставрополь
Живет в: Челябинск
Аллочка, Класс!
Живет в: Ставрополь
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Ставрополь
Живет в: Санкт-Петербург
Живет в: Бирск
Живет в: Ставрополь
систематизирую фото для следующей части, оформляю её в письменном виде...
Живет в: Москва
Живет в: Ставрополь