- 30
-
Нравится!1
Последний экскурсионный день отводился Суздалю.
Утром, выехав из Владимира, заехали в село Кидекша. Здесь в середине XII в. располагалась княжеская резиденция Юрия Долгорукого – древняя столица Ростсово-Суздальского княжества. Здесь находится еще...
- 4
- 0 комментариев
-
- В избранное
Последний экскурсионный день отводился Суздалю.
Утром, выехав из Владимира, заехали в село Кидекша. Здесь в середине XII в. располагалась княжеская резиденция Юрия Долгорукого – древняя столица Ростсово-Суздальского княжества. Здесь находится еще один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – белокаменный храм Бориса и Глеба, построенная князем Юрием, предположительно, в 1152 г.
Во времена Долгорукого поселение представляло крепость с земляными валами и деревянным частоколом. Некоторые считают, что раньше здесь располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. Не напрасно, наверное, Юрий Долгорукий построил тут церковь, названную их именем. Она стоит и сейчас, спустя почти девять веков, хотя и перестроена в XVIII в. В церкви сохранились фрески XII в.
В 1780 г. «в пару» с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь, а также восьмигранная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооруженным глазом, хотя до Пизанской башни ей далеко.
По программе первым объектом в Суздале был Спасо-Ефимиев монастырь (основан в 1352 г.). Выйдя к нему, наши взоры сначала обратились к Покровскому женскому монастырю, расположенному на правом берегу реки Каменка. Основан он был в 1364 г., нынешний же вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI в. пожертвовал монастырю большие средства. Одной из первых узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова. В XVI–XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.
Спасо-Ефимиев мужской монастырь основан как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Нынешний вид ансамбля сложился в XVI–XVII в. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати: великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. Каменные стены были возведены в 1670-1680 г. Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами.
Все башни монастыря имеют круглое сечение, исключение составляет Проездная.
Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI–XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
Главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор (конец XVI в.) – построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля.
Гордость собора – фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.
Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий – девятигранной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI в. и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI–XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем.
Напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь, сооружённая в первой четверти XVI в.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский. В XVIII в. после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией. Тогда же была разрушена и часовня. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885 г., вновь разорена в 1933 г. В 2009 г. мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям. На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669 г.) с больничной палатой для монастырской братии.
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669 г.) с больничной палатой для монастырской братии. 155.
К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус. В монастыре в 1766 г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для политических преступников. Первоначально узников помещали в больничный корпус, но за нехваткой мест в XIX в. тюрьму расширили, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестроили в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них возвели высокую глухую каменную стену. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923 г. монастырь снова получает статус тюрьмы.
На территории монастыря находится аптекарский огород, где выращиваются лекарственные травы.
Рядом со Спасо-Ефимьевым монастырем располагается Церковь во имя иконы Божией Матери «Смоленская», построена в 1804 г. на средства муромского купца. В 1832 г. возведена колокольня.
Рядом с ней виден Посадский дом – редкий памятник городской архитектуры, каменный жилой дом, единственный в Суздале (говоря, что в России подобных домов сохранилось не более семи). Точное время его постройки неизвестно, но предполагается, что он был выстроен в конце XVII – начале XVIII вв., когда суздальцы стали строить каменные жилые дома вместо деревянных.
Дальше в программе было посещение древнейшей части города – Суздальского кремля. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.
Комплекс архиерейских палат формировался на протяжении XV–XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Центром ансамбля архиерейского двора является Крестовая палата, представляющая собой парадную залу архиерейского обихода. Она отличается огромными размерами и имеет площадь 338 кв. м.
В комплекс входит Благовещенская трапезная церковь (XVI в.). В 1635 г. прямо напротив собора возвели восьмигранный столп шатровой колокольни с часами-курантами.
В центре Суздальского кремля возвышается Собор Рождества Богородицы (1222–1225).
В пределах Кремля находится деревянная Никольская церковь (1766 г.). Она была перенесена из с. Глотово, поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII в.
С переносом этой церкви в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества. Оставив позади Суздальский кремль,
мы отправились к нему по живописной местности.
В 1960-е гг. из разных сел Суздальского района на берег Каменки свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Построена экспозиция под открытым небом как своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX вв. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки.
Доминируют над «деревней» с одной стороны высокие купола деревянных церквей: Преображенской из с. Козлятьево (1756 г.)
и Воскресенской из с. Потакино (1776 г.)
– а с другой стороны «деревни» возвышаются крылья ветряных мельниц.
P.S.
Несколько слов о гостиницах. Их было три. В Переславле-Залесском и Владимире нормальные эескурсионные трешки. Владимирский отель "Золотое кольцо" проигрывал гостинице небольшого Переславля.
Гостиница во Владимире уже требует ремонта и более ответственного отношения горничных к своим обязаностям. Хотя, когда я не на отдыхе, я не предъявляю ососбых претензий к гостиницам. Мне запомнились слова гида одного из первых моих путешествий: "К гостинице на экскурсионке нужно относиться так: заселился, переспал, плюнул и поехал дальше".
А вот отель в Ярославле меня обрадовал. Такого рода гостиницы строятся для спа, хотя этот гостиничный комплекс никаких спа-услуг не имеет. Большая охраняемая территория, несколько гостиничных корпусов, просторные номера и санузы, панорамные окна, ресторан в отдельном здании, на территории есть даже детская площадка.
Это был приятный бонус.