Здесь можно размещать материалы, не относящиеся к туризму: поздр... Ещёавления, интересные авторские заметки, юмористические и иные материалы, которыми хочется поделиться с друзьми на RuTraveller.
В декабре 1699 года Петр Первый написал свой знаменитый Указ №1736 «О праздновании Нового года» и перенёс дату празднования на 1 января. Целью указа было синхронизировать этот праздник с народами Европы, включая те, которые были подданными российской короны. Однако интересно, что на самом деле, несмотря на перенос даты на 1 января, никакой синхронизации в реальности не произошло. Наши предки всё равно встречали Новый год тогда, когда в Европе это уже произошло.
Всё дело в различии календарей. Европа уже тогда жила по григорианскому календарю, а Россия — по юлианскому, который «отставал». В 1918 году Советская Россия ввела григорианский календарь, и 1919 год встретили уже по новому стилю. Так появился загадочный для любого западного человека старый Новый год, то есть тот праздник, который отмечался бы тогда, когда его повелел отмечать Петр Первый.
Опробована новая традиция была в царствующем граде Москве: «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть».
Эта традиция сегодня у нас живее всех живых. Сегодня на Красной площади проходят не менее шумные, яркие и красочные мероприятия, чем те, что были в петровское время. О запуске салютов и говорить нечего — грохот в новогоднюю ночь уже стал неотъемлемым атрибутом, и без него праздник точно не был в нашем сознании самим собой, как без «зелёных красавиц» и традиционного салата оливье.
Как только стал строиться град Петров, он сразу же приобщился к новой традиции. Театр, где показывали новогодний фейерверк, находился на ледяном поле Невы, напротив дворца царского сподвижника Александра Меншикова. Высоко в небе, озаряя дворцы и Неву, разрывались снопами искр радужные букеты, гирлянды и узоры. На площадке же, перед которой собиралась публика, били яркими вспышками блестящие фонтаны, водяные каскады, лиственные и цветочные мозаики, вертящиеся мельницы и гигантские солнца
Что характерно для петровского времени, каждое новогоднее празднование посвящалось военным победам или подписанию мирного договора. Так, например, 1 января 1712 года в Петербурге был дан торжественный фейерверк по случаю подписания мирного договора с Турцией, который позволил России достичь успехов в военных действиях против Швеции.
Что же еще бросается нам в глаза в знаменитом петровском указе? Конечно же, период празднования Нового года. Царь велел отмечать семь дней, как раз до сегодняшнего Рождества Христова. В этот период людям разных чинов предписывалось поздравлять друг друга, дарить подарки, вести пальбу из мушкетов, а «за отсутствием оных» — ставить по дворах бочки, «наполненные соломою и хворостом», и поддерживать там огонь все семь дней.
Примечательно, что жители Российской империи не встретили нововведение Петра Первого в штыки. Считается, что новогодние праздники полюбились людям из-за традиционных Рождественских святок, на которые пришлось и празднование Нового года.
Рождественские святки — это время с Рождества Христова до Крещения Господня. Этот период был действительно праздничным в петровское время, когда Рождество отмечалось 25 декабря. Начало зимних Святок и окончание Рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню. Петровский указ оказался очень понятен русскому христианину из-за святочной традиции.
Правда, продлилось все это не очень долго. После смерти Петра I про традиции украшать жилища хвойными ветками и елями стали забывать. Людям уже не так часто напоминали о традициях, гулянья становились менее пышными, и культура праздника затихла. Известны только отдельные случаи празднований: например, Елизавета любила новогодние маскарады, а Екатерина II устраивала застолье и дарила подарки.
Возрождаться новогодние празднества стали лишь в первой половине XIX века. Тогда, во времена правления Николая I, появилось что-то вроде «публичных елок» — мероприятий, где все гости танцевали, ели и пели. Сейчас они бы нам напомнили современные детские праздники, но на самом деле, их устраивали для столичной аристократии.
Принято считать, что первую городскую елку в Петербурге поставили на Екатерингофском вокзале, который был в то время популярным местом отдыха петербургской публики. Позже такие елки ставили уже и в зданиях дворянских и купеческих собраний.
На праздновании Нового года того времени все было очень публично. Это был период балов, маскарадов и театров, стало популярно шампанское. В Петербурге появились легендарные рестораны, где на новогодние праздники собирались представители творческой интеллигенции. В это время широко распространилась и традиция дарить подарки — в основном игрушки, сладости и фрукты. В саму новогоднюю ночь в каждом крупном доме можно было увидеть маскарад или бал: каждому из них придумывали собственную программу.
У разных слоев населения были, конечно, абсолютно разные возможности в плане праздника. Низшие слои также приобщались к празднику, поскольку для них зима не была сезоном работ. Дети рабочих в эту пору любили кататься с ледяных горок. В Петербурге в разных частях, в том числе и на Неве, строились высокие ледяные горы.
Покупные елочные украшения в XIX веке могли себе позволить только очень состоятельные жители. Детям дарили различные сахарные игрушки, бусы из конфет, восковые свечи.
Во второй половине XIX века все более популярными становились театрализованные выступления. Занимательно, что именно в Петербурге, в Мариинском театре, впервые поставили знаменитого «Щелкунчика» Чайковского. Это произошло в канун Рождества 1892 года.
С приходом советской власти Новый год сначала оставался обычным праздником. В связи с атеистической программой Советов практически сразу запретили Рождество, а в 1929 году и сам Новый год.
Тогда среди народа стали популярны тихие домашние празднования. Люди так же, как и сейчас, устраивали праздничный стол, на котором были в основном консервы и фрукты, а иногда даже и «буржуазный» оливье. Они ставили елку, украшали ее подручными средствами, слушали радиопрограммы и отмечали праздник в кругу семьи, дарили небольшие подарки. Главным было, чтобы праздничную атрибутику не увидели сециальные патрули, которые высматривали любые признаки празднований.
Негласная атмосфера праздника сохранялась у очень многих. На официальном уровне новогодние празднования были заменены культурной программой, которая постепенно становилась для многих главным символом Нового года. В Ленинграде были свои особые традиции. Особым шиком было попасть 31 декабря на балет или оперную постановку. В этот день ленинградская публика традиционно заполняла Большой и Малый залы Филармонии, Мариинский и Михайловский театры. И это притом что 31 декабря в советское время оставался рабочим днем вплоть до 1935 года, когда Новый год официально разрешили. За этот непродолжительный период праздник утратил свой массовый характер: все праздновали в кругу семьи, тихо, без широких уличных гуляний.
Елка в блокадном Ленинграде — это особая тема. Она была не просто традицией, а символом того, что город продолжал жить, что город пытался не только спасти, но и порадовать детей. Массово новогодние праздники проводились лишь в 1941 и 1942 годах. Их организовывали в больницах, детских домах и садиках. Главным подарком была еда. В то время многие дарили своим детям печенье, яблоки и кусочки хлеба. В самом начале даже пытались устраивать ужины: например, известен рецепт, когда «горячее» готовили из иссохшего картофеля, делая из него «пюре». Остались воспоминания о том, как в предновогоднее время украшали стол бутафорской едой, чтобы было хотя бы какое-то ощущение праздника. Этим занимались и дети, они делали игрушки из бумаги в форме булочек.
В послевоенное время жизнь потихоньку начала восстанавливаться. В этот момент СССР признало Новый год важным праздником. В 50-е годы стали организовываться Кремлевские елки, стали проводиться городские празднования, на которых можно было встретить привычных нам Деда Мороза, и мандарины с шампанским. Культура празднования Нового года с тех пор не менялась до наших дней. Единственное действительное отличие — праздничным днем считалось только 1 января. В остальное время люди работали: у студентов, например, сессии начинались 2 января, а занятия могли длиться и до 31 декабря.
Лишь с распадом Советского Союза, когда уже и Рождество вновь признали праздником, каникулярные даты стали удлинять. В середине 2000-х календарная неделя стала такой, какой ее учредил Петр Первый. Мы празднуем Новый год, как и велел император, семь дней. Запускаем фейерверки, ставим ёлки, поздравляем друг друга и наряжаемся в лучшее «платье».
Веселого Нового года!
Текст скомпилирован из разных интернет-источников, изображения - от туда же.